Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

Как китайская корпорация меняет стандарты работы челнинцев.
Как китайская корпорация меняет стандарты работы челнинцев.

Как отказ от вертикального стиля управления позволил резиденту ТОСЭР стать корпорацией номер один среди мировых производителей бытовой техники, почему 50% стартапов, реализуемых на базе «Хайер», успешны и какие возможности откроются перед бизнесменами ТОСЭР «Челны». Об этом куратор территории опережающего развития Эльдар Тимергалиев поговорил с генеральным директором «Хайер Электрикал Эпплаенсис РУС» Сунь Чжэньхуа.

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— Получилось ли «Хайер» создать свою бизнес-модель?

— Да, суть ее в том, чтобы дать сотруднику больше полномочий и гибкости, чтобы каждый человек вел себя не как исполнитель, а как предприниматель. Это важно для мотивации и для умения самостоятельно принимать решения, когда человек отвечает за результаты своего поведения. Доносить информацию от руководящего звена до каждого исполнителя — процесс долгий, информация зачастую теряет первоначальный смысл в процессе передачи. А в нашей модели у сотрудников есть полномочия решать возникший вопрос самостоятельно. В процессе создаются мини-группы людей, объединенные общими целями.

— Что представляют из себя эти группы сотрудников?

— В нашей компании только три типа сотрудников. Первый называется «создатели», это члены мини-групп. Второй тип — «лидеры» групп, и третий — «хозяин платформы». Особенно важны лидеры мини-групп — они отвечают за все производственные процессы, за решение задач и развитие.

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— Как выбираются эти лидеры?

— Внутри компании больше 2000 мини-предприятий. Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются внутри групп. Когда сотрудник находит возможность создать новую ценность для потребителя, он может в своем заявлении сообщить об этом руководству компании. Далее. Если он докажет, что это жизнеспособный проект, получает возможность создать новую мини-группу. Если проект идет не успешно, то члены группы имеют право выбрать нового лидера. Доходы сотрудников зависят от результата работы группы, поэтому и мотивация у них высокая.

— Все эти мини-предприятия работают внутри одного завода? 

— Бывает даже на одной линии. Внутри «Хайер» — средние микропредприятия, до 30-50 человек. А есть даже по 5-7 человек, призванных решать именно вопросы развития.

Один из успешных проектов этой модели — три человека, которые раньше работали инженерами и оценивали компьютеры «Хайер». Собирали отзывы покупателей, затем набрали более 10 комментариев о необходимых доработках компьютеров для игр и создали мини-группу, чтобы сделать усовершенствованные ноутбуки. Так, на базе платформы «Хайер» нашли ресурсы для производства ноутбуков. Вскоре эти ноутбуки стали №1 в Китае в нише компьютерных игр.

Многие наши партнеры приходят со своими идеями, чтобы на нашей платформе создать новое, выйти на рынок и развиваться.

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— Я вас правильно понял: производство на предприятии основывается больше на спросе потребителей?

— Да, мы к этому стремимся. Конечно, не всегда компания реагирует на каждую потребность, но если это интерес группы людей, мы это называем «масштабный индивидуальный заказ», то потребность исполняется.

— Это тоже отдельная платформа?

— «Горячая» тема сейчас — платформа Cosmoplat, для поставщиков компонентов. То есть, исходя из нее, на заводе принимают заказ потребителя в соответствии со спецификой и требуемым дизайном, запрашивают подходящие компоненты у поставщиков, собирают продукт по мере поступления компонентов, доставляют его и оказывают постпродажный сервис. О промышленности 4.0 и «умном» заводе ведь сейчас говорят многие в Китае и Америке. Суть в том, что между потребителями и производителями должно быть взаимодействие, но как это реализовать максимально удобно и эффективно — вот эти вопросы до конца не решены. Cosmoplat — это ступень к заводу следующего поколения.

— Пользователь, который объединился в группу, работник завода и сторонний предприниматель: какому субъекту помогает эта платформа?

— Это софт-программа для «умного» завода, с помощью которой потребитель всегда может задать свои потребности. «Умный» завод напрямую принимает заказ и в процессе производства можно видеть в онлайн-режиме, как идет изготовление заказа и как он доставляется. Самая сложная задача — как сделать так, чтобы завод без помощи людей принимал заказы от потребителей. Для этого нужно модульное производство.

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— Полагаю, в процессе заказа возможно подключение Research and Development структуры «Хайер» (RaD — это структура по исследованию и разработкам, которые относятся к инновационной деятельности, предпринимаемой корпорациями при разработке новых услуг и услуг или улучшения существующих. — Ред.). Участвует ли эта структура в процессе? Ведь один может заказать ручку другого цвета, а другой — технологическую особенность, которую не просто будет осуществить?

— Если заказ не единичный, а групповой, тогда платформа примет его и передаст задачу в RaD департамент, подключатся инженеры и ресурсы, которые помогут найти комплектующие, чтобы решить вопрос.

— Как вы решаете вопросы с комплектующими и становятся ли уникальные заказы дороже?

— Уникальное производство, конечно, самое дорогое. Поэтому мы в основном и говорим о понятии масштабный индивидуальный заказ. Но если задача особая, то и потребители готовы платить за эту самую уникальность товара. Если мини-предприятия могут объединить потребителей и заказчиков, то смогут удовлетворить масштабный индивидуальный заказ, тогда себестоимость будет терпимой. Все участники этой экосистемы вкладывают усилия в то, чтобы производить уникальные вещи, ведь они в итоге получают прибыль от этого.

— В Татарстане реализуется крупный проект — строительство индустриального парка «Хайер»: первый завод по производству холодильников был запущен в 2016 году, в этом году заложили первый камень завода по производству стиральных машин. Интересно, смогут ли наши предприниматели, в том числе резиденты ТОСЭР, воспользоваться этой платформой Cosmoplat в будущем?

— Конечно, ведь одна из задач нашего руководства в России — реализовать концепцию «умного» завода с помощью платформы Cosmo. 

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— То есть в ближайшем будущем предприниматели смогут участвовать в этой платформе, также поставлять продукцию и комплектующие, а потребители — выражать свои заказы и потребности. Насколько быстро у вас происходил переход к этой бизнес-модели?

— Моментально более 10 000 сотрудников уволились. Это непростой процесс. Люди, работавшие в системе исполнителей, должны были понять, что их перевели не по назначению, а они приняли самостоятельное решение прийти в конкурентную среду.

Однажды такой вопрос задали первому лицу нашей компании — председателю корпорации Чжан Жуйминь. Его спросили: «Ведь не все люди готовы становиться предпринимателями, как вы будете их превращать в предпринимателей, чтобы они соответствовали вашей бизнес-модели?». Он ответил: «У нас нет задачи обучать всех быть предпринимателями, важно через новые механизмы найти людей, которые готовы ими становиться».

— Системой RenDanHeyYi можно пользоваться только в Китае или же и в других культурах? В истории немало случаев, когда то, что приносит положительные результаты в одной стране, в другой совершенно неприменимо.

— Наше первое лицо говорит, что традиции и культура могут быть разными, но бизнес и ценности клиента — общие. Если сосредоточиться на ценностях клиента, можно достичь результатов. Приведу пример: в 2016 году мы приобрели у General Electric больше 10 тысяч сотрудников, 96 процентов из них находятся в США, это типовая американская компания. На первом собрании они задали вопрос: «Чему вы хотите научить нас, компанию со 100-летней историей?». Председатель корпорации Чжан Жуйминь ответил: «Работайте, как раньше, но теперь у вас будут еще и новые механизмы. Вы будете слушать не приказы руководителей, а требования заказчиков». Сначала люди сопротивлялись, но уже в конце первого года бизнес-результаты компании стали лучшими за последние 10 лет.

— Чжан Жуйминь говорил о том, что каждое лицо «Хайер» может реализовать себя на базе корпорации. Что он имел в виду?

— Для таких людей у нас тоже есть возможность — платформа Hai Chuang Hui. Это как инкубатор — ресурсы корпорации открыты для тех, кто намерен создавать новые компании. Это именно ресурсы производства, финансов, цепи поставщиков. Почему мы это делаем? В Китае было много желающих создавать новые компании, но процент успеха стартапов невысокий. А когда есть идеи и поддержка, реализовать стартап проще. По нашей статистике, 48 процентов стартап-проектов на платформе Hai Chuang Hui идут в гору.

Уже создано более 20 подобных баз не только в Китае, но и в США, Израиле и других странах.

Резидент ТОСЭР: Мы не можем сверху назначить лидеров, они избираются

— Будет ли возможность у российских людей воспользоваться таким шансом?

— Бизнес за рубежом и партнерство в Китае развиваются сейчас очень активно. Думаю, и у российских граждан будет возможность открыть компанию на платформе Hai Chuang Hui.

— Платформа объединяет капитал и идеи. «Хайер» — это ведь не единственная компания, которая вносит капитал?

— Да, есть и другие инвесторы.

— Какое дальнейшее видение по развитию у «Хайер»?

— Следующие 2-3 года будет происходить усиленное развитие интернет-вещей. И мы должны быть готовы к этому. Наша корпорация производит сейчас не только технику, но и предпринимателей. Это самое важное изменение в последние годы. Наше руководство говорит, что компании всегда должны уметь развиваться и соответствовать особенностям эпохи.

До уровня совершенствования еще долгий путь, и мы надеемся, что благодаря нашим усилиям будет создана не только полезная для людей продукция, но мы также сможем создавать бизнес-модели, которые станут полезны для всех предприятий.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *