«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Что будет с домом
Что будет с домом, из которого арендаторы бегут, а жильцам некуда деться.

Всего в семи минутах на машине от центра города есть Адмиралтейская слобода, где стоит 90-летний дом, в котором живут 57 семей. У них нет ни душа, ни туалета и пока нет надежды на переселение.

Что это за дом  

Как этот дом строили, рассказывают местные старожилы — правую часть четырехэтажки (по ул. Адмиралтейской) возвели из новых материалов, а левую (по ул. Мало-Московской) — из бэушных кирпичей, оставшихся после сноса одной из местных церквушек. 

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Позднее здание выкупил Казанский вертолетный завод — из него сделали общежитие для сотрудников. В доме два подъезда, в обоих сейчас жилые только третий и четвертый этажи, другие пустуют — выкуплены под бизнес или непригодны для жилья. Жители рассказывают, что сейчас дом «чистенький» — ни крыс, ни тараканов, ни клопов нет — всех вывели. 

Помимо своего почтенного возраста, здание бывшего общежития примечательно тем, что это одно из первых строений в Казани в стиле конструктивизма, который подразумевает простые, четкие линии и отсутствие украшений. В этом же стиле были построены пожарная каланча (напротив дома -героя материала), небезызвестный Мергасовский дом на Черном озере и еще несколько объектов, разбросанных по всему городу. Один из самых известных — Дом печати на улице Баумана, появившийся в начале 30-х годов прошлого столетия, ныне отель «Ногай». На его реконструкцию ушло три года и 1,2 млрд рублей. Дом печати, Мергасовский и прочие здания, относящиеся к тому времени, — памятники архитектуры. 

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Дом без туалета и ванной — такое еще возможно?

Луиза с мужем живет в этом доме уже 35 лет. Она получила комнату, когда работала на заводе. Говорит, что потом обещали дать квартиру, но не дали. Поэтому женщина и еще восемь семей так и готовят на одной кухне. 

Все они скидывались на то, чтобы залатать дыру в кухонном полу, который несколько лет назад обвалился. Еще один обвал был на втором этаже — тоже залатали. Туалета и ванной в доме нет. Баня по соседству недавно закрылась, вот и ездят к друзьям или родственникам помыться, а туалет — отдельно стоящее одноэтажное здание, до которого добегают не все, поэтому и используют ведра.

Есть вода, тепло и свет, за это (в комнате 16 «квадратов») Луиза платит около 3 000 рублей в месяц — у нее стоит счетчик на электричество, а на воду аналогичный прибор ставить запретили из-за сложностей при подсчете потребления. 

— В доме все сгнило, потолок протекает, пол скрипит, проводка — плохая, — сетует Луиза.

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Местные жители куда только ни обращались — писали и местным чиновникам, и в Москву, но в ответ пока получили лишь кипу отписок. Продавать квартиру люди не хотят из-за копеечной цены. Да и «кто её возьмет», сокрушается Луиза. 

— Соседей с 22-го дома переселили, хотя у них условия получше были: туалет и ванная свои. Мы бы согласились на выселение, даже в «Салават Купере», Юдино или еще куда, но никто не предлагает. 

Луиза уверена, что дом сносить не будут — он же памятник. 

Тетя Галя — соседка Луизы — уже не доверяет телевидению, говорит, раз шесть приезжали снимать, а толку нет, как нет и надежды на помощь. Женщина живет с мужем-инвалидом в этом доме с 2015 года. 

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Говорит, потеряли «ленинградку», а мужу после 40 лет работы на вертолетном дали комнатку. Несмотря на скромную площадь (всего 16 «квадратов»), и ей были рады. В комнате, помимо них, прописан сын, который сейчас живет в собственном доме. Переезжать к нему Галина с мужем не хотят — неудобно стеснять семью. 

Через родственников семья узнала, что дом включили в программу переселения до 2024 года. Она уверена, что власти ждут «второго Магнитогорска» — или пол провалится, или потолок обвалится. Единственные, кому более-менее повезло, — жители второго подъезда — несколько лет назад они смогли сделать туалет и душ в комнате, но из-за этого начал гнить пол. Галина рада была бы переехать в соседний, 22-й дом, откуда некоторое время назад выселили жителей, ведь у них в квартирах есть и душ, и туалет. 

— Мы заложники этого дома. Это не исторический памятник, а памятник архитектурной глупости — такой дом построить без туалетов! — бросает Галина и уходит в свою комнату. 

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

Переселят. Когда-нибудь

Редакция KazanFirst обратилась в министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана уточнить, в курсе ли республиканские власти о проблемах «собрата» Мергасовского дома, ведь по нему, в отличие от Адмиралтейки, был такой резонанс. 

— На сегодняшний день в министерство не поступала информация о признании дома по адресу Казань, улица Мало-Московская, дом 30 аварийным и подлежащим сносу. Признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу входит в полномочия муниципальных образований, — ответили в республиканском ведомстве. 

И тут начинается самое интересное: в мэрии KazanFirst заявили, что дом №13/30 по улице Адмиралтейской признан аварийным и подлежащим реконструкции еще в июле 2018 года — есть постановление исполкома Казани. Переселять оттуда в «Салават Купере» нельзя, поскольку там квартиры предназначены для казанцев, чьи дома были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Все, что признано таковым позже, будут расселять по новой региональной адресной программе, формированием которой в данный момент занимается … министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, где, напомним, о таком доме не слышали. Где «потерялся» объект и почему уже полгода сведения о нем не доходят до регионального ведомства — вопрос открытый. Но жителям предложили не ждать, а начать самим расселяться. 

«Мы заложники памятника архитектурной глупости»

«В Управление жилищной политики Казани поступило два обращения по вопросу расселения дома, в администрацию Кировского и Московского районов — шесть обращений по вопросам реконструкции и ремонта. Дополнительно сообщаем, что для улучшения жилищных условий жители данного дома могут рассмотреть возможность приобретения жилья по действующим на территории Казани жилищным программам, подробную информацию об условиях участия в которых можно получить в отделе жилищной политики администрации Кировского и Московского районов», — говорится в ответе мэрии Казани.

Что делать с домом

Реконструировать или сносить — в Казани немало примеров, когда чаша весов склонялась не в пользу старых зданий. Архитектор, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич говорит, что дом не является памятником архитектуры, но это один из самых первых объектов советского конструктивизма, построенный в столице Татарстана.

— Ничего страшного [если снесут] не случится, но у нас объектов конструктивизма в городе полтора десятка, не больше. Так что мы потеряем один из таких объектов, — высказывает мнение Дембич.

Сейчас на сайте по продаже недвижимости размещены сразу три объявления одного автора, который продает в этом здании три помещения: 200, 405 и 1 150 «квадратов» на первом, втором и третьем этажах. В объявлении указано, что здание находится в хорошем состоянии и отлично подойдет под производство, магазин, стоматологию или хостел. За 1 755 «квадратов» планируют выручить 57 миллионов рублей.

1/0

Сотрудник агентства по продаже недвижимости Артем, чей телефон был указан на сайте, уточнил, что на втором и третьем этажах есть все необходимые коммуникации, а на первом — только стояки для подключения. 

Делюс Сиразетдинов, генеральный директор «КамаСтройИнвеста» уверен, что удобное месторасположение и низкая загрузка дорог делают этот объект перспективным с точки зрения бизнеса. 

— Там мог бы расположиться офисный центр или жилой дом, — уверен собеседник.

Сделать из аварийного здания бизнес-центр класса «А» или «В» не получится, так как оба формата подразумевают наличие подземной парковки. Сиразетдинов заявил, что «очень грубо, условно и сильно округленная» сумма инвестиций в реконструкцию за «квадрат» переваливает за 100 000 рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *