«В Уфе нет финансирования, но развит низовой активизм, а в Казани наоборот»

На фестивале городской культуры Jadidfest дарили идеи и размышляли о науке.

Непопсовое мероприятие не для всех уже второй год подряд проводят в центре современной культуры «Смена». Здесь собрались дизайнеры, художники, музыканты, кулинары и все, кто причастен к креативной индустрии. На первом этаже в кофейне молодые исполнители татарской альтернативной музыки три часа подряд исполняли каверы на популярные российские и зарубежные песни. 

- В последнее время появился тренд переводить на другой язык всем известные песни. В это раз мы тоже решили попробовать такое. Это признак того, что своего контента уже не хватает и поэтому мы берем заимствованный. Такое практикуется уже лет 150. Я, например, с Аделей Ахметовой буду петь «Между нами тает лед» и «Розовое вино». Мы просто хотим, чтобы нам подпевали, - рассказал музыкант Радиф Кашапов

А на площадке «Акыл фабрикасы» с позднего вечера до глубокой ночи выступали артисты лейбла Yummy Music. Днем же здесь обсуждали национальную моду без стереотипов. 

Один из четырех залов «Смены» отвели под новейший проект татарского конгресса - «Гыйлем фест». По словам одного из организаторов мероприятия Айрата Файзрахманова, цель его состоит в том, чтобы актуализировать развитие науки на татарском языке. Участниками нового направления Jadidfest стали около 30 групп школьников, прошедших отбор из заявленных 80. Команды, собранные со всей республики, представляли проекты, которые могли бы стать полезными в развитии татарского языка. 

- Фестиваль соединяет детей, которые говорят о науке на татарском языке. Здесь язык раскрывается в информатике, физике, химии, а не только в самой дисциплине. В школах сейчас очень популярно проектное обучение. Многие стремятся к тому, чтобы дети создавали какие-то проекты, учились работать в команде, - считает Файзраманов. 

Игры, научные приспособления, компьютерные программы и другие представленные новинки оценивались специальным анонимным жюри из пяти человек. Интересно то, что в большинстве своем школьники не знали об этом и не замечали их присутствия. Эксперты же во время знакомства с проектами обращали внимание на несколько критериев - инновационность, практическое применение, грамотная презентация. В итоге были выбраны несколько групп победителей, которые получили по 10 тысяч рублей за идею. 

Участников и зрителей было настолько много, что все время фестиваля в зале было не протолкнуться и стоял сильный гул, который перекрывал голос лектора, отделившегося от школьников небольшой ширмой. К массе прибавились еще и те, кто собрался сюда на награждение за содействие в проведении «Татарча диктант». Кстати, в этом году его написали 10 018 человек по всему миру, что в пять раз больше прошлогодних показателей. Организаторам стоило бы подумать над тем, чтобы выделить подведению итогов проекта отдельный день и площадку. Позднее председатель Всемирного форума татар Табрис Яруллин признался, что на все нужны финансы. С другой стороны, нельзя не согласиться и с Айратом Файзрахмановым, который видит в этом больше плюсов, нежели минусов. 

- Кооперация, коллоборация должны быть. Раз уж эти ребята пришли на «Гыйлем», то они зайдут и на соседний дизайн-маркет. Они увидят, что здесь продаются такие же настольные игры, как создали они. Что свои работы можно также продавать. Коммерческий эффект от умственного продукта тоже неплох. Это станет лишь еще одним мотиватором для детей. Вдруг это выльется в нечто большее, - сказал он. 

Яруллин же отмечает, что с каждым годом к команде татарского форума подключается все больше и больше школьников, что его и радует. 

- Нельзя же вечно работать на аудиторию 25-35 лет. Нужно и с подростками находить общий язык. Мы уже все, списанный материал. Про нас уже можно забыть. Нам просто нужно каждый день с утра вставать и обрабатывать свою землю. А новые веяния должны идти со стороны школьников. У нас на форуме процентов 10-20 школьники. Я не знаю, как они дошли до нас, но они с нами, они помогают нам, - говорит он. 

В следующем зале расположились дизайн-маркет и площадка для детей от образовательного учреждения «Сабыйлар». Если сюда пришел тот, кто уже был на последних аналогичных событиях, в частности на «Печэн базары», то можно заметить, что все это очень сильно напоминает летний фестиваль. И даже лица, представляющие свой товар, те же. 

- Jadidfest - это камерный вариант «Печэн базары». Только летом мы собирали всех татарских дизайнеров со всего мира, а в этот раз ограничились татарстанцами и парой гостей из Москвы и Перми. Желающих принять участи было очень много, звонили даже перед самым началом фестиваля, - рассказала ответственная за площадку Гузалия Гиниятуллина

Этот же вопрос, почему два фестиваля так похожи друг на друга, мы задали и Яруллину. Он ответил, что Jadidfest - это почти полная аналогия «Печэн базары», только в зимнее время в помещении. Он также отметил, что в Казани мало площадок, открытых к сотрудничеству и с приемлемыми ценами, поэтому вход на мероприятие был платным. 

- Мы хотели еще более экспериментальную площадку, чем «Печэн базары». Я помню, когда проводили этот фестиваль в первый раз, три часа подряд под электронную музыку Радика Салимова, который импровизировал, все читали стихи Хади Такташа. Я тогда подумал: «Это кому-то будет интересно?». И в этот момент мы с командой решили делать то, что интересно в первую очередь нам, то, что бы мы хотели видеть экспериментальное татарское. Мы видели много мероприятий, много концертов, и мы хотели того, чего не хватает именно нам, что-то в стиле урбан интересного формата, - вспоминает он. - Вот, например, в этом году будет бесплатный сеанс раздачи идей. Я еще нигде в мире не слышал и не видел, чтобы сидели пять человек и по минуте рассказывали бы новый образ, который до этого нигде не использовался. И так в течение часа. 50 новых образов и идей для тех, кто занимается креативом! Мы даже не знаем, будет ли это интересно, придут ли люди, но мы это делаем, потому что нам самим это нужно. 

Приехавшая из Башкортостана Алия Айсина занимается организацией крупных городских и менее масштабных атмосферных мероприятий. Она поделилась своими наблюдениями.  

1/0

- Казань и Уфа в плане подобных событий сильно различаются. У нас нет финансирования, но развит низовой активизм и много контента, поэтому люди создают мероприятия собственными силами. У вас же все наоборот: есть финансирование проектов, но заинтересовать людей очень сложно. Я каждый год в Казани и вижу, что у вас идет перенасыщение событий. Даже сегодня идет два-три мероприятия, на которые я хотела бы сходить. Получается, что люди идут только на те мероприятия, которые несут реальную пользу. Необходимо донести до народа ценность таких фестивалей, чтобы он понял, что этнокультуру и местных производителей мы должны поддерживать, в Уфе объяснить это намного проще, - считает она. 

Организаторы Jadidfest уверены, что у фестиваля есть все возможности для того, чтобы стать брендом, который бы знали во всем мусульманском мире.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite