«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

Театр Европы спустя семь лет вернулся с гастролями в Казань.
Театр Европы спустя семь лет вернулся с гастролями в Казань.

Легендарный спектакль самого известного российского режиссера и художественного руководителя Малого драматического театра Санкт-Петербурга Льва Додина по роману-эпопее Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» поставили на основной сцене Камаловского театра. Постановка известна на весь мир: ее играли во Франции, Австралии, Италии, Израиле, США, Румынии, Хорватии, Германии, Польше и других странах.

Накануне первого дня выступления журналист KazanFirst пообщалась с некоторыми артистами театра, которые объяснили, почему спектакль не сходит со сцены уже 11 лет подряд и в чем его актуальность.

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

Чтобы понимать, о чем речь, познакомимся с кратким сюжетом романа. Ученый — физик, академик Виктор Павлович Штрум, который наконец приблизился к тайне создания атомной бомбы, возвращается в Москву из эвакуации. Он еврей. И руководство института, в котором работает Штрум, постоянно напоминает ему об этом. Казалось бы, Холокост существует только по ту сторону фронта, но национализм становится неофициальной основой политической системы Сталина. Подвергнутый остракизму, выгнанный из Института, физик оказывается перед ужасной дилеммой: оставаться верным правде, науке, себе или признаться в несуществующих грехах и ошибках. СССР нуждается в атомной бомбе, это и спасает его. Ученый ликует, он готов забыть всех своих родственников, друзей и коллег. Жизнь продолжается! Но вскоре Штрум вновь окажется перед выбором…

Своим долголетием спектакль в некоторой степени обязан и темам, которые поднимаются на сцене. Об этом говорит народный артист России Игорь Иванов, исполняющий роль Мостовского.

— У нас все спектакли — долгожители. Любая большая литература, большая драматургия предполагает колоссальный объем времени для ее постижения. С возрастом мы начинаем понимать все больше и больше. То, что раньше понималось так, сейчас воспоминается совершенно иначе. В нашем спектакле затронуты вечные темы — время, жизнь человека, иллюзии вокруг нее, любовь, смерть. С каждым годом спектакль наполняется новыми смыслами, это нескончаемый процесс, — говорит он.

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

На наполнении постановки новыми смыслами и сменой поколений артистов и закончился список нововведений в спектакле, которые могли бы произойти за все время существования.

— Спектакль по роману Гроссмана, сюжет, тексты и мизансцены не меняются нигде и никогда, — объясняет Сергей Курышев

Но разным всегда оказывается зрительская реакция. Артисты считают, что за границей она немного острее, чем у нас.

— Когда в России происходят чудовищные вещи, все у нас «а, мгм, да». Мы привыкшие так жить, умирать, жить в одном шаге от войны, понимаете? А для них то, что они видят, — это шок. Для них страшно так относиться к жизни и судьбе, — говорит актер Игорь Черневич, исполнитель роли Бархатова. 

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

— Там более открытый, более свободный зритель. И все-таки наши зрители замечательные. Сопереживают сильно. Даже когда мы выступаем в маленьких, не театральных городах России, зрители вникают в историю, а после задают умные вопросы. Вряд ли они готовились к спектаклю и перечитывали целый роман, — добавляет Иванов.

Актеры говорят, что, несмотря на реакцию, все зрители хорошо понимают важность обсуждения поднятых ими тем. 

— Довольно предсказуемо, что актуальность этого спектакля растет с каждым днем. Кому-то могло показаться, что времена насилия и пренебрежительного отношения к жизни человека уже прошли, но, к сожалению, это не так. Эти темы становятся все острее. Это заметно по зрительному залу. В последний год-два зрители воспринимают спектакль почти как подпольный. Нам почти шепотом говорят: «Молодцы, хорошо, что вы об этом говорите». Наверное, это не очень хорошо для общества, но нам приятно, что нас понимают, — отмечает Черневич. 

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

Перед тем как проникнуться ролью и попробовать передать свои чувства зрителю в легендарном спектакле, молодые артисты долгое время изучают его. Екатерина Клеопина — одна из таких. 

— Я тот самый студент, который с первого курса начал заниматься «Жизнью и судьбой». Все мои персонажи взрослели вместе со мной. Это страшно, но и удивительно. Для меня открывается все новое. Этот спектакль пугающе современен. То, что он не сходит со сцены уже многие годы, — это дар нашего учителя, Льва Абрамовича, — считает она.  

Актер Олег Рязанцев добавляет, что спектакль может стать пророческим.

— Мерзковато от этого, но это правда. Автор «Жизни и судьбы» поражает широтой взглядов и своей эрудицией, — полагает он.   

Кроме спектакля артисты говорили и о том, насколько молодой зритель способен на глубокие переживания от серьезнейших спектаклей. По их словам, от всего числа зрителей, приходящих на выступления, процентов 70 составляет молодежь.  Приходят, конечно, лишь самые заинтересованные. 

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

— Чем прекрасен театр? Берет так, закинул в тебя что-то — ты начал по-другому жить. Вполне возможно, если артисты хорошие. В драматургии ведь нет никаких критериев. Додин говорит, что из сердца выходит, то в сердце и попадает. Если для тебя твоя роль — это правда важно, то это задевает и зрителя, — уверены артисты. 

Поговорили также и о сегодняшней работе Питерского театра. Оказалось, здесь нередко устраивают творческие лаборатории и фестивали, благодаря которым для молодых драматургов открываются новые возможности в творчестве. Два года назад по идее Додина провели одно из подобных мероприятий, после которого в репертуар труппы вошли несколько спектаклей. 

— Что самое интересное, они не зрелищные, но очень жесткие по своему смыслу. И в репертуар они попали, потому что между играющими артистами происходит нечто и их яркий пучок энергии выстреливает прямо в зал, — объясняет Иванов.  

«Казалось, времена пренебрежительного отношения к жизни человека прошли, но это не так»

Артисты рассказали, что во многих городах, где выступает театр, после спектакля организуются творческие вечера с Додиным для обсуждения. Жаль, что в Казани такой возможности не предусмотрели. Наверняка нашлось бы много желающих обсудить постановку с вечным смыслом.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *