«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

В Казани наконец установили долгожданную скульптуру ученому-просветителю.
В Казани наконец установили долгожданную скульптуру ученому-просветителю.

В этом году все тюркские народы мира отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося татарского ученого Шигабутдина Марджани, который оставил после себя богатое научное и литературное наследие. В Татарстане же 2018-й объявлен Годом Марджани, проводятся различные конференции, круглые столы, выставки и форумы, посвященные богослову. Вдобавок ко всему в конце сентября разлетелась новость о том, что городские власти собираются установить памятник Шигабутдину Марджани. Наконец, свершилось.

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Место установки скульптуры выбрали весьма удачно. Почти четырехметровый беломраморный бюст возвышается над набережной озера Кабан — на той стороне, что ближе к мечети «Аль-Марджани». 

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Напротив ученого в ряд стоят цветные дома Старо-Татарской слободы, в одном из которых просветитель жил когда-то сам. К тому же памятник разместили у самого спуска к катерам, которые так популярны среди туристов города. Несомненно, они окажутся на благоустроенной площадке памятника, увидят таблички, на которых на трех языках написано «Истина и праведный путь превыше всего», и заинтересуются тем, кто это такой.  

На церемонии открытия монумента собрались аксакалы, богословы, шакирды, родственники ученого. Приехали и те, кто стал инициатором идеи, — первые лица республики, в том числе президент Татарстана Рустам Минниханов

— Поздравляю вас всех с праздником мавлид. В день рождения пророка Мухаммада мы открываем памятник величайшему ученому, который прославил татарский народ на весь мир и оставил после себя глубочайший след в науке. Пусть эта скульптура станет красивым подарком для Старо-Татарской слободы. Спасибо всем, кто был задействован в этом благом деле, и всем, кто пришел сюда сегодня, — сказал лидер республики. 

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Следом слово взял Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев. Он подчеркнул, что имя ученого вызывает особую гордость у татарского народа. 

— Это человек, который широко известен по всему миру. Несмотря на все трудности, он сумел отстоять свои философские убеждения. Когда мы открывали Болгарскую исламскую академию, гости из зарубежья благодарили наших татарских ученых. Когда мы решили установить памятник, пошли большие споры среди муфтиев о запрете или разрешении, точно так же, как и в то время, когда на Тысячелетие Казани мы ставили памятник великому болгарскому поэту Кул Гали. Хорошо, что памятники все-таки поставили. Гости нашего города будут видеть его и узнавать, кто это, знакомиться с нашей историей, — говорит Шаймиев. 

Действительно, по законам шариата запрещено делать портреты, а также скульптуры человека. Имам-хатыйб Соборной мечети «Аль-Марджани» Мансур хазрат Джалялетдин уверяет, что инициатива создать памятник была выдвинута со стороны городских властей, а духовенство республики лишь поддержало это решение. 

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

— Да, нельзя. Но в Казани и так очень мало памятников выдающимся татарским личностям. А если их перестать ставить вообще, то имена великих скоро забудутся. Сейчас нужно всячески возвышать память о наших ученых, что бы там ни говорили, — уверен он.  

Список вышеупомянутых великих богословов возглавляет Шигабутдин Марджани, считает муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин

— Как известно, до революции только в Казани было напечатано около 30 тысяч книг. Татары в 1803 году первыми напечатали Коран. В арабских книгах сказано: в Египте его читали, в Стамбуле от руки написали, а в Казани впервые напечатали. Марджани хазрат пишет об этом целую книгу, где подробно рассказывает, как это был. Книга была напечатана и в других тюркских странах, ее читают, ее знают, — говорит муфтий. 

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Самигуллин напомнил и знаменитое высказывание Марджани: «В нашей вере нет трех вещей, но именно они сохраняют эту веру. Это национальный язык, одежда и традиции».

— Если мы сохраним эти вещи, они сохранят нашу веру, — завершил он. 

Слова благодарности о памяти и почтении великого ученого выразила и праправнучка Шигабутдина Марджани Гульзада Мустафина. Она принимала поздравления на протяжении всей церемонии. Люди с радостью поздравляли друг друга с этим событием. 

— Когда мы постоянно говорим о том, что умирает наш язык, народ, должно было произойти событие, которое способно разбудить нас. Открытие памятника станет стартовой точкой большого процесса. Каждый, кто будет проходить мимо памятника, станет вспоминать ученого, вспоминать, что его предки, его народ еще с давних лет является образованным, грамотным. А если кто и не знает Марджани, то остановится, чтобы узнать. Начнет изучать, искать о нем информацию и поймет, что предки татар были образованными, умными людьми. Вот поэтому это праздник. Это пробуждение татарского национального самосознания, — уверен председатель Союза писателей Татарстана Данил Салихов.

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани) — великий татарский просветитель, мусульманский богослов, философ, историк. Родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи нынешнего Арского района. 

Марджани принадлежит более 30 сочинений на арабском, татарском и персидском языках. Наиболее значительны его труды по ханафитскому праву, каламу и истории ислама. 

Самое известное сочинение Марджани — «Мустафад аль-ах бар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», кн. 1-2, 1885-1900 годы) представляет собой первый опыт написания национальной истории татар. 

«Были большие споры о запрете или разрешении памятника Марджани»

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Им были заложены основы реформы преподавания в медресе для доступа татар к передовым достижениям мировой культуры и науки. 

Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: