«Наверно, любовь — это и есть счастье»

Говорим о чувствах
Говорим о чувствах, изменах и отношениях с героями спектакля «Анна Каренина».

Любить или быть любимым? Пожалуй, каждый из нас хоть раз задавался этим вопросом и не мог дать однозначного ответа. Размышления о высоких чувствах на фоне реальности у многих сводятся на нет. А что же такое любовь? Как понравиться человеку? Журналист KazanFirst попыталась найти ответы у Булата Минкина и Камиля Гатауллина, актеров иммерсивного шоу «Анна Каренина».

Мужчины рассказывают о чувствах своих героев, которые для обоих занимают первостепенное место. Персонажи с первого взгляда абсолютно противоположны, но ведь мы все люди.  

Константин Лёвин, 32 года. Его играет актер Булат Минкин. Кратко о персонаже: образ, отчасти списанный с самого Льва Николаевича, для которого на первом месте стоит любовь. К изменам относится плохо. Считает, что нужно найти баланс между разумом и чувствами.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Булат, опишите своего героя двумя словами. 

— Импульсивный интроверт. Он достаточно закрытый, но со своими людьми, наоборот, ведет себя открыто. Почему импульсивный? Потому что его «мотает» из стороны в сторону. Неожиданные поступки, которые он совершает, тоже очень импульсивны. Например, его предложение, которое он делает Кити. Зачем?  Он же совсем не был готов, сам ведь потом сожалел об этом.

— Для Лёвина любовь — это что? 

— Он очень хотел жениться. Для него это было важно. Но когда это случилось, он не получил того, что ждал. Не было озарения счастьем. Осознание пришло потом, со временем. К концу произведения он приходит к тому, что любовь — это нечто большее, чем просто чувство: это возможность любить другого человека, природу и что-то еще. Думаю, любовь он видел во всем: в семье, в работе на поле, в крестьянах, религии, даже в сене, на котором он лежал и получал удовольствие.  

— Какое место любовь занимает в его жизни? 

— Если говорить о том, что для Лёвина любовь — это его семья, она занимает первостепенное место.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Как Константин относится к изменам? 

— Очень плохо. Левин говорит как-то об этом Стиве: «Это все равно что, наевшись досыта, ты пошел бы и украл калач». А он говорит: «Порой калач так пахнет, что не удержишься». Стива не может себя сдержать, а Лёвин сдерживается. А ведь у него тоже все это есть — все эти желания. Но его так воспитали, даже больше: он себя сам так воспитал. Он давал своей жене дневник, думаю, там явно было что-то такое, тайное. Я уверен, что у него были связи с разными девушками, но он каждый раз рефлексировал, пытался понять, зачем он это делает. Лёвин понимает, что так жить нельзя, но он простой человек и иногда поддается чувствам.

— Лёвин — это простой человек. Чем его покорила столь юная и гордая дворянка Кити Щербацкая? 

— Я думаю, наивностью, чистотой. Кити — она как нетронутый цветок, чистый сосуд.  

— Такую девушку он искал именно в тот момент, когда ее встретил, или в течение всей жизни? 

— Я думаю, если взять его предысторию, то это событие, которое произошло именно в тот момент.

— А чем зацепил Лёвин Кити? 

— Хм, тут было бы интересно спросить Кити. Я могу только догадываться. Может быть, Лёвин зацепил ее какой-то внутренней стойкостью. С одной стороны, он мягкий и добрый, но с другой — с крестьянами общается достаточно жестко. Возможно, сочетание в нем доброты и жесткости, твердости и привлекло Кити.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Если перешагнуть в современный мир, можно ли сказать, что эти же качества способны помочь мужчинам обратить на себя внимание дам высокого статуса, как Кити? Или нужно что-то еще? 

— Думаю, да. Нужно быть осторожно ласковым, нежным, учитывая ее ранимость и романтичность. Мужчина должен понимать, что если он решился брать на себя ответственность, то нельзя ступать назад. Но, думаю, если брать дам еще более статусных, да еще и с характером, то вряд ли Лёвин бы смог такую заинтересовать.

— Лёвина в один момент потрясли слова Фоканыча о том, что жить нужно «для души, по правде, по-божьи». Герой ранее задумывался о женитьбе на крестьянке. Как вы думаете, он смог бы оставить Кити и уйти к обычной крестьянке? 

— Тут может быть два варианта. Либо они дальше бы продолжили работать над своими отношениями, либо стали бы избегать трудностей и пошли по другому пути. Может, Лёвин бы увлекся другой женщиной и все пошло бы так же, как у Стивы.  

— Ваш персонаж достаточно глубокий и многогранный. У него часто идет борьба разума и чувств. Можно ли сказать, что эти раздумья, постоянный самоанализ являются причиной его несчастья? 

— Говорят же, дуракам жить легче. Если бы он добавил немного «дурашести», ему было бы действительно проще. Ему стоит не так серьезно относиться к некоторым моментам в жизни. Например, момент с Кити, когда Дарья Александровна говорила ему забыть про гордость, что девочка просто допустила ошибку. В некоторые моменты у него срабатывает гордость. Ее бы немножко убрать.  

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Если поставить на чашу весов разум и чувства, какая сторона перевесит? 

— Я думаю, со временем разум перевесит, если Лёвин не будет меняться.  

— Почему разум важнее чувств? 

— Разум понятен. Я могу его контролировать. Это так, а это вот так. А чувства непонятны. Это то, что тебя выносит из обычной жизни, ты не можешь это держать в руках. Нет какой-то стабильности.  

— Что Лёвину нужно для счастья? 

— Самые простые вещи — семья, работа, а не эти раздумья. Он столько трудов перечитал: Платона, Спинозу, Канта. Лёвин говорит, что там они затрагивали разум, а его не постигнешь. Нужно просто жить. Он в конце и приходит к этому.

— То есть все-таки чувствовать? 

— Я думаю, теперь 50 на 50, — улыбается Булат. — Потому что если будет больше чувств, то история может закончиться так же, как у Анны Карениной. Нужно иногда включать разум.

— Булат, насколько вы близки с Лёвиным? 

— Когда я прочитал роман, мне показалось, что мы с ним очень похожи. Мне даже жена сказала: «Ты точно Лёвин». Мы похожи какой-то сдержанностью, закрытостью, постоянно думающим лицом, рефлексией.

— Чем вы отличаетесь? 

— Я думаю, во мне больше юмора. Я отношусь проще к жизни.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Любовь для Булата — это что? 

— Любовь вообще — это то, что спасает человека от ничтожества. Любовь к женщине — это то, что ты не понимаешь, но чувствуешь, что нельзя потрогать. Вот я смотрю на человека, испытываю непонятные чувства, но мне хорошо с ним. Это непонятная, неконтролируемая штука. Я не могу понять, почему с одним человеком мне хорошо, а с другим нет. Почему мы не можем общаться, если это такой же человек, с таким же характером?! Но контакта нет. Я не знаю, как это работает. Я даже не знаю, нужно ли это понимать.  

— Лёвину и Булату что важнее: любить или быть любимым? 

— Начнем с Лёвина. Я думаю, он как отдает любовь, так и получает. Важно как любить, так и быть любимым. Я думаю, у многих так, у меня -тоже. Есть люди, которые собирают энергию через любовь. Они как вампиры. Я думаю, это неправильно. Нужно во всем находить баланс.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

Степан Аркадьевич (Стива), 34 года. Его играет актер Камиль Гатауллин. Кратко о персонаже: ловелас и добродушный повеса. Влюбленность называет любовью. К изменам относится просто. На 90% им правят чувства.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Камиль, попробуйте кратко описать своего персонажа. 

— Влюбчивый и добрый человек, лично для меня.  

— Почему? 

— Так написал Лев Николаевич. Тут нельзя путать понятия «любовь» и «влюбленность». Степан Аркадьевич регулярно влюбляется в любую женщину, но это не есть любовь. Возможно, в свою жену он так же влюбился, а в дальнейшее глубокое, серьезное чувство это не переросло. А добрый, потому что Степан Аркадьевич относится ко всем абсолютно позитивно, не держит ни на кого обиды, зла. Он не любит ссориться.

— Какое место занимают в его жизни любовь и влюбленность? 

— Влюбленность, скорее всего, первое. Мне кажется, Степаном Аркадьевичем движет наслаждение, а влюбленность — это и есть наслаждение. Что такое любовь к другой женщине, я боюсь, он не знает. Лично для меня любовь — это забота, понимание и уважение. Все эти три качества Степан Аркадьевич проявляет к сестре, своему другу Константину Дмитриевичу и еще нескольким людям. Но любовь к женщине, мне кажется, он не испытывал.

— Как герой относится к женитьбе?

— Я думаю, несерьезно, потому что мало к чему он относится серьезно. Будем говорить откровенно, даже к собственным детям. Как говорит Долли, он с ними просто играл. Когда происходит развод Каренина и Анны, Степан Аркадьевич говорит, что христианская церковь разрешает развод. Он не видит в этом никаких проблем.  

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Стива и его жена: что связывает их? 

— Я, если честно, постоянно думаю, на чем их брак держится, почему он сохранился. Может быть, это дети. Но он ведь на протяжении шести лет ей изменяет. Мы не знаем, регулярно, или нет, но мне кажется, что регулярно. Степан Аркадьевич относится к своей жене хорошо, за исключением того, что указывает на то, что она стареет, хотя Долли на год его моложе. Я так понимаю, что он не испытывал любви к своей жене. Он говорит Косте: «Предположим, ты женат, но увлекся другой женщиной». Это уже все, конец. Прочитав эти строки, я понял, что Степан Аркадьевич точно не испытывает к ней ничего похожего на любовь. 

— Почему Степан Аркадьевич не испытывает любви к женщинам? 

— Возможно, это все потому, что у них с Анной не было родителей. Может быть, из-за отсутствия любви тогда, в детстве, он не знает, что это такое сейчас. Он называет любовь влюбленностью.

— Стива жалеет, что изменял? 

— К изменам он относится абсолютно просто. Когда Долли узнала, Степан Аркадьевич не почувствовал какой-то боли, ему было досадно, что она это увидела. Я думаю, он себя и не корил за то, что изменял жене. Ему хотелось бы жить с Долли так, чтобы он ходил за сиюминутными наслаждениями, а она бы об этом не знала.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Степан Аркадьевич не любил врать, особенно себе. Он врал лишь своей жене. Почему?  

— Для меня это огромная загадка. Скорее всего, ему было комфортно «ходить налево» и оставаться в семье. Я думаю, он хотел оставить все так, как есть, но не отказывать себе в увлечениях.  

— Тогда кто для Стивы Долли в таком случае: жена, женщина, друг или как-то иначе? 

— Он называл ее «святой женщиной». Но в любовь его чувства не переросли, поэтому она и осталась для него, так сказать, зоной комфорта.  

— Чем Стива привлекает женщин?

— Во-первых, Толстой описывает его как красивого человека. Во-вторых, его характер и поведение. Он добродушен, всегда улыбается, никогда не бывает холоден. Я думаю, это подкупает женщин. 

— Какие советы от Степана вы могли бы дать мужчинам, чтобы они смогли привлечь внимание женщин? 

— Он не стремился быть ловеласом, сердцеедом или понравиться кому-то нарочно. Степан Аркадьевич просто был собой, говорил все прямо, и женщин это привлекало. Поэтому совет простой: быть собой. 

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Ваш герой часто улыбается, несмотря на то, что ему тоскливо. Это маска? 

— Это не маска. Он восприимчив, эмоционален. Его улыбка, скорее всего, искренняя. Просто любой факт Степан Аркадьевич воспринимает близко к сердцу. Переживания и улыбки естественны. Он ведь большой ребенок, поэтому и дети от него без ума. Мне нравится, что он удивляется, как ребенок, полон эмоций и впечатлений, а не как Алексей Каренин, который, как называет его Анна, «некая машина».

— Как вы считаете, Степан счастлив? 

— Сиюминутно — да, в глобальном смысле — вряд ли. Мне кажется, он об этом даже не думает. Если бы Степан Аркадьевич задумался об этом, скорее всего, понял бы, что для его счастья чего-то не хватает. Но повторюсь, он ищет сиюминутное наслаждение — будь то еда или женщины. Маленькими кусочками счастья Степан Аркадьевич подпитывает себя.  

— В дальнейшем Степан смог бы полюбить? 

— Я думаю, да. Это должно было когда-то произойти. Просто должен найтись такой человек, с которым бы влюбленность переросла в любовь и интерес к такому человеку бы не пропал. 

— Это может быть Долли? 

— С Долли, скорее всего, это уже невозможно. Прошло девять лет брака, но ничего не изменилось.

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Насколько Камиль Гатауллин и Степан Облонский похожи? 

— Я считаю себя добродушным человеком. Я тоже эмоционален, впечатлителен, порой, как ребенок, реагирую на вещи. Когда я был помладше, мною тоже, скажем так, двигали сиюминутные наслаждения. Сейчас я нахожусь в стадии перехода между этими моментами наслаждения и поиском глобального, духовного. Все, чем занимается Степан Аркадьевич, выматывает, высасывает энергию. Нужно потратить огромное количество внутренних сил, чтобы, скажем, с каждым мило беседовать или флиртовать со всеми подряд. Через какое-то время ты понимаешь, что просто пуст. В дальнейшем я не буду таким же, как Степан Аркадьевич. Я ухожу в другую сторону, и это происходит неосознанно. Но я все равно понимаю его во всех аспектах и не осуждаю.

— Если поставить на чашу весов разум и чувства, какая сторона перевесит? 

— Он поддается чувствам в первую очередь. О разуме и речи быть не может. На 90% им руководят чувства, и это не только влюбленность, любое чувство, как у детей. У них все на чувствах и эмоциях. Его сердце побеждает голову. Но лично я бы порой думал головой.  

«Наверно, любовь - это и есть счастье»

— Для вас любовь — это забота, понимание и уважение. В вашем понимании это больше, чем влюбленность? 

— Я не считаю, что любовь — это влюбленность. Мне кажется, влюбленность сильнее любви в эмоциональном плане. Когда человек бегает, ничего не понимает, ему сносит голову, он видит только объект своей влюбленности. После этого периода должна наступить настоящая любовь. Честно, я такого не испытывал, это лишь мои предположения. Где-то я прочел, что любовь — это что-то вроде высшего счастья. Наверно, любовь — это и есть счастье.

— Камилю и Степану что важнее: любить или быть любимым? 

— Любить. И Камилю, и Степану Аркадьевичу. Мне кажется, если человек тебя любит, а ты нет, то возникает какое-то неудобство. Сердцу же не прикажешь. В какой-то мере становится жалко того, кто любит тебя, но ты его не любишь. Тут ничего не поделать. Поэтому лучше любить самому. На вдохновении от любви можно хоть что-то сотворить. А если обоюдно — любить и быть любимым, то это прекрасно. Но я не знаю, сказки это или все-таки такое возможно.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *