Site icon KazanFirst

Недальновидность Наиля Магдеева рассорила элиты Челнов

В автограде наметился раскол. Всему виной проект стелы первостроителям.
В автограде наметился раскол. Всему виной проект стелы первостроителям.

В Набережных Челнах наметился раскол. По своей значимости и чувствительности для города он может оказаться таким же, как раскол между Русской и Константинопольской церквями для всех православных христиан. Это раскол между ветеранами-первостроителями нового города и «КАМАЗа» и ныне действующими властями. Обозначился этот раскол на заседании Градостроительного совета, где были представлены четыре проекта стелы первостроителям, которую планируется установить на въезде в автоград в районе городской поликлиники №2.

Чтобы понять, почему раскол наметился, нужно знать, что у этой стелы непростая история. Пару лет назад на очередном заседании Градсовета с места поднялся председатель правления Торгово-промышленной палаты Юрий Петрушин и разразился гневной речью. Он говорил о стеле. О том, что ее разработка и установка беспардонно затягиваются-мурыжатся мэрией города. 

— Восемь лет первостроители говорят о том, что стела нужна, а вопрос то откладывается, то переносится, то еще что-то! Так же нельзя, сколько можно! — примерно так стыдил Петрушин руководителей города. 

В 2016 году лед тронулся. Было окончательно определено место установки стелы. В 2017-м создали Фонд строительства стелы (планировали с помощью пожертвований собрать деньги на ее возведение) и поручили скульптору-архитектору Владимиру Нестеренко (автор оригинального памятника Владимиру Высоцкому в Челнах. — Ред.) создать проект. Нестеренко работал долго (два года), мучительно, но проект представил. Высокий столб с четырьмя колоннами у основания, которые символизируют строительство города, «КАМАЗа», Нижнекамской ГЭС и пригородной зоны.

— Это не памятник, это памятная стела. Она возводится в память о событии. Это не «КАМАЗу» памятник, а событию, трудовому героизму людей. Ведь в мире такого не было, чтобы за такое короткое время был построен полумиллионный город и промышленный автогигант, — не раз объяснял Нестеренко.

Его проект много раз обсуждался. Первостроителями, архитекторами и чиновниками — тоже. Первостроители проект приняли. И были уверены, что теперь дело за малым: исполком города должен выпустить решение о начале строительства стелы. Тем более и президент Татарстана Рустам Минниханов проект Нестеренко одобрил и даже пообещал выделить на его воплощение деньги из республиканского бюджета.

Поэтому на заседании Градсовета, где было объявлено, что на рассмотрение будет представлено четыре проекта стелы, первостроители сидели с озадаченными лицами. А руководитель исполкома города Ринат Абдуллин объявил не только об этом. Он сказал, что все эти проекты вынесут на голосование. Организует его начальник городского Управления информационной политики и по связям с общественностью Римма Мухаметзянова. Оно пройдет на сайте города, на странице администрации города «ВКонтакте», на сайтах городских СМИ и тех республиканских СМИ, которые согласятся такое голосование организовать.

— Молодые тоже должны высказать свое мнение. Через месяц подведем итоги, — резюмировал Абдуллин.

После этого авторы Владимир Нестеренко, Малика Шамсиева, Елена Гусак и Николай Сарапулов представили свои проекты. Шамсиева презентовала два варианта, поэтому вышло, что проектов даже не четыре, а пять. В отличие от Нестеренко, авторы альтернативных его стеле вариантов не работали над ними два года. И это было видно. 

1/0

Два проекта являли собой по-разному изогнутый постамент с водруженным на него грузовиком «КАМАЗ», еще два — изображение рук, которые держат в одном случае земной шар, в другом — тот же грузовик. Еще один проект изображает белый парный парус. 

— Это образ города. Город Набережные Челны — белый, легкий, воздушный, — объяснила автор Малика Шамсиева.

Первостроители были в большом недоумении. Еще во время представления они заговорили о том, что не надо никаких вариантов и голосований. Нужно устанавливать стелу Нестеренко. А когда началось обсуждение, слово взял Петрушин. Он заговорил громко, наступательно. Напомнил о том, что проект Нестеренко обсуждался два года в разных аудиториях, а в одном из обсуждений принимало участие 600 человек. И это были уважаемые и авторитетные специалисты.

— Стелу одобрил президент Минниханов, я ездил за поддержкой к Шаймиеву, мы обсуждали стелу с мэром Магдеевым. С ним договорились о том, что будет принято решение о строительстве стелы Нестеренко, после чего Магдеев уходит в отпуск, а здесь объявляется о голосовании. Зачем все это? Что происходит?! — громко поставил вопросы Петрушин.

Первостроители и ветераны города (Файруза Мустафина, Ильдус Камалов, Василий Маньковский, Альберт Петров и другие) камня на камне не оставили от проектов, представленных всеми конкурентами Нестеренко. Они ни своим видом, ни названием, ни содержанием, о котором пытались рассказать авторы, не передают духа первостроительства. Дух уловил и передал Нестеренко. Выступавшие давали понять Абдуллину, что мэрия в данном случае не должна вести себя как слон в посудной лавке. 

— Кто будет голосовать? Половина первостроителей уже в могилах, а что о строительстве города и «КАМАЗа» знают молодые? — задавали вопрос ветераны.

— Это будет такое же голосование, как выборы депутатов. С предсказуемым, заранее запланированным итогом! — бросил реплику Камалов.

— Итак, решение принято. Организовываем голосование и через месяц подводим итоги, — объявил Абдуллин, когда все высказались. 

— Они же (Магдеев и Абдуллин. — Ред.) приехали в Челны в 2014 году и принимают такие решения! Ничего не понимают! — сетовали ветераны уже возле гардероба на первом этаже. Только время покажет, чем чреват раскол между старой и новой элитами в Набережных Челнах. 

Впрочем, возможно, Абдуллину еще удастся предотвратить окончательный раскол. Во время обсуждения Камалов предложил создать авторитетное жюри и поручить ему окончательно выбрать проект стелы. 

— На разных музыкальных конкурсах народ тоже голосует, но ведь окончательно решает не народ, а жюри! — мудро заметил Камалов. Ринат Абдуллин сказал журналисту KazanFirst, что эта идея ему тоже понравилась. 

Exit mobile version