В уходящем году жители Татарстана определялись, как и какой родной язык учить в школе, возмущались конфликтам между учениками и учителями, побеждали в международных олимпиадах по экономике, математике и информатике, спорили из-за истории татар и приступили к разработке технологий для беспилотного транспорта.
Перезагрузка министерства
Ещё 4 декабря 2017 года подал в отставку министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. На его место пришёл Рафис Бурганов. Опытный чиновник, уже возглавлявший до этого министерство по делам молодежи и спорту и обладавший опытом работы в исполкоме Казани, а также на посту председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству в Госсовете РТ.
Очевидно, что отставка Энгеля Фаттахова в первую очередь была связана с ситуацией вокруг преподавания родного языка в школах Татарстана. Налицо были просчеты и перегибы. Поэтому перед Рафисом Бургановым стояли типичные задачи для кризис-менеджера — устранение ошибок и перезагрузка работы системы в целом.
С приходом на новую должность Рафис Бурганов стал укреплять свою команду, назначал новых замминистров. Первым новичком стал бывший начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин.
При этом замминистру Андрею Поминову удалось сохранить свое кресло, он остался в команде Бурганова, даже с сохранением статуса «первый зам».
По собственному желанию ушёл замминистра, курировавший национальное образование, Ильдар Мухаметов. В сентябре 2018 года объявила о своём уходе другая заметная фигура среди заместителей — Лариса Сулима.
В целом перед новым главой ведомства встали задачи переподготовки школьных учителей татарского языка и литературы. По словам Ильсура Хадиуллина, всего в Татарстане насчитывалось 5 тысяч педагогов этой специализации. Их число было доведено до 3,5 тысячи. Под сокращение попали 1300 человек, из которых 1224 прошли переподготовку и стали учителями русского языка, математики, физики и других предметов.
Вместе с плотной работой с федеральным центром по преподаванию родных языков на плечи Рафиса Бурганова также легла задача подготовиться к проведению чемпионата WorldSkills в Казани и подтянуть финансовую дисциплину ведомства. В 2019 году на дела министерства из казны республики планируется направить 56 млрд рублей. Это самый большой кусок от общего финансового пирога.
«Слово не воробей»
Рафис Бурганов довольно долго привыкал к новой для себя системе, потому порой случались казусы. Самым заметным стало высказывание, относящееся к преподаванию родных языков в школах республики. Высказался министр на августовском педсовете в Челнах.
— Не все одинаково понимают, что такое добровольный выбор. Кто-то говорит, что это добровольно учиться или не учиться. Давайте поясним честно как детям, так и взрослым — есть у нас постоянная часть в учебной программе. Она регулируется ФГОС, где записано, что у нас татарский язык и татарская литература — два часа обязательно. Люди добровольно выбирают только язык, на котором будут дополнительно обучаться, — сказал министр на педсовете.
Педагогам Бурганов пытался объяснить, что учитель имеет большое влияние на учеников — не зря преподавателей часто называют «вторая мама». И этим необходимо пользоваться, пытаясь донести до детей, что в изучении национальных языков и традиций нет ничего плохого. Ведь жалобы на то, что из-за этого страдает качество изучения прочих предметов, не имеют под собой оснований — по тому же русскому языку Татарстан показал один из лучших результатов в России.
К сожалению, выразил эту мысль министр в несколько неказистой форме, заявив, что «когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя». Представители паблика «ВКонтакте» «Родительское сообщество Татарстана», оскорбившись, написали письмо с жалобой на имя президента России Владимира Путина. Любопытно, но данное сообщество ведёт свою общественную публичную деятельность анонимно, отказываясь в СМИ представлять того самого заявителя, что пишет жалобы в прокуратуру республики и на имя главы государства. Всё это не очень вяжется с ответственным подходом сообщества к своей работе и больше по своим признакам похоже на очень умелую медийную манипуляцию сил, которые не заинтересованы в межэтническом мире в Татарстане.
Буллинг в школах
Особый общественный резонанс получили в этом году скандалы, связанные с конфликтами в школах. Участниками скандалов становятся ученики и учителя.
Проблема таких инцидентов для школы не нова, просто теперь об этом стало модно делиться в соцсетях. Школьники снимают на видео или записывают аудио момента конфликта с учителем и выкладывают в интернет, где, к слову говоря, сегодня концентрируется значительная часть родительского сообщества.
Каждая подобная ситуация становится предметом обсуждения, при этом взрослые чаще всего выступают адвокатами детей в школах.
В этом году учитель математики школы имени Кайманова в Набережных Челнах кричал на ученицу из-за игрушки-лизуна, учитель из Бугульмы ругалась с подростком за сделанный на классной доске рисунок, также в Челнах учительница с силой схватила за руку 14-летнюю школьницу в пылу стычки, чем нанесла ей ушиб мягких тканей плеча.
Очевидно, что конфликты происходили не в первый и не в последний раз. В министерстве, конечно, предпринимают определенные действия и стараются решить проблему. Однако вряд ли с ней удастся справиться раз и навсегда.
Школьные олимпийцы
Одним из главных показателей успешной работы министерства образования и науки считается результат татарстанских школьников на всевозможных олимпиадах по различным дисциплинам. В 2017 году ведомство радостно рапортовало, что Татарстан занял третье место по числу лидеров по количеству призёров и победителей олимпиад по России. Впереди только школьники Москвы и Санкт-Петербурга.
Что же в этом году? По данным Миноборнауки РТ, позиции третьего места сохранены, завоёваны 139 призовых мест. За нашими школьниками 9 золотых медалей, 1 серебряная и 7 бронзовых.
Победа есть в международной олимпиаде по информатике в Японии, на европейской математической олимпиаде для девочек, а также аналогичном турнире, но уже в Китае. Покорились нашим умникам и умницам Менделеевская олимпиада по химии, олимпиада по экономике в Москве и международные олимпиады по информатике.
На самом деле в ведомстве не должны ограничиваться лишь тем, что у себя зафиксировали достижение юных татарстанских дарований. Общественность также задаётся вопросом: что дальше происходит с ними? Предлагаются ли им особые условия в республиканских вузах, чтобы они ещё больше раскрыли свой потенциал и интерес к наукам? Проблема «утечки мозгов» для Татарстана всегда актуальна.
Из-за «Татар» поругались историки
Из кабинетов школьных переходим в кабинеты высокой, академической науки. Здесь в этом году так же не обошлось без скандала там, где, вроде как, его и не ждёшь.
Институт истории им. Марджани в этом году презентовал второе издание книги «Татары» из популярной серии книг «Российской академии наук «Народы и культуры». Эта серия книг авторитетная в среде специалистов гуманитарных наук и академиков, в ней описаны многие народы современной России и СССР. Тем не менее татары — один из немногих народов, издание по которым за 18 лет получило уже вторую редакцию. Первая была опубликована в 2001 году.
В оппозицию институту встали бывшие его сотрудники и известные историки Дамир Исхаков и Искандер Измайлов. Если в первом издании книги объём текстов составлял более четверти, то во втором его сократили до десятой части. Концептуальные различия в подходе интерпретации истории татар между первой и второй публикациями книг есть.
Но может ли это служить причиной для раздувания скандалов самими историками? Тем более странно, что с научных кафедр звучат угрозы подать в суд на составителей второго издания, а не взвешенный и аргументированный разбор и критика того, что нашло отражение в новой книге.
Технический вуз — Челнам
Президент Татарстана Рустам Минниханов особое внимание уделил в этом году системе подготовки специалистов по технологическим направлениям в Закамье. В частности, лидер республики заявил о необходимости создать в Набережных Челнах технический университет.
Сегодня в городе реализуются проекты предприятий ТОСЭР «Набережные Челны», у самого «КАМАЗа» заявлены перспективные направления по беспилотному транспорту. Всё это формулирует задачу, как сохранить в городе «светлые умы» и «умные мозги», которые, как правило, устремляются за реализацией своего потенциала в Казань, Москву и Санкт-Петербург.
— Система подготовки школьников в Набережных Челнах — одна из лучших в республике и, конечно, самые талантливые уезжают в Казань, Москву и Санкт-Петербург. Поэтому здесь необходим крупный технический университет. У нас есть совместный проект Казанского университета и ПАО «КАМАЗ», но сам технический университет должен быть очень мощным», — сказал Минниханов.
Идею президента поддержал полпред президента России в ПФО Игорь Комаров. Теперь остаётся только ждать, как будет реализовываться этот проект в новом году.
КФУ и «КАМАЗ» создают беспилотный транспорт
Вузовский флагман Татарстана и республиканский автогигант решили в этом году объединить свои силы, чтобы вести разработку беспилотных транспортных средств. КФУ и «КАМАЗ» создают научно-инженерный консорциум, который будет состоять из более 10 предприятий. Они займутся разработкой технологий для беспилотного транспорта. Автогигант направляет только в уходящем 2018 году на развитие этой модели грузовиков около 500 млн рублей.
Летом прошедшего года «КАМАЗ» уже провёл испытания нового прототипа беспилотного электробуса. В середине июня его опробовал президент Татарстана.
— Возможности этого автомобиля гораздо больше, но так как законодательная база сначала ограничена — это демонстрационная поездка. Бесшумная, мягкая… Очень впечатляет. Я ездил на подобном в Сингапуре, могу отметить, что наш автобус гораздо лучше. Поздравляю его создателей, — поделился впечатлениями Рустам Минниханов.
Comment section