«Татарстан не только декларирует мир и согласие, но живет так»

Единство и веротерпимость в России начинались именно в Казани.

Научно-практическую конференцию, посвященную Казанской иконе Богоматери, провели в церкви Святого праведного Иоанна Кронштадского. Обсуждали образ Богородицы в судьбе России и мировой цивилизации. Помимо докладов о культурно-нравственной ценности святыни участники чтений - православное духовенство, власти республики, ученые и искусствоведы -поддержали в итоговой резолюции Патриарха Кирилла, который пытается сохранить единство в большом православном мире и не допустить отделение Киевской митрополии от Московского патриархата. 

На чтениях в Казани РПЦ представляли много людей. Но с докладом на пленарном заседании выступил Вахтанг Кипшидзе, зампред Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Он раскрыл общегуманитарное значение иконы Казанской Богородицы для России. 

- Мы живем в мире, который постоянно ищет ценности достоинства человека, ценности свободы, ценности уважения человеческой личности. На этом пути у современного общества есть большие проблемы. К сожалению, логика современных СМИ и современной поп-культуры подталкивает нас к тому, чтобы наши ценности и приоритеты постоянно менялись. Меняется новостная повестка, меняются люди, с которыми мы общаемся, меняются общественные предпочтения. Все это очень быстро. Это значит, что мы, с одной стороны, сами становимся очень подвижными, у нас множество интересов, привязанностей, это как будто нас делает богаче. Частично это так, - рассуждал Вахтанг Кипшидзе. 

По его словам, когда речь заходит о подлинных и неизменных чувствах, привязанностях к вере и доверии, то у современной и популярной культуры возникают большие проблемы. Представитель патриархии напомнил здесь случай в Керчи, когда студент расстрелял студентов и преподавателей политехнического колледжа.   

- Например, подлинное уважение к человеческому достоинству не выдерживает испытание современным медийным миром. Вам лучше меня известны случаи, когда молодые люди совершают ужасные преступления в своих учебных заведениях. В этом мы видим кризис уважения к достоинству других людей, - заявил Вахтанг Кипшидзе. Докладчик считает, что традиционные религиозные ценности и почитание иконы Казанской Богоматери - это гарантия уважения другого человека. 

Таким образом, когда православные верующие собираются перед иконой, чтобы помолиться, они не только совершают религиозный обряд, но и осуществляют акт уважения человеческого достоинства. 

- Мы знаем, что Пресвятая Богородица была сподоблена такой благодати, которой до этого никогда в истории человечества никто не сподоблялся. В этом есть символ не только религиозного почитания Богородицы, но и символ почитания самого человека и человеческого, - отметил гость из Москвы.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан уверен, что такие исторические сюжеты, связанные с иконой Богородицы и ныне восстанавливаемым Собором, так же скрепляют воедино православных и мусульман Татарстана. Он перекинул «смысловой мостик» с чтений на День народного единства.

Феофан рассказал, что храм Казанской иконы Богоматери был свидетелем Смутного времени на Руси. Именно с момента, когда из Казани в Нижний Новгород выдвинулось войско со списком чудотворной иконы, чтобы присоединиться к народному ополчению Минина и Пожарского, и начинает история её всероссийского восхваления. С этой иконой ополченцы освободили Москву от захватчиков, предателей и интервентов в Смутное время.  

Тем не менее храм ко второй половине XIX века в Казани сильно обветшал и начал разрушаться. Сильнее всего он пострадал от взятия города войсками-мятежниками Емельяна Пугачева. Когда с его бунтом было покончено, принимается решение о строительстве на том же месте нового храма. Чтобы утвердить это начинание, в Казань направляется императрица Екатерина Великая.

По словам митрополита Феофана, для жителей Казани и татар фигура императрицы весьма значима и близка сердцу.

- Именно с её посещения Казани начался в России этап развития веротерпимости, укрепления национального и межконфессионального мира и согласия, которым и по сей день славится наш край и наша республика. Императрица, познакомившись с жизнью казанских татар, не только учреждает Духовное управление мусульман, но и позволяет строить новые каменные мечети. Символично, что их возведение совпадает по времени с началом стройки казанского собора, - отмечает митрополит Феофан. 

В новейшей истории Татарстана, Казани продолжается смысловое наполнение Дня народного единства. Именно в 2015 году 4 ноября лидер республики Рустам Минниханов совершает «очень смелый поступок» - издается указ о строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании Казанского собора иконы Богоматери. Митрополит выразил благодарность также первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, назвав его «великим сыном Республики Татарстан и всей России». По словам владыки, Минтимер Шаймиев немало усилий приложил, чтобы воссоздание Собора удалось. 

- Я всегда чувствовал поддержку и понимание, что является важным фактором, что мы живем в одном нашем замечательном общем доме. Нам небезразлично, как чувствуют себя духовно наши братья. Нас радует, что мусульмане обращаются к вере своих отцов, что построена и начала функционировать Болгарская исламская академия, которая исторически является первым учебным заведением такого масштаба в России. Мы надеемся, что наши совместные труды по сохранению нашего единства, нашего согласия будут примером не только для России, но и для мирового сообщества. Ибо Татарстан был, есть и будет тем регионом, где не только декларируют мир и согласие, но и живут в мире и согласии, - резюмировал Феофан.

По завершении чтений пленарного заседания владыка Татарстана обратился к участникам, чтобы в резолюцию мероприятия было включено обращение к патриарху Кириллу. В частности, участники поддерживают все труды и дела главы РПЦ по сохранению единства православной церкви и славянских народов. 

Действия Константинопольского патриархата, который 11 октября этого года отменил грамоту 1686 года о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату, чем признал автокефалию Киева, - «посягательство на каноническую территорию РПЦ». Таким образом, действие константинопольского патриарха Варфоломея признаются «антиканоническими», «угрозой межправославным отношениям», «уроном церковному единству» и «принесением разлада в семью поместных православных церквей».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite