Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Важнейшая отрасль весь год улаживала конфликты и строила планы на будущее.
Важнейшая отрасль весь год улаживала конфликты и строила планы на будущее.

В уходящем году жители Татарстана определялись, как и какой родной язык учить в школе, возмущались конфликтам между учениками и учителями, побеждали в международных олимпиадах по экономике, математике и информатике, спорили из-за истории татар и приступили к разработке технологий для беспилотного транспорта.

Перезагрузка министерства 

Ещё 4 декабря 2017 года подал в отставку министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. На его место пришёл Рафис Бурганов. Опытный чиновник, уже возглавлявший до этого министерство по делам молодежи и спорту и обладавший опытом работы в исполкоме Казани, а также на посту председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству в Госсовете РТ.

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Очевидно, что отставка Энгеля Фаттахова в первую очередь была связана с ситуацией вокруг преподавания родного языка в школах Татарстана. Налицо были просчеты и перегибы. Поэтому перед Рафисом Бургановым стояли типичные задачи для кризис-менеджера — устранение ошибок и перезагрузка работы системы в целом. 

С приходом на новую должность Рафис Бурганов стал укреплять свою команду, назначал новых замминистров. Первым новичком стал бывший начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

При этом замминистру Андрею Поминову удалось сохранить свое кресло, он остался в команде Бурганова, даже с сохранением статуса «первый зам». 

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

По собственному желанию ушёл замминистра, курировавший национальное образование, Ильдар Мухаметов. В сентябре 2018 года объявила о своём уходе другая заметная фигура среди заместителей — Лариса Сулима

В целом перед новым главой ведомства встали задачи переподготовки школьных учителей татарского языка и литературы. По словам Ильсура Хадиуллина, всего в Татарстане насчитывалось 5 тысяч педагогов этой специализации. Их число было доведено до 3,5 тысячи. Под сокращение попали 1300 человек, из которых 1224 прошли переподготовку и стали учителями русского языка, математики, физики и других предметов.  

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Вместе с плотной работой с федеральным центром по преподаванию родных языков на плечи Рафиса Бурганова также легла задача подготовиться к проведению чемпионата WorldSkills в Казани и подтянуть финансовую дисциплину ведомства. В 2019 году на дела министерства из казны республики планируется направить 56 млрд рублей. Это самый большой кусок от общего финансового пирога.

«Слово не воробей» 

Рафис Бурганов довольно долго привыкал к новой для себя системе, потому порой случались казусы. Самым заметным стало высказывание, относящееся к преподаванию родных языков в школах республики. Высказался министр на августовском педсовете в Челнах. 

— Не все одинаково понимают, что такое добровольный выбор. Кто-то говорит, что это добровольно учиться или не учиться. Давайте поясним честно как детям, так и взрослым — есть у нас постоянная часть в учебной программе. Она регулируется ФГОС, где записано, что у нас татарский язык и татарская литература — два часа обязательно. Люди добровольно выбирают только язык, на котором будут дополнительно обучаться, — сказал министр на педсовете.

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Педагогам Бурганов пытался объяснить, что учитель имеет большое влияние на учеников — не зря преподавателей часто называют «вторая мама». И этим необходимо пользоваться, пытаясь донести до детей, что в изучении национальных языков и традиций нет ничего плохого. Ведь жалобы на то, что из-за этого страдает качество изучения прочих предметов, не имеют под собой оснований — по тому же русскому языку Татарстан показал один из лучших результатов в России.

К сожалению, выразил эту мысль министр в несколько неказистой форме, заявив, что «когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя». Представители паблика «ВКонтакте» «Родительское сообщество Татарстана», оскорбившись, написали письмо с жалобой на имя президента России Владимира Путина. Любопытно, но данное сообщество ведёт свою общественную публичную деятельность анонимно, отказываясь в СМИ представлять того самого заявителя, что пишет жалобы в прокуратуру республики и на имя главы государства. Всё это не очень вяжется с ответственным подходом сообщества к своей работе и больше по своим признакам похоже на очень умелую медийную манипуляцию сил, которые не заинтересованы в межэтническом мире в Татарстане. 

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Буллинг в школах

Особый общественный резонанс получили в этом году скандалы, связанные с конфликтами в школах. Участниками скандалов становятся ученики и учителя. 

Проблема таких инцидентов для школы не нова, просто теперь об этом стало модно делиться в соцсетях. Школьники снимают на видео или записывают аудио момента конфликта с учителем и выкладывают в интернет, где, к слову говоря, сегодня концентрируется значительная часть родительского сообщества. 

Каждая подобная ситуация становится предметом обсуждения, при этом взрослые чаще всего выступают адвокатами детей в школах. 

В этом году учитель математики школы имени Кайманова в Набережных Челнах кричал на ученицу из-за игрушки-лизуна, учитель из Бугульмы ругалась с подростком за сделанный на классной доске рисунок, также в Челнах учительница с силой схватила за руку 14-летнюю школьницу в пылу стычки, чем нанесла ей ушиб мягких тканей плеча.

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Очевидно, что конфликты происходили не в первый и не в последний раз. В министерстве, конечно, предпринимают определенные действия и стараются решить проблему. Однако вряд ли с ней удастся справиться раз и навсегда. 

Школьные олимпийцы 

Одним из главных показателей успешной работы министерства образования и науки считается результат татарстанских школьников на всевозможных олимпиадах по различным дисциплинам. В 2017 году ведомство радостно рапортовало, что Татарстан занял третье место по числу лидеров по количеству призёров и победителей олимпиад по России. Впереди только школьники Москвы и Санкт-Петербурга. 

Что же в этом году? По данным Миноборнауки РТ, позиции третьего места сохранены, завоёваны 139 призовых мест. За нашими школьниками 9 золотых медалей, 1 серебряная и 7 бронзовых.

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Победа есть в международной олимпиаде по информатике в Японии, на европейской математической олимпиаде для девочек, а также аналогичном турнире, но уже в Китае. Покорились нашим умникам и умницам Менделеевская олимпиада по химии, олимпиада по экономике в Москве и международные олимпиады по информатике. 

На самом деле в ведомстве не должны ограничиваться лишь тем, что у себя зафиксировали достижение юных татарстанских дарований. Общественность также задаётся вопросом: что дальше происходит с ними? Предлагаются ли им особые условия в республиканских вузах, чтобы они ещё больше раскрыли свой потенциал и интерес к наукам? Проблема «утечки мозгов» для Татарстана всегда актуальна. 

Из-за «Татар» поругались историки

Из кабинетов школьных переходим в кабинеты высокой, академической науки. Здесь в этом году так же не обошлось без скандала там, где, вроде как, его и не ждёшь. 

Институт истории им. Марджани в этом году презентовал второе издание книги «Татары» из популярной серии книг «Российской академии наук «Народы и культуры». Эта серия книг авторитетная в среде специалистов гуманитарных наук и академиков, в ней описаны многие народы современной России и СССР. Тем не менее татары — один из немногих народов, издание по которым за 18 лет получило уже вторую редакцию. Первая была опубликована в 2001 году. 

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

В оппозицию институту встали бывшие его сотрудники и известные историки Дамир Исхаков и Искандер Измайлов. Если в первом издании книги объём текстов составлял более четверти, то во втором его сократили до десятой части. Концептуальные различия в подходе интерпретации истории татар между первой и второй публикациями книг есть. 

Но может ли это служить причиной для раздувания скандалов самими историками? Тем более странно, что с научных кафедр звучат угрозы подать в суд на составителей второго издания, а не взвешенный и аргументированный разбор и критика того, что нашло отражение в новой книге. 

Технический вуз — Челнам

Президент Татарстана Рустам Минниханов особое внимание уделил в этом году системе подготовки специалистов по технологическим направлениям в Закамье. В частности, лидер республики заявил о необходимости создать в Набережных Челнах технический университет. 

Сегодня в городе реализуются проекты предприятий ТОСЭР «Набережные Челны», у самого «КАМАЗа» заявлены перспективные направления по беспилотному транспорту. Всё это формулирует задачу, как сохранить в городе «светлые умы» и «умные мозги», которые, как правило, устремляются за реализацией своего потенциала в Казань, Москву и Санкт-Петербург. 

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

— Система подготовки школьников в Набережных Челнах — одна из лучших в республике и, конечно, самые талантливые уезжают в Казань, Москву и Санкт-Петербург. Поэтому здесь необходим крупный технический университет. У нас есть совместный проект Казанского университета и ПАО «КАМАЗ», но сам технический университет должен быть очень мощным», — сказал Минниханов. 

Идею президента поддержал полпред президента России в ПФО Игорь Комаров. Теперь остаётся только ждать, как будет реализовываться этот проект в новом году.

КФУ и «КАМАЗ» создают беспилотный транспорт 

Вузовский флагман Татарстана и республиканский автогигант решили в этом году объединить свои силы, чтобы вести разработку беспилотных транспортных средств. КФУ и «КАМАЗ» создают научно-инженерный консорциум, который будет состоять из более 10 предприятий. Они займутся разработкой технологий для беспилотного транспорта. Автогигант направляет только в уходящем 2018 году на развитие этой модели грузовиков около 500 млн рублей. 

Кризис-министр: как Рафис Бурганов устроил перезагрузку образованию и науке Татарстана

Летом прошедшего года «КАМАЗ» уже провёл испытания нового прототипа беспилотного электробуса. В середине июня его опробовал президент Татарстана. 

— Возможности этого автомобиля гораздо больше, но так как законодательная база сначала ограничена — это демонстрационная поездка. Бесшумная, мягкая… Очень впечатляет. Я ездил на подобном в Сингапуре, могу отметить, что наш автобус гораздо лучше. Поздравляю его создателей, — поделился впечатлениями Рустам Минниханов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *