«Было много трагедий во времена советской власти»

В Казани завершились съемки фильма «Зулейха открывает глаза».
В Казани завершились съемки фильма «Зулейха открывает глаза».

Кинокомпания «Русское» заканчивает казанскую часть съемок многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза» для канала «Россия 1». С 16 по 18 февраля съемочный процесс проходил на территории Кремля и в самом здании, где расположилась пересыльная тюрьма. В понедельник снималась самая массовая и крайняя сцена в Казани, когда Зулейху привозят в столицу Татарстана.

Подготовка к казанской смене длилась около месяца. Интересен тот факт, что снега оказалось мало. По словам исполнительного продюсера картины Ильи Папернова, требовалось 300 кубов. В итоге 14 февраля улицу перекрыли и привезли порядка тысячи тонн чистого белого снега. Утренние метель и снег пошли съемкам на руку.

«Было много трагедий во времена советской власти»

— Сегодня одна из самых сложных смен проекта. Здесь порядка 100 человек: основные и сквозные актеры, массовка, военный оркестр. 20 повозок и два верблюда. Мы снимаем около Кремля и в самом Кремле на главной улице города. Ее, как мне сказали, кто-то до сих пор называет улицей Ленина. Это долго готовилось и согласовывалось со многими службами города, — рассказывает Папернов.

На Кремлевской снимали момент приезда Зулейхи в Казань, но начало эпизода с обозом сняли в Кукморе. Также на днях уже отсняли сцены в подвале самого Кремля. Съемочной группе повезло, что почти все дома на улице — исторические. Дорожные знаки, флаги и другие современные объекты сняли. Какие-то вещи добавят или удалят с помощью компьютерной графики. Например, на Спасской башне будет висеть большой плакат Владимира Ленина.

«Было много трагедий во времена советской власти»

Лошади на съемках делятся на три категории: обстрелянные, верховые и на повозке. Их привезли из Москвы, Казани, Кукмора. По словам Папернова, это кинолошади, которые приспособлены к съемкам, работе с незнакомыми людьми и мини-трюкам. Верблюдов, как оказалось, предоставила хозяйка казанского магазина. 

— У нас в Татарстане вообще проблем нет. Была единственная проблема в том, что перестал падать снег. Пришлось довозить. Все крыши засыпались вручную, чтобы создавалось ощущение, что снег давно стоит, — отмечает продюсер.

«Было много трагедий во времена советской власти»

Андрей Меняев, художник по реквизиту, рассказал, что для съемок было закуплено около двух тысяч светошумовых патронов на охолощенную винтовку Мосина и около тысячи — на револьвер системы Нагана. Боевых винтовок всего 10 штук, остальные — муляжи. Реквизит и костюмы собирали в Москве, Татарстане, в музеях, на складах и барахолках. Какие-то вещи закупали.

Меняев отметил, что произведение Гузель Яхиной ему понравилось.

— Эта история 30-х годов, написанная казанской писательницей, достаточно интересная. Она рассказывает о том, что было много трагедий во времена советской власти, — говорит он.

Михаил Вигдоров, художник по гриму, рассказывает, что сложность казанской сцены заключается в массовости. 

«Было много трагедий во времена советской власти»

Массовки много, а подготовленных к съемкам — нет. Иногда приходится и ногти от лака стирать. Другая сложность — бороды, которые мужчины носили в то время. Тем не менее собеседник подчеркивает, что с актерами работать нетрудно. 

— У нас все отработано. Работать с актерами легко. Они идут на диалог. Образ возникает не от одного человека, а от сотворчества. Они сами много деталей предлагают, — говорит Вигдоров.

Много вопросов вызвал образ Чулпан Хаматовой, которая исполняет роль Зулейхи. Гример отмечает, что актриса ответственно и трепетно относится к своей героине. Какие-то детали тоже добавляет сама.

— Зеленых линз у Чулпан не будет. Так как постоянно находиться в линзах — это неудобно и нетехнологично, удлиняет процесс. Это все-таки экранизация. Она допускает отхождения от произведения, — замечает гример.

«Было много трагедий во времена советской власти»

Массовая сцена и правда впечатляет: играет оркестр, едет обоз, маршируют красноармейцы, работают лавки, на сцене крестьяне играют мини-спектакль, вокруг бегают дети или кидаются снежками. Кстати, специально для сцены приезда съемочная группа организовала небольшой базар. Среди кучи народа мы все же нашли Евгения Морозова, который исполняет роль Игнатова.

— У меня особый настрой, потому что осталось три съемочных дня. А здесь просто нужно быть внимательнее. Тут много людей, бегает много детей, — сказал Морозов.

Говоря о подготовке к съемкам, актер отметил, что одно дело читать материал, а другое — готовиться, читать про Сталина, то время и представлять все это себе. Когда мимо него «проводили раскулаченных детей, чумазых и грязных», сердце сжималось. Когда снимали, где убивают ребенка, у него просто слов не было. Ужасное было время, добавил Морозов.

«Было много трагедий во времена советской власти»

Несмотря на некоторые психологически трудные сцены, у актера есть и любимые.

— У меня несколько таких сцен. Были и мальчишеские мечты — драться с волком, скакать на лошади, стрелять, были и просто по-актерски счастливые сцены. Например, нежные сцены с Чулпан, фантастические и яркие — с Ромой Мадяновым, с Сергеем Васильевичем Маковецким, — рассказывает он.

По словам Морозова, он счастлив, что ему удалось сняться в такой картине, да еще и с прекрасным актерским составом. Нагрузка большая как в физическом, так и в психологическом плане. Зимой актер даже не ездит домой в Москву, потому что на следующий день после съемочного дня лежит «пластом». Он также подчеркнул, что уж очень хочет взглянуть на картину на экране.

На съемках мы также встретили Павла Густова, заслуженного артиста Татарстана. Он играет сквозного персонажа — крестьянина Никодима.

«Было много трагедий во времена советской власти»

— Сегодня мой последний съемочный день. Задача у нас простая — заехать на санях в Казань. Вот это моя семья. Мы снимаем непоследовательно. Сейчас мы находимся ближе к началу истории, поэтому семья еще целая. А чуть позже мы начнем терять детей, — говорит Павел, отправляясь на съемку.

Сегодняшний съемочный день был последним в Казани. Еще остались две смены в Лаишевском районе и одна техническая смена предварительно 26 февраля в Перми с паровозом, где пересыльные едут по железной дороге. В этом месяце команда планирует закончить все съемки.

— Дату выхода мы никогда не скажем, потому что не знаем. Нам предстоит выполнить еще половину работы. Сделать много графики, звука, выбрать и утвердить. После этого мы сдаем картину на канал, а уж они потом будут выбирать идеальное место для выхода в эфир, — говорит исполнительный продюсер.

1/0

Кинокартина выйдет на телеканале «Россия 1» в этом году, но, по словам Ильи Папернова, предварительно съемочная группа договорилась, что премьера будет проходить в Казани и, скорее всего, в рамках «Аксенов-феста».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *