Школьный психолог: Дети боятся плохо учиться

Подростковый организм не выдерживает созданной вокруг него атмосферы жизни.
Подростковый организм не выдерживает созданной вокруг него атмосферы жизни.

Семейный и школьный психолог Наталья Аблизина видела в Челнах деликатное и тревожное явление. Дети не выдерживают связанного с учебой морального и психологического напряжения.

— Уже не раз было так, что конкретно ко мне родители приводят ребенка и говорят: «Вот! Доучился (доучилась) до 3-го (4-го класса) и вдруг энурез! Прямо во время занятий! А раньше такого не было!». Начинаем разбираться и выясняется, что энурез начался, когда ребенка перевели из обычной школы в престижную гимназию или лицей, — рассказывает психолог. 

Школьный психолог: Дети боятся плохо учиться

Аблизина, конечно, отправляет таких детей к врачу. Но это на всякий случай. Как специалист она видит, что причина кроется в психологии и в психологической обстановке. Родителям она предлагает усвоить, что такое «эустресс» и «дистресс». Это можно понять на очень простом примере.

Представьте себе, что вы сами по доброй воле идете под холодный душ. Вы заранее знаете, что вода будет очень холодная, терпеть вы ее будете с трудом, станете визжать от холода, но вы знаете и то, что потом вам обеспечены бодрость духа, хорошее настроение, здоровье и хорошая работоспособность. Это и есть эустресс. Человек создает его себе сам ради достижения цели.

А теперь представьте, что ваши родные, близкие вам люди хватают вас и засовывают под холодный душ силой. Они уверены, что делают это ради вашего же блага (здоровья и прочее). Но вы не знаете, как долго на вас холодная вода будет литься, как часто процедура повторяется и когда закончится. Это губительный дистресс, он вызывает постоянный страх, тревогу, неприятие такой жизни.

Школьный психолог: Дети боятся плохо учиться

— Если ваш ребенок обладает достаточно высоким интеллектом (способностью быстро усваивать и обрабатывать большой объем информации), стрессоустойчивостью (у него не вызывает испуга или тревоги неожиданная ситуация), выносливостью, если он трудоголик, то гимназии и лицеи с напряженной, насыщенной программой образования рассчитаны на него. Если же у вашего чада среднестатистические параметры, то ему комфортнее учиться в обычной средней школе. Кстати, и там ребенок может достичь больших успехов в учебе и обеспечить себе базу для поступления в любой вуз. Но родители, желающие видеть своих детей «звездами», часто об этом забывают. А о том, что ребенка можно протестировать и определить его интеллект, его способности, родители даже не думают. Поэтому дети попадают в «элитную» гимназию так, будто их взяли и затащили под холодный душ, — объясняет психолог.

Оказавшись на весь учебный год под «холодным душем» образовательной программы, ребенок находится в постоянном напряжении и тревоге. Он боится не понять, пропустить, недослушать учебный материал, не успеть выполнить задание, отстать. Поэтому он не подымает руку, не отпрашивается с урока, терпит, но физиология оказывается сильнее. А бывает и так, что ребенок просто не успевает отпроситься.

Школьный психолог: Дети боятся плохо учиться

В принципе большинство детей, наверное, способны справиться с любой программой. Но им мешает неверная реакция родителей на неудачи или затруднения своих детей. Напряженная программа означает, что у ребенка должен быть жесткий режим дня и расписание занятий. Родители должны жить в ритме своих детей, сохранять им нормальный оптимистичный настрой. Очень часто происходит иначе.

— Ребенок принес из школы тройку. Умные родители скажут, что тройка — это приемлемо, но теперь нужно не опускаться ниже и сделать все для того, чтобы со временем подняться выше. Но очень часто реакция бывает другой: «Ах, тройка, так это же плохо, это ужасно! Ты отстаешь, ты не справляешься, тебя отчислят, зачем тогда мы столько сил тратили! В кого ты такой (такая), кем ты вырастешь?!». К такой реакции нередко добавляются повседневные семейные проблемы. Ссоры, скандалы между родителями и прочее. Для ребенка жизнь превращается в сплошной дистресс как в школе, так и дома. И единственное его желание — дождаться, когда уже закончится этот клятый учебный год, — обрисовывает картину Аблизина.  

Школьный психолог: Дети боятся плохо учиться

Если вы ставите перед детьми большие задачи, то знайте, что это и ваши задачи. Причем, пожалуй, в большей степени это ваши задачи, а уже потом задачи ваших детей. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: