Главный тренд - новые технологии: как прожили год предприятия Татарстана

Вспоминаем события, которыми запомнился 2018-ый столпам экономики республики.

Прошедший год в промышленности республики запомнился внедрением новых технологий и инвестициями в развитие предприятий. Итак, в разработке какого секретного супер-бомбардирвщика участвует Казанский авиационный завод и отчего новый грузовик на «КАМАЗе» сравнивают с космическим кораблем, почему «Нижнекамскнефтехим» серьезно вкладывается в очищение окружающей среды и за счет чего «Татнефть» будет наращивать доходы, а также почему топ-менеджера «Казаньоргсинтеза» отправили под домашний арест - читайте в нашем обзоре.

Авиационный завод обеспечили заказами на 10 лет

Год прошел удачно для КАЗ им. Горбунова. В феврале руководство предприятия заявило, что обеспечено заказами далеко вперед: начаты работы по проектированию и организации производства перспективного авиационного комплекса дальней авиации, утвержден технический облик самолета и заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ и строительства опытных образцов.

В ноябре руководство сообщило, что предприятие участвует в создании российского невидимого супер-бомбардировщика. Самолет будет оснащен системой «стелс». Она должна обеспечивать до 30 часов непрерывного полета новой машины. Топливные системы самолета будут работать при перегрузках до 2,7 g и при температуре от минус 60 до плюс 50 градусов. При этом, двигатель должен быть устойчивым к ядерному оружию и служить до 21 года.

Развитие комплекса проводится под особым контролем президента России Владимира Путина, что подтверждается и его визитом на КАЗ в этом году. К испытаниям комплекса планируют приступить в 2023-2024 году.

Среди негативной информации, которую освещали в СМИ относительно авиационного завода - проблема нехватки высококвалифицированных специалистов, как механообработки, так и инженеров, конструкторов и рабочих. 

У вертолетного завода не все гладко

В конце лета появились сведения о более 600 ушедших сотрудниках Казанского вертолетного завода. Речь - о людях предпенсионного возраста. Холдинг «Вертолёты России» опроверг увольнение с КВЗ и отметил, что для их предприятия в Казани важно соблюдать трудовое законодательство страны. По информации холдинга, средняя зарплата на предприятии выросла до 44 тысяч рублей. У работников Казанского завода есть соцпакет со всеми дополнительными гарантиями.

В этом году КВЗ осуществил несколько спецзаказов: построил для санитарной авиации Якутии 5 вертолетов Ми-8МТВ. Первый из них доставлен в Якутию еще в августе 2017 года по программе «Обеспечение медицинской помощи в труднодоступных районах РФ». Техника будет обслуживать Среднеколыский, Булунский и Верхоянский районы региона, а также Якутск.

В Центральную Африку КВЗ отправил два Ми-172. Интерьер одного из них изготовлен по индивидуальному заказу для перевозки VIP-персон с использованием золота и других драгоценных металлов. Кроме того, техника оборудована суперсовременной аппаратурой, в том числе системой ПРО. Второй вертолет Ми-172 построен в пассажирской модификации, на борту может перевозить до 26 человек.

К концу года специалисты КВЗ завершили испытания вертолета «Ансат» с системой аварийного приводнения. По словам представителя «Вертолетов России», работа по повышению безопасности полетов этой модели продолжится, поскольку она активно используется при перевозке пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Кроме того, оборудованные системой аварийного приводнения вертолеты смогут выполнять полеты на объекты нефтяных компаний, расположенные на значительном удалении от берега, а также участвовать в поисково-спасательных операциях над водой. 

В конце 2018-го КВЗ посетил президент Татарстана Рустам Минниханов и замминистра обороны России Алексей Криворучко. Им продемонстрировали полет вертолета МИ-38Т.

По словам Криворучко, российское ведомство получит два новейших транспортно-десантных машины в 2019 году согласно госконтракту. По завершении всех работ будет рассматриваться серийная поставка в войска.

Для «КАМАЗа» выдался непростой год

Именно так охарактеризовал его пресс-секретарь компании Олег Афанасьев:

- Не все прошло так, как хотелось бы. Но в целом, как на рынке грузовиков, так и на самом предприятии, идут естественные процессы.

Производственные и финансовые итоги в цифрах еще не подведены. В целом, уходящий год прошел под эгидой развития двух направлений: подготовки производства к выпуску грузовиков пятого поколения (так называемых К5) и производству электробусов. В обоих случаях удалось добиться успехов.

Для грузовиков нового поколения был создан завод каркасов кабин - со следующего года на «КАМАЗе» начнут производить автомобили с самыми современными кабинами в мире. Электробусы made in Chelny с ультрабыстрой зарядкой уже вовсю курсируют по городским маршрутам Москвы - правительство столицы России заказало у автогиганта из Татарстана 100 транспортных средств.

Одно из главных направлений развития в мировом автопроме - машины становятся все более интеллектуальными. Двигаются вместе с этим трендом и на «КАМАЗе». Инженеры стараются создать модели К5 уже умными автомобилями - «автомобилями добавленного интеллекта».

- Грузовик, который начнем выпускать со следующего года, - это автомобиль с уже высокой степенью интеллектуальности, - рассказал Олег Афанасьев. - В нем находится несколько тысяч датчиков, которые постоянно собирают информацию во время всего пути движения, всего периода его работы. Главная задача компьютера - обработать вот этот гигантский поток информации, выработать оптимальный режим работы и предложить его водителю. Это почти как космический корабль, который может самостоятельно принимать решения, «предбеспилотная» техника, которая значительно облегчает водителю работу за рулем.

Добавим, 2019-й объявлен Годом 50-летия «КАМАЗа». Все строящиеся в городе объекты возводятся в честь круглой даты: школу, 6 детсадов, татарский драмтеатр. Все это республиканская часть финансирования – сумма вложений порядка 6-8 млн рублей. Сформировали также перечень дорог, которые к лету и осени следующего года приведут в нормальное состояние. 

Что касается проблем, которые стоят перед компанией - кадровый голод. Одна из причин, почему молодые люди покидают город, отсутствие высшего учебного заведения подобающего уровня. Для решения вопроса в Челнах построят технический вуз.

- Самостоятельно это сложно - с нуля создавать вуз, это примерно 2,5 млрд рублей в год, - рассказал заместитель гендиректора «КАМАЗ» Андрей Максимов. - В одиночку «КАМАЗ» не потянет. Ведутся переговоры с крупнейшими вузами страны, чтобы создать в Челнах вуз мирового масштаба, привлечь преподавательский состав, студентов, создать на базе «КАМАЗа» научно-исследовательскую базу. Но это должен быть технический вуз, который станет готовить не только для завода, не только для города, но и специалистов, которые будут востребованы во всей стране.

В городе с давних пор бытует миф, что на предприятии хорошо зарабатывают только топ-менеджеры. По словам Максимова, на самом деле средняя зарплата на автогиганте варьируется от 37 до 39 тысяч рублей, рабочие в основном получают в пределах 35 тысяч рублей. Но на подобный уровень заработка выходят те, кто проработает больше месяца, выполнит план, обеспечит себя надбавками. Новички с низкой квалификацией, работники «на подхвате» получают в районе 22 тысяч рублей.

Грамотных специалистов на предприятии не обижают - на «КАМАЗе» трудится порядка 2,5 тысячи рабочих, которые получают больше 72 тысяч рублей в месяц. При том, что средний возраст работников предприятия составляет 42 года, в компании ценят условных «предпенсионеров».

«Нижнекамскнефтехим» заботился об экологии и решился на кредит

Жители Нижнекамска в этом году не раз жаловались на неприятный запах из-за деятельности предприятия. Сотрудники Росприроднадзора Татарстана провели исследование, в ходе которого выяснили, что предприятие действительно выбрасывало в атмосферу вредные вещества.

Это одна из причин, почему в 2018 году предприятие особенно заботилось об экологии. Запланировано, что более 3 млрд рублей будет направлено на реконструкцию очистных сооружений. Благодаря этому уменьшится концентрация углеводородов в химстоке и повысится эффективность биологической очистки, что улучшит состояние атмосферного воздуха. БОС смогут очищать химически загрязненные стоки от полимерной крошки и нефтепродуктов, что улучшит качество очищенных сточных вод, сбрасываемых в водоем. Для очищения сточных вод «Нижнекамскнефтехим» начнет использовать нанотехнологии. Специалисты рассматривают такую возможность для снижения уровня загрязнения сбрасываемых вод. Сейчас сотрудники «Нижнекамскнефтехима» проходят обучение, программа которого разработана специалистами Казанского национального исследовательского технологического университета. 

Нефтехимики учатся внедрять и использовать новейшие биоэкологические технологии - нанореагенты, наноматериалы - при очистке сточных вод и рекультивации химически загрязненных почв и проводить молекулярно-биологическую диагностику очистных сооружений. С внедрением высокотехнологичного оборудования использованная вода будет очищаться на молекулярном уровне.

В этом году «Нижнекамскнефтехим» взял серьезный кредит на 240 млн евро до конца 2033 года. Кредитором выступил консорциум из шести банков, представляющих, главным образом, ФРГ и организованный Дойче Банк АГ (Deutsche Bank AG). Помимо Дойче Банка первоначальными кредиторами являются в том числе банк ЮниКредит АГ (UniCredit Bank AG), Байрише Ландесбанк (Bayerische Landesbank), Ландесбанк Баден-Вюртемберг (Landesbank Baden-Wurttemberg), Германский центральный кооперативный банк (DZ BANK AG). 

Заемные средства позволят открыть производство по выпуску 600 тысяч тонн этилена в год. В результате мощности предприятия вырастут в два раза.

Стоимость акций «Татнефти» побила рекорды

По итогам года компания «Татнефть» заняла 54 место в рейтинге 250 крупнейших энергетических компаний мира (по версии S&P Global Platts). По сравнению с 2017 годом, она упала на восемь строчек, будучи годом ранее 46-й.

Впрочем, стоимость акций «Татнефти» в этом году побила все рекорды. Впервые в истории цена акции нефтегиганта превысили отметку в 800 рублей. Итоги по 2018 году компания еще не подвела, но известно, что за первое полугодие «Татнефть» заработала 430,9 млрд рублей. Выручка выросла до рекордных 58,6 млрд рублей, что на 40,5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Группа «Татнефть» поставила задачу дорастить капитал до 36 млрд долларов к 2030 году. Ключевыми параметрами для достижения поставленной цели являются увеличение добычи нефти до 38,4 млн тонн в год к 2030 году при 100% восполнении запасов. Кроме этого планируется поэтапно увеличить объем нефтепереработки. В год она будет составлять около 15,3 млн тонн. Также поставлены новые объемы продаж автомобильных шин. За год продажи планируют поднять до 18 млн шин.

В 2018 году прошло переизбрание гендиректора ПАО «Татнефть». Наиль Маганов остался на посту на следующие 5 лет.

Обсуждаемой в 2018 году была также тема судебного разбирательства в отношении «Татнефти» и «ТАИФа»: компании заподозрили в завышении цен на топливо. Антимонопольщики на протяжении всего года пытались доказать, что производители нарушили закон о конкуренции.

Ещё в конце ноября прошлого года сотрудники регионального антимонопольного ведомства выступили с публичным заявлением, что структуры «Татнефти» и «ТАИФа» сговорились по ценам на дизельное топливо. По итогам 2017 года стоимость топлива в Татарстане была выше, чем на Уфимском НПЗ, средних цен НПЗ России и цен Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи. Также было выявлено, что на заправках, принадлежащих «ТАИФу» и «Татнефти», установлены высокие розничные цены на зимнее дизельное топливо. Слушание дела перенесено на 14 января 2019 года.

На «Танеко» запустили установки гидроочистки керосина и дизельного топлива

На церемонии открытия присутствовали лидер республики Рустам Минниханов и замминистра энергетики России Павел Сорокин. По словам последнего, запуск установок станет основой импортозамещения в российском нефтеперерабатывающем комплексе. В планах распространить накопленный на «Танеко» опыт по всей России. 

Мощность установки гидроочистки дизельного топлива составила 1,6 млн тонн в год, гидроочистки керосина - 500 тысяч тонн в год. Это позволит предприятию нарастить выпуск авиационного керосина марок РТ, ТС-1, Джет А-1 до 950 тыс. тонн в год, а дизельного топлива «Евро-5» - до 3 млн тонн в год.

Замдиректора «Казаньоргсинтез» уличили во взятке

2018 год начался с неприятного инцидента на предприятии - в феврале произошло факельное горение на трубопроводе. К счастью, пострадавших и ущерба для окружающей среды не случилось.

В марте на «Казаньоргсинтезе» открыли новое производство рукавной трехслойной FFS-плёнки. Она предназначена для изготовления упаковочных мешков для полимерной продукции предприятия. Новое производство позволит полностью отказаться от закупки импортной упаковки, а также увеличить объём собственной переработки производимого полиэтилена. Экономический эффект превысит 51 млн рублей в год. 

Для новой линии провели полную реконструкцию старого здания одного из цехов завода и поставили современное оборудование. Инвестиции в проект составили около 316 млн рублей. Планируемый объём выпуска - 2590 тонн в год. При этом, группе компаний «ТАИФ», в которую входят в том числе «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», нужно 10 тысяч тонн упаковочной плёнки в год.

«Казаньоргсинтез» сегодня входит в первую пятерку ведущих бюджетообразующих компаний Татарстана и является одним из лидеров фондового рынка России по динамике роста капитализации. К 2021 году предприятие должно выйти на выручку, превышающую 100 млрд рублей. При этом компания должна производить 650 тысяч тонн этилена и миллион тонн полиэтилена.

А вот завершился год для предприятия не самым приятным образом. 

Замдиректора «Казаньоргсинтез» Альберта Гатина заподозрили в получении взятки на сумму 10 млн рублей. В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Получение взятки в особо крупном размере». Топ-менеджер признал свою вину. До 15 января Гатина отправили под домашний арест.

«Аммоний» получил нового руководителя

В июле новым генеральным директором менделеевского акционерного общества «Аммоний» избран Тимур Алиев. Предыдущего руководителя хим-гиганта Сергея Шевченко с почестями отправили на пенсию. 

Осенью стало известно, что «Аммоний» заинтересовал сингапурского акционера. Компания «Индорама» планирует приобрести контрольный пакет акций завода по производству аммиака и карбамида. 

Предполагаемая сумма сделки - около 800 млн долларов. При подписании документов, «Индорама» займет роль стратегического и операционного партнера. Татарстанское предприятие, в свою очередь, рассчитывает, что благодаря опыту партнера на разных континентах вырастет и экспортный потенциал «Аммония».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Guest 13
Ага, щаз
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite