Site icon KazanFirst

«Появились личности, которые хотят заработать на Стратегии татар»

Василь Шайхразиев призвал не искать выгоду в разработке важного документа.
Василь Шайхразиев призвал не искать выгоду в разработке важного документа.

Всемирный конгресс татар продолжает серию встреч с активом в районах Татарстана. На прошлой неделе делегация из Казани во главе с вице-премьером и главой Милли Шура Василем Шайхразиевым побывала в Арске. А накануне эскиз Стратегии развития татарского народа представили жителям Нурлатского района и других близлежащих муниципалитетов. 

Нурлат возглавляет один из отдаленных от Казани одноименных районов. Принято считать, что Арск — это неофициальная духовно-национальная столица татарского народа, его колыбель, потому что там родился великий поэт Габдулла Тукай, а местный диалект стал основой национального литературного языка. В Арске есть татарская школа. Нурлат же представляет полную его противоположность. 

В Нурлате нет татарской школы. По словам местных активистов, разговоры о необходимости её открытия здесь поднимаются с начала 90-х годов, но почему-то разбиваются о холодность местных глав. Как отмечают нурлатские общественники, свою безучастность по отношению к татарскому языку показывал даже Фатих Сибагатуллин, ныне депутат Госдумы от Татарстана. Он возглавлял район с 1996 по 2007 год. 

На ситуацию с отсутствием татарской школы в городе обратил внимание и имам Ильяс хазрат Зиганшин

— Мы побывали во многих местах Нурлата. Особенно запомнилась здесь гимназия. Татарскую жизнь удалось увидеть на мгновение там. Тамошние школьники бережно обращаются к традициям и обычаям нашего народа. Я спрашиваю, это татарская гимназия, что ли? Нет, ответили мне. Уважаемые, всё-таки хотелось бы в таких местах, как Нурлат, видеть татарские гимназии, — говорил на заседании ВКТ хазрат. 

Современное название города — Нурлат — установилось при Фатихе Сибагатуллине. Бывший глава очень любил лошадей, поэтому поставил в центре памятник в честь «Святозарной лошади», то есть «Нурлы Ат», что в итоге и вылилось в название Нурлат. 

В городе девять детских садов. Но, сожалеют татарские активисты, из них только в двух есть возможность обучения и воспитания на родном языке. Если брать этническую карту муниципалитета, то в Нурлате проживают 59% татар, 24% русских и 15,3% чувашей. 

Делегацию из Казани встречали в детском саду «Буратино» и в единственной в городе гимназии. Руководители-педагоги в обоих случаях говорили, что занятия по татарскому есть и что учат его дети вне зависимости от национальности. А в гимназии по приезде гостей даже поставили небольшую театральную сценку, в которой ученики играли исторических персонажей периода взятия Казани в 1552 году. Школьники смело формулировали проблему потери народом своего родного языка, говорили о важности общаться на нем в семье. 

Если сравнивать совещание, которое проводил Василь Шайхразиев в Арске, с тем, как это было сделано в Нурлате, то некоторая работа над ошибками была сделана. Во-первых, глава Милли Шура взял с собой из Казани писателя и поэта Роберта Миннулина и директора Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова Академии наук РТ Кима Миннулина. Таким образом, говорил с нурлатовцами не только представитель республиканской власти, но и народный поэт и ученый.

Роберт Миннулин заявил, что в Стратегии татарского народа обязательно должно быть место для великих личностей. На примере их судеб и достижений надо воспитывать новое поколение. Он вспоминал певца Ильхама Шакирова, Габдуллу Тукая и Мусу Джалиля.

— Вот мы попрощались с Ильхамом абыем. Сейчас думаем о нем. Действительно, в 60-е, 70-е и в 80-е годы Ильхам Шакиров настроение всего татарского народа объединял, был выдающейся личностью. Он не просто певец, не просто человек с красивым голосом. Старики помнят, что в советское время расселенные по всем регионам и республикам татары между собой не общались. Тогда в Татарстане не было возможностей для объединения всех татар России. Всемирного конгресса татар не было. Нас только Ильхам Шакиров объединял по радио, через пластинки, — вспоминал поэт. Роберт Миннулин называет Ильхама Шакирова духовным лидером татар. — Мы остались без Ильхама. После него какая у нас будет судьба, татары? В какую сторону мы пойдем? Как сохраним наш моң? Вот об этом надо думать.

Поэт рассуждает, что слово «стратегия» на татарский никак не переводится. Значит, у татар до этого времени никакой стратегии не было. А если бы была, то и само слово было бы.

— И вот настал этот день, когда нужно решать судьбу татарского народа. У нас должна быть Стратегия, с которой бы мы шли в будущее, — уверен Роберт Миннулин.

Он призвал должное внимание уделять тем представителям татарского народа, которые проявили себя во время Великой Отечественной войны. 

— Если мы говорим о патриотизме, что молодежь надо воспитывать в патриотическом духе, то вот вам Муса Джалиль. Он герой не только для татар, но и для всех других народов, — резюмировал Роберт Миннулин. Он также призвал не забывать имена таких значимых личностей как дважды герой Советского Союза Муса Гареев и летчик — крымский татарин Ахметхан Султан.

В свою очередь Василь Шайхразиев в своем выступлении меньше читал страницы с презентации эскиза Стратегии татарского народа. Глава Милли Шура с трибуны больше говорил о важности сохранения татарского языка в семье, иначе открытие национальных школ, детсадов и университета будет бессмысленным. Вице-премьер также рассказал, что вокруг разработки документа стали появляться сомнительные личности, которые решили на нем заработать.

— После того как мы представили эскиз в Арске, начались разговоры, сколько же было выделено на разработку этого документа. Были те, кто говорил: «Заплатили бы и мне — я бы тоже разработал». На разработку документа никаких денег не выделялось. Самое главное, мы эту Стратегию делаем без денег. Никаких гонораров, никаких грантов. Мы опираемся на общественную инициативу, — сетовал Василь Шайхразиев. 

В то же время он отметил, что в бюджете Татарстана всегда закладываются деньги под различные программы и проекты по сохранению и развитию татарского языка и татарской идентичности. 

— Я когда по своим делам отправляюсь в зарубежные страны или регионы, у меня татары спрашивают, а почему вот здесь у нас в Татарстане вот так? А почему вы к нам приезжаете и просите, чтобы мы свой татарский язык сохранили, свою нацию? А у самих что творится в республике? В такие моменты очень сложно им что-то ответить. Если можно было бы ответить: «Прошу прощения, сейчас исправим», то я бы ответил. Но всё не так просто, как кажется, — объяснял вице-премьер. 

Он ещё раз, как и в Арске, заявил, что готов к любой критике, что ждёт её, а также комментарии, дополнения, замечания и уточнения по созданию документа, и обещал выслушать каждого обратившегося к нему.  

Следующим по графику пунктом, где обсудили Стратегию, стала Бугульма, после встреча пройдет в Набережных Челнах, а завершится обсуждение на следующей неделе в Буинске. Затем делегации ВКТ отправятся в другие регионы России, где проживают татары.  

Exit mobile version