«Вопрос не в молодежи, а во власти. Это мы недорабатываем»

Глава района, который ноет, что все уезжают в мегаполисы, сам виноват.

Созданное в июне 2018 года Министерство по делам молодежи Татарстана провело первое расширенное заседание коллегии ведомства. Помимо традиционного участия президента Татарстана Рустама Минниханова, главы ведомства Дамира Фаттахова, руководителей органов государственной и муниципальной власти, на сцену поднимались люди «из народа» — молодые и перспективные представители общественности и те, кто променял Златоглавую на столицу нашего региона. Во время заседания министр озвучил Стратегию развития ведомства и ориентиры, которым будут следовать при ее реализации.

Ничего для молодежи без молодежи 

2019 год — год 25-летия молодежной политики в Татарстане. Если судить по критериям статистики, то это уже сформировавшийся молодой организм со своим мнением и позицией. Последнюю отразят в Стратегии ведомства. Документ начали готовить в первый месяц образования министерства. Специалисты объехали более 350 объектов инфраструктуры, встречались с активистами. Главный принцип, которого придерживаются в ведомстве при разработке Стратегии, — «ничего для молодежи без молодежи».

— Нашей миссией стало создание возможностей для социальной, творческой и профессиональной самореализации молодых. Мы проанализировали вызовы, которые перед нами стоят, и сформировали решения, — говорит Фаттахов. 

Главных, как выразился министр, вызовов три: востребованность и модернизация инфраструктуры, перезагрузка кадров, внедрение эффективных механизмов управления. 

Подростковые центры должны быть востребованы 

За последние пять лет было отремонтировано порядка 60% учреждений, где проводит время молодежь. В этом году программа продолжится и затронет 26 подростковых клубов и девять молодежных центров. Не забудут и об обновлении летних лагерей. 

В качестве примера успешного взаимодействия Фаттахов привел сентябрьский МАРШ, на котором собрались несколько десятков архитекторов, создавших проекты обновления молодежных центров на основании потребностей и запросов их посетителей. 

— Примером, иллюстрирующим такой подход, можно считать ЦКС «Московский», где мы проводим коллегию, или культурный центр в Челнах, — сказал глава ведомства и добавил, что после реконструкции подростковые клубы могут стать полноценным «третьим местом» после дома и учебы, где бы проводили время молодые люди. 

При этом министр понимает, что обновленный объект с устаревшим коллективом никакой пользы не принесет. Поэтому в планах запуск «Корпоративного университета». Проект подразумевает создание «паспорта компетенций» для каждой должности и дальнейшее обучение для соответствия ей. В университете можно будет получить образование как по долгосрочным программам и узкоспециализированным направлениям, так и пройти стажировки. Предполагается и обучение в формате онлайн.    

— Без создания условий труда наша отрасль не может конкурировать за лучшие кадры. Сегодня средняя зарплата в учреждениях молодежной политики составляет 21 тысячу, тогда как средняя по соцсфере — более 31 тысячи. Это связано с тем, что специалисты по работе с молодежью не вошли в «майские указы» Путина и за последние пять лет их зарплата не индексировалась, — уточнил Фаттахов.

После приведения такой нерадужной статистики он обратился к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой рассмотреть возможность повышения зарплат в отрасли. 

Министерство молодежи умерло, да здравствует цифровое министерство молодежи 

Затем Фаттахов озвучил необходимость качественного управления столь большой сферой и предложил решение в виде создания проектных офисов, в том числе через цифровизацию отрасли, а именно — запуск совместного с Министерством информатизации и связи республики одноименного проекта «Цифровое министерство». Сотрудников отрасли он избавит от оков отчетов, заполняемых вручную, позволит обрабатывать и анализировать информацию и оптимизировать коммуникации. 

— Интернет перестал быть просто источником информации. Для молодежи это полноценная среда. Если там не окажется нас, то для него нас вообще нет, — заявил министр.

Для этого министерство разработает мобильное приложение «Молодежь Татарстана», которое позволит принимать участие в мероприятиях, узнавать новости ведомства и подавать заявки на гранты. На базе этой же платформы планируется реализовать сервис по временному и частичному трудоустройству, на который есть запрос у молодых людей. Кроме того, планируется запустить сервис по продаже путевок в детские оздоровительные лагеря. 

Смотреть вперед, опираясь на опыт 

В ходе выступления Фаттахов упомянул о неформальной и креативной молодежи. Для первых из них — брейкеров, граффитистов и прочих представителей уличной культуры существует проект «Урам». Для вторых предлагают развивать креативные индустрии. Он уверен, что это позволит не только привлекать лучшие кадры, но и не отпускать свои. 

На одном из стендов, демонстрировавшихся Минниханову, была представлена концепция благоустройства площадки под мостом Миллениум. В замыслах создание своп-стены в виде лабиринта, оформленного пляжа, создание фудкорта, вейк-парка, аллеи музыкантов, скейтпарка и нескольких открытых зон. О сроках создания, к сожалению, не уточнялось. Сам же Фаттахов уверен, что, создавая возможности для молодежи, можно будет сформировать традиционные ценности — семьи, взаимоуважения уважения родного края. 

Жаждут возможностей, а не опеки

Одним из докладчиков на коллегии республиканского молодежного ведомства был московский эксперт Виктор Вахштайн, завкафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС, который озвучил три ошибочных стереотипа, связанных с молодежью. 

Первый из них — аморфность молодежи, отличающихся от нас. Вахштайн уверен, что они абсолютно разнородны между собой. Второй — непохожесть молодежи на «НАС» — тут эксперт так же развеял это предубеждение — жизненные ценности в виде семьи одинаковы и у молодежи, и у взрослого поколения. Третий аспект — усиление различия между сельской и городской молодежью. Делает новое поколение более разнородным, в том числе, развитие интернета. 

Со слов эксперта, существует парадокс: люди до 30 лет верят в технику, а люди до 20 — пользуются ей. Простыми словами, 30-летние заклеивают камеру на ноутбуке и стараются не заказывать товары в интернете, а 20-летние — строго наоборот. При этом Татарстан — исключение в этом вопросе. У нас люди и активно пользуются, и свято верят. В республике людей, убежденных, что технологии «спасут мир», — 65%, а молодежи — 92%.

Уникальна республика и в вопросе социальных связей — знакомств, обретенных в армии и университете и поддерживающихся до конца дней. Работу по знакомству в Татарстане нашли 80%. 

Это же исследование показало, что 28% молодых татарстанцев, желающих «свалить», в 2,5 раза больше, чем в других субъектах. При этом больше всего хотят уехать из Казани в Санкт-Петербург, а не в Москву, а из районов — в Казань. Эксперт заявил, что Татарстан показывает лучший результат по «возвращенцам» — тем, кто возвращается ближе к 30 годам. 

Эксперт заверил, что молодежь Татарстана жаждет возможностей, а не опеки, в отличие от московской. 

Впереди планеты всей 

Одним из последних выступающих стал руководитель Росмолодежи Александр Бугаев, который подтвердил лидерское положение татарстанской молодежи. 

— Мы должны помнить, что основная часть молодежи неактивна, но это часть, на которую мы работаем, — заявил со сцены Бугаев. 

Он уверен, что когорта крупных студенческих мероприятий, проводимых в Татарстане, пополнится, а также отметил необходимость поддержки молодых предпринимателей и похвалил инициативу создания кадрового университета. С его слов, вполне возможно, что татарстанский опыт станет базой в других регионах.

— Создав условия, важно не создать барьеры, — уверен Бугаев.

С молодежью все нормально 

Итоги заседания подводил президент Татарстана, отметивший, что решение о создании министерства принималось долго и сложно. Однако не отрицает — оно было верным. 

— Вопрос не в молодежи, вопрос во власти. Это мы недорабатываем, наши вузы, наши предприятия, муниципалитеты, — уверен Рустам Минниханов.

Заочно пожурил районы, которые «ноют», что от них уезжает молодежь, в то время как главы муниципалитетов ничего не делают для предотвращения ситуации, и заявил, что без работы результатов ждать там и не стоит. Под его критику попали и вузы, в которых не ведется работа со студентами.

— Говорят, что молодежь такая-сякая, мы тоже молодыми были, про нас так тоже говорили. Это нормально. И после нас так будет. С молодежью все нормально. Работы с молодежью явно недостаточно, — заявил Минниханов. 

В своем выступлении президент заверил, что программа по модернизации летних лагерей продолжится — в 2019-2021 годах на её реализацию выделят 7 млрд рублей. Этих денег хватит, чтобы реконструировать 94 лагеря. 

Согласился Рустам Минниханов и с вопросом подготовки кадров, а также предложил найти дополнительные решения к существующему в виде «Корпоративного университета» и сказал, что дал поручение министерству финансов о повышении зарплаты сотрудникам молодежной сферы.

— Очень приятно говорить о наших успехах, но надо было раскрыть, какие вузы плохо работают, какие районы. Если мы будем говорить только о наших победах, все время будем крутые… Я считаю, что у нас непочатый край работы. Не успокаивайтесь. Должна быть система, отрасль, — обратился Минниханов к «молодому» министру. 

В завершение выступления президент отметил, что уже пообщался с экспертами и попросил их указывать не на конкурентные места — преимущества, а на слабые — те, где мы не дотягиваем, а также предложил еще четче выстроить межведомственную работу.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *