«Противники МСЗ путают понятия «мусоропереработка» и «мусоросжигание»

Жители Осиново продолжают бояться воздействия завода на экологию и здоровье.
Жители Осиново продолжают бояться воздействия завода на экологию и здоровье.

В интервью KazanFirst доктор медицинских наук, главный врач научно-диагностического центра при КГМУ Ленар Рашитов проливает свет на тонкости публичной экспертизы проекта МСЗ. 

— Ленар Зульфарович, расскажите о вашей области научных интересов? 

— 18 лет уже занимаюсь вопросами охраны атмосферного воздуха, изучением влияния вредных веществ и благоприятных сторон антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе и на здоровье человека.

В апреле-мае 2018 года в медуниверситет было направлено письмо, чтобы пригласить экспертов и осуществить оценку воздействия мусоросжигающего завода, который планируется построить у поселка Осиново, что рядом с Казанью. Были представлены документы касательно самого проекта. Мы заинтересовались им, потому что у нас в Татарстане будет реализовываться пилотный проект. Сделали также запрос, чтобы нам предоставили информацию о том, как функционируют такие объекты в Европе. 

«Противники МСЗ путают понятия «мусоропереработка» и «мусоросжигание»

— Кого вы имеете в виду, говоря «мы»?  

— Я имею в виду экспертное и научное сообщество. В моей компетенции были вопросы касательно влияния объекта на окружающую среду и человека и охрана состояния здоровья. В целом экспертизу большая группа экспертов делала, в том числе гигиенисты. На сегодня проект МСЗ уже передан в Роспотребнадзор и Центр гигиены и эпидемиологии. 

— Как проходит экспертиза объектов, подобных МСЗ? 

— У нас любое антропогенное воздействие, в том числе проект МСЗ, оценивается с точки зрения опасности для окружающей среды. Никогда ни один проект не рассматривается с точки зрения, что он безопасный. Поэтому и оценивается именно воздействие окружающей среды. Все предприятия, исходя из регламентных значений, оплачивают тот вред, который наносят. Если у предприятия есть выбросы в атмосферу, то это уже определенная его статья расходов. Саму экспертизу проекта я не проводил, а лишь высказал экспертное мнение.  

«Противники МСЗ путают понятия «мусоропереработка» и «мусоросжигание»

— Вы как эксперт над какими документами работали? Что вам было представлено?

— У меня был многотомный документ, в котором несколько разделов. В них содержалась информация о предполагаемых местах размещения МСЗ, их на самом деле было несколько, а не только то место, что рядом с поселком Осиново у Казани. Также раскрывалась информация об объектах в окрестностях на предполагаемой локации, их воздействие на окружающую среду, предполагаемые риски, подъездные пути, где и сколько людей живет.

— Это было ваше частное мнение эксперта или вы предварительно с кем-то общались, консультировались? 

— Я давал свое частное профессиональное мнение. На самом деле проект МСЗ в Казани не новый, с похожими проектами в России мы уже сталкивались. В научной литературе все вопросы, связанные с подобными объектами, уже есть. В учебниках для студентов классические методы по технологии сбора, переработки и утилизации мусора уже описаны.    

— Ваша экспертиза основывается лишь на изучении документов или были сделаны полевые, лабораторные исследования и анализы?

— Представленные мне документы уже зиждились на различных измерениях, сделанных такими компетентными органами, как министерство экологии и природных ресурсов России, Росгидрометцентр, который определяет розу ветров.

На самом деле там, в Осиново, на воздух влияет множество факторов: роза ветров, высота расположения трубы, какая погода в то или иное время года, какая этажность застройки, наличие свободного пространства. Исходя из этого рассчитывается зона распространения этих веществ в атмосфере, определяется санитарно-защитная зона предприятия. Возможно рассчитать факторы риска канцерогенного или неканцерогенной природы, которые будут воздействовать на жителей поблизости.

«Противники МСЗ путают понятия «мусоропереработка» и «мусоросжигание»

— Противники МСЗ говорят о том, что завод повлияет на число онкологических заболеваний. Так ли это?

— Есть Международное агентство по изучению рака, МАИР называется. Он все вещества, которые есть в природе, разделил на категории по канцерогенной опасности. Это 1 группа: безусловные канцерогены для человека и остальные вещества по степени вероятности развития в результате воздействия злокачественных новообразований.   

Для оценки связи канцерогенного риска для жителей и связать его с МСЗ, фактически нереально. Надо учесть количество постоянно проживающих более 20-30 лет на данной территории и количество людей, которые переехали сюда. Оценить, где данные люди работают. Сколько времени они еду в транспортном потоке. Рядом с Осиново находится КОС, и никто из жителей (я присутствовал на публичных слушаниях) не жалуется, что есть заболевания, связанные с химических производством. У нас вообще в Татарстане очень много крупных нефтехимических и химических предприятий. 

Нужно понимать, что нужно обязательно раз в год проходить диспансеризацию для диагностики заболевания. Могу сказать, что в современных условиях рак легких не занимает лидирующую позицию среди онкологических заболеваний. Лидируют онкологические заболевания желудочно-кишечного тракта? Получается, что вся проблема в том, что мы едим.

Научных доказательств взаимосвязи между наличием в регионе МСЗ и роста количества раковых заболеваний нет. Например, Новая Зеландия входит в ТОП-5 стран с самым высоким уровнем заболеваемости раком, где МСЗ вообще отсутствуют.

— Каким образом сегодня общественность может контролировать ход реализации проекта? 

— По проекту были проведены две общественные экспертизы. Люди в течение месяца до проведения общественных слушаний имели возможность ознакомиться с проектной документацией. Потом начались сами общественные слушания, после которых в течение месяца по проекту собирались все замечания и предложения граждан, которые живут поблизости. В течение месяца их предложения и замечания обрабатывались, только после этого документация была утверждена. И вот сейчас она отправлена на общественную экспертизу.

«Противники МСЗ путают понятия «мусоропереработка» и «мусоросжигание»

Желающие люди могут заказать это исследование в частном порядке. Думаю руководители МСЗ будут поддерживать эту акцию, так как она только подтвердит значения заложенные в проект. 

— Какая работа будет проводиться дальше?

— Сейчас проект по МСЗ проходит первый этап государственной экологической экспертизы. После неё, уже на основе выданного заключения, — главная государственная экспертиза. 

В дальнейшем, когда уже будет построен объект, для жителей организуют экскурсию на завод. Там появится онлайн-табло по выбросам. Но диоксины и фураны на табло не будут отображаться — просто это те вещества, которые в реальном времени никак не улавливаются. Для этого нужно эти вещества поднакопить за очень продолжительный период времени. Затем необходимо запустить процедуру их определения, только после этого приступить к проверке. Эти вещества будут отслеживаться, но не в реальном времени. 

— На ваш взгляд, в чем именно заблуждаются противники МСЗ? 

— Самое главное — противники путают мусоросжигающий завод с мусороперерабатывающим. Завод по МСЗ на самом деле предполагается сделать предприятием по термическому обеззараживанию. 

Они не понимают, что мусор с полигона никогда не попадет на МСЗ без сортировки.

У нас в Татарстане есть своя территориальная схема по обращению с отходами. Наш МСЗ, даже тот завод, что в Вене, не весь мусор принимает. Завод может отказать в приеме мусора. Почему? Потому что никто не будет рисковать предприятием ради каких-то сомнительных 5 тонн отходов. 

Надо будет всё ремонтировать, вычищать или обеззараживать. А это значит простой предприятия, который выльется владельцу завода в серьезные деньги. 

Скажем, к предприятию привезли мусор, состоящий из ртутных градусников. У предприятия есть право отказаться от такого мусора. МСЗ будет брать мусор только от регионального оператора, который обязан делать сортировку отходов. Другими словами, оператор должен разделить мусор на два вида: то, что можно отправить на переработку, привезти для термического обеззараживания на МСЗ, и мусор, который не вписывается в технологический процесс завода, такой мусор лучше как-то иначе утилизировать. Наш региональный оператор будет нести прямую ответственность за тот мусор, который поступает на МСЗ.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *