«Блогеры - локомотивы развития татарской идентичности в соцсетях»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:54 / 23 февраля
11
«Блогеры - локомотивы развития татарской идентичности в соцсетях»

Какую роль должен играть интернет в разработке Стратегии татарского народа.

В разрабатываемой и обсуждаемой сегодня Стратегии развития татарского народа уделено место работе с интернетом и соцсетям как необходимости для сохранения и развития идентичности. Первоначальный вариант эскиза документа определял такое приоритетное направление, как «Информационное пространство». В нём говорилось об «активизации в интернете и социальных сетях деятельности, связанной с национальными вопросами и проблемами». По факту такое заявление носит лишь декларативный характер, никак не раскрывая суть темы - какова сегодня роль интернета и соцсетей в процессе сохранения и развития татарской идентичности.

Вторая редакция эскиза Стратегии уже более-менее конкретизирует это направление деятельности. Здесь, под главой «Информационное пространство», говорится о стратегической инициативе «включение татарского мира в современную информационную среду - стимулирование к развитию татарских сетевых сообществ с широким спектром интересов в России и за рубежом». Мы видим, что определяется субъект - «татарские сетевые сообщества с широким спектром интересов». При этом упор делается на межрегиональные сетевые сообщества татар.

На сегодня мир татарских сетевых сообществ состоит непосредственно из стихийно или естественно сформировавшихся комьюнити с многотысячными подписчиками и блогерами, чья аудитория исчисляется несколькими десятками тысяч пользователей. Увы, но пока конструктивное обсуждение места интернета и соцсетей в Стратегии татарского народа ждет своего часа.

В материале KazanFirst мы обратились к экспертам по СМИ, интернету, соцсетям и блогосфере, чтобы узнать, как именно сегодня работают современные технологии во благо татар и на какие направления необходимо обратить внимание.

Соцсети удобны для продвижения татарской идентичности 

- Принцип формирования комьюнити в соцсетях простой, особо не отличается от реальной жизни. Всё больше людей проводят время в соцсетях. Они становятся основным местом получения информации, общения и развлечения. Неудивительно, что люди начинают объединяться по каким-то интересам, особенностям, и в данном случае по интересам к татарской культуре, татарской идентичности, - рассказывает медиаменеджер, соучредитель резиденции креативных индустрий «Штаб» Ярослав Муравьёв.

Собеседник представленную в соцсетях культуру оценивает как «наиболее современную». По его словам, молодежи интересен как раз новый формат татарской идентичности, татарской городской культуры, которые есть в соцсетях. 

- Отмечаю очень высокий рост числа сообществ, связанных с татарской идентичностью. Соцсеть и интернет - удобная площадка для людей, которые реализуют и развивают проекты в этом направлении. Удобная площадка для двухсторонней коммуникации. Туда же не только можно вбрасывать информацию, но и есть возможность её там обсуждать. При этом вбрасывать информацию может любой пользователь, - рассуждает медиаменеджер.

Стремительное развитие татарской идентичности он связывает с тем, что сегодня в соцсетях появились блогеры, авторы проектов и лидеры мнений, готовые осовременивать свою национальную культуру. 

- Соцсети на сегодня - это очень удобный и лучший инструмент. С помощью них можно задавать моду, что в принципе сейчас и происходит, некие стандарты и норму общения на татарском языке. Для этого нужно как можно больше общаться, делать интересный контент, необходимо появление новых интересных лидеров, мнений, нужно больше классных, ярких, интересных и, может быть, провокационных проектов на татарском языке, - резюмирует Ярослав Муравьёв.

Татарскому интернету нужны поисковик и контент

- Татарский интернет находится в каменном веке, в то время как будущее любого национального языка сегодня определяется количеством и качеством контента в виртуальном пространстве. Если язык не представлен в сети, значит, считайте, что его нет. А нет языка - значит, нет народа, - рассказывает основатель татароязычного сайта «Җайдак» Ленар Мифтахов

В целом он отмечает «инертность» среди татар в вопросе развития татарского языка в интернете и создания площадок.

Основную проблему, которая тормозит развитие татароязычного контента, собеседник видит в том, что нет татарских поисковых систем и недостаточно татарского контента. 

- Мы настолько отстали, что даже их появление кардинально ничего не изменит. Вектор задан: на татарском языке ищем песни и поздравления, а все остальное на русском. В интернете вы нигде не найдете песни о Великой Отечественной войне на татарском, хотя в советское время их было создано очень много. Не то что исполнение этих песен, вы даже не найдете тексты. Стихи одной-единственной песни о войне мне удалось найти только на сайте Старотябердинской средней школы Кайбицкого района. И все! То, что пелось до 90-х годов, куда-то пропало, а потому не попало в интернет, за исключением, может быть, Ильхама Шакирова и Альфии Афзаловой, - рассуждает собеседник.

Также, по его словам, в интернете недостаточно представлены книги татарских писателей, нет иностранной литературы на татарском языке, например, Джека Лондона. С другой стороны, это бесполезно размещать в сети, потому что нет посиковика, а значит, и нет культуры поиска информации на татарском. 

- В свое время хотел создать татарский поисковик в интернете, но не смог найти инвесторов. Напомню, что когда появились первые поисковые системы, тогда и началось развитие российского интернета. Думаю, что татарская поисковая система с набором татароязычных сервисов могла бы в Татарстане забрать у "Яндекса" и Google 5% рекламного рынка - это очень неплохо. Но есть проблема - нужны очень большие инвестиции, а прибыль невысокая. Причем очень большие риски, - говорит Ленар Мифтахов. 

Собеседник соцсети оценивает для татарского народа как спасение.

Их роль должна заключаться в том, что именно там происходит общение татар, где бы они ни жили - в другом регионе России или за рубежом. Вы сегодня никак не сможете наладить общение между разбросанными по всему миру татарами без соцсетей.

Не хватает блогеров, анализирующих общественно-политическую повестку 

- С помощью новых технологий - а именно соцсетей - мы можем узнать, какой процент татар сегодня пользуется интернетом, какова доля тех, кто может общаться на татарском языке, какие им сайты и контент интересен, - говорит общественный деятель и журналист Римзиль Валеев.

Он сожалеет, что сегодня среди разработчиков Стратегии очень мало тех, кто бы разбирался, как работают сообщества в соцсетях и зачем вообще татарам нужен интернет. 

- Уже четыре месяца обсуждаем Стратегию, на сайте ВКТ висит ее второй эскиз, а к общему понимаю до сих пор не пришли. Вижу угрозу номинального присутствия татар в соцсетях, а вот чтобы реальная движуха была - её может и не быть, - полагает эксперт.

В качестве примера он приводит ресурс по обучению татарскому языку в интернете - «Ана теле». По его словам, в проект вложены огромные деньги, но ему трудно найти реальных людей, которые бы воспользовались этим ресурсом. 

- Ищу людей, которые бы воспользовались этим сервисом, которые бы друг другу помогали. В отчетах администраторов «Ана теле» такие люди есть, но в реальности я таких людей пока ещё не встречал, - сетует общественный деятель.

Римзиль Валеев перечисляет несколько проектов в соцсетях и в интернете, которые, по его мнение, сегодня можно назвать наиболее успешными: проект «Штаб» татарских татар, сообщество «Татары и татарочки» «ВКонтакте», сайт «Матбугат.Ру», татароязычный «Татар-информ», татарские блогеры «Кызык-Мызык» (Ильназ Габидуллин) и «Татар малай» (Ринат Галиахметов). 

- Своим контентом им удается привлекать к себе татарскую аудиторию. Они молодцы! Собирают по 80-100 тысяч человек, хотя это не так уж и много. Но нам всё равно не хватает татарских блогеров, особенно тех, кто бы писал аналитику, осмысливал общественно-политическую повестку в татарском мире, - говорит Валеев.

Надо оцифровать татарское интеллектуальное наследие 

- Считаю, что сегодня важный вопрос Стратегии - как в интернете и соцсетях представлен татарский контент? Насколько этот контент уникален? У татарского народа богатая культура, есть огромное интеллектуальное наследие. Поэтому сегодня перед нами стоит вопрос оцифровки этого наследия, - рассказывает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.

Собеседник согласен с Ленаром Мифтаховым, что активность татар в интернете оставляет желать лучшего. 

- Возьмем, например, детское телевидение «Шаян.ТВ», которое недавно появилось. Также недавно наконец заговорили о создании татарского педагогического университета. Хотя разговоры об этих вещах идут уже давно. Сейчас ведь уже говорят об онлайн-образовании, об онлайн-университетах, о дополнительных курсах повышения квалификации. В случае телевидения все татарские родители уже давно перешли в соцсети, смотрят мультфильмы по YouTube. Все последние тенденции в мире, связанные с культурой, присутствуют в интернете, - рассуждает Яруллин.

Он видит два вопроса, которые обязательно нужно выносить на обсуждение при разработке Стратегии в плане интернета и соцсетей. 

- Первый - это цифровизация всего наследия татарского народа. Надо не жалеть денег, выкупать всё, что лежит у кого-то на полках, есть в частных руках, в госархивах. Второй вопрос - это проблема продвижения различных татарских проектов в соцсетях. Статья расходов на продвижение татарского контента в интернете или в соцсетях обязательно должна быть прописана в документе. Например, в государственной программе по поддержке языков народов России. Когда принимаются государственные решения, в их документах почему-то вы не увидите целевых показателей по охвату или продвижению, - отмечает лидер молодежного крыла Всемирного конгресса татар.

Как бы разработчики Стратегии не зациклились на поддержке только «умирающих» СМИ 

- Сегодня татарская молодежь живет именно соцсетями. Даже люди среднего возраста, до 45 лет, сегодня больше предпочитают соцсети. Они с каждым годом всё больше и больше влияют на людей, на их картину мира и убеждения. Например, сообщество «Татары и татарочки» «ВКонтакте» сегодня насчитывает около 115 тысяч человек. Просмотры одного поста достигают примерно 8-10 тысяч. Такие показатели превосходят любое современное татарское СМИ, - рассказывает зампред Форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.

По его словам, сегодня умами молодых татар владеет не традиционная «Татмедиа», а паблики наподобие «Татар и татарочек» или самый крупный в соцсетях паблик, посвящённый татарской музыке, - «Иң шәп татарча җырлар», паблик с татарским юмором «Кызык-Мызык». 

- Боюсь такого исхода, в результате разработанной Стратегии татарского народа ресурсы будут направлены на поддержку умирающей инфраструктуры, например, на СМИ, которые от силы читают 100-300 человек. Так мы увидим, что будет параллельная сеть медийных площадок, у которой намного больше аудитория и она лучше всего влияет на людей. Мы не увидим диалога между поколениями татар, связей между татарами и государством. Всё-таки основным оператором развития татарского народа и культуры, сохранения татарской идентичности является Татарстан и его государственные органы власти, - резюмирует собеседник.

Блогеров на обсуждение пока не зовут 

- Сейчас идет бурное обсуждение Стратегии татарского народа. Но почему-то пока нас, татарских блогеров, ни на какие обсуждения не позвали. Хотя в эскизе говорится о важности интернета, а значит, и блогосферы, и татарских сообществ в соцсетях. Мы, татарские блогеры, работаем с национальной аудиторией уже более трех-четырех лет. Мы бы своим богатым опытом могли дать дельные советы разработчикам Стратегии, - рассказывает блогер «Татар малай» Ринат Галиахметов.

Собеседник замечает, что раньше в соцсетях, в «Инстаграме» на татарском языке было не модно разговаривать. Но сейчас, благодаря татарским блогерам, общение, обмен мнениями на татарском стал нормальным явлением, обыденностью. 

- Сегодня основные татарские блогеры - это костяк лидеров мнений среди молодежи. Их роль огромна. Татарских блогеров сегодня можно считать локомотивами развития и сохранения татарской идентичности, к чему и нацелена Стратегия развития татарского народа, - уверен «Татар малай». 

Блогер «Кызык-Мызык» - Ильназ Габидуллин рассказывает, что по долгу своего занятия, а именно мониторинга информационных и новостных ресурсов, видел несколько материалов по обсуждению Стратегии татарского народа. Не так давно документ обсудили татароязычные журналисты, однако на их собрание не были приглашены татарские блогеры.

В целом, отмечает собеседник, среди подписчиков крупных татароязычных сообществ в соцсетях обсуждение Стратегии проходит вяло. 

- Все те посылы и идеи, о которых говорят эксперты и разработчики, пока не доходят до рядовых татар в соцсетях. Всемирный конгресс татар обычно пишет о том, что сам сделал, либо когда выступают какие-то официальные государственно-общественные структуры. Но интересно ли это обычным людям? У меня это вызывает вопрос. Поэтому через уже имеющиеся татарские площадки в соцсетях и блогеров надо доносить дискуссию и до обычных пользователей. А как иначе быть, чтобы татары почувствовали свою сопричастность к созданию Стратегии? - вопрошает Ильназ Габидуллин.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (37)
тимур
Странно, что в стратегии народа так мало внимания уделено такой важной теме
0
ОТВЕТИТЬ
"Имя или псевдоним"
В смысле не звали блогеров для обсуждения стратегии? А среди кого они ее обсуждают то? Сами с собой что ли?)) Тогда ясно, что ничего дельного не выйдет из нее...
0
ОТВЕТИТЬ
Василь (не тот)
Блогеры это кто? Они как-то влияют на принятие решений? Или они пользуются уважением как трудяги? Они что-то производят может? Обычные бездельники!
0
Фокс
С одним соглашусь - нет нормальных песен на татарском языке. Или ак каен, или мин сине яратам. Всё. Скудненько. Язык сам себя не разговорит
0
ОТВЕТИТЬ
Фоксу
Есть классные татарские группы, послушайте группу Juna, да даже Аигел, те песни, что на татарском.
-3
Прохожий
Не в ту сторону смотрят те, кто распределяет бюджет. Сотни миллионов отдают телевизионным и прочим проектам, которые никак не охватывают молодежь. Проекты в соцсетях, откуда как раз и черпает всю информацию нынешняя молодежь, никто не спонсирует, а на них как раз никаких сотен миллионов и не надо
1
ОТВЕТИТЬ
Борчак
Полностью согласен с мнением Кызык Мызык ☝️
1
ОТВЕТИТЬ
Казак
Чё за Кызык? Как переводиться?
0
Сергей
Очень часто сейчас слышу татарскую речь на улицах, звучит прикольно, но сам поддержать разговор не могу. Обидно
-1
ОТВЕТИТЬ
Олег
Во-во, если нормально татарча теле вишколе преподавали в полку потребителей татароязычного контента прибвло бы. А так многие уезжают из Татарии и язык теряется
0
ОТВЕТИТЬ
Табрису Яруллину
Табрис, вы сами лично сколько татарских книг оцифровали мвоими руками и перевели в удобочитаемый вид? В библиотеках местных кубометры татароязычных книг лежат. Дайте клич среди студентов, пусть каждый возьмет по книге и сделает из неё электронную. Ничего ни у кого выкупать не надо, просто мать-ленюшка. Все хотят быстрых и легких результатов а так не бывает.
4
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Мумбай еще класмнвй певец и Зуля Камалова хороша
0
ОТВЕТИТЬ
ильсияр
чем она так хороша?
0
Призрак Тукая
Дуслар, почему феномен Габдуллы Тукая повторить не смогли? Кая татарча тумыштан килгэн поэт талант?
1
ОТВЕТИТЬ
Альбина
Кызык значит смешной, интересный, занимательный, прикольный короче)
0
ОТВЕТИТЬ
Туран
Кызык - по казахский тоже интересный, забавный...
0
Ильнур
+1
0
ОТВЕТИТЬ
Мы
Сегодня все люди младше 25 лет общаются в интернете. Это не хорошо и не плохо, так есть и все тут. И власти должны с этим считаться. Иначе потеряют еще одно поколение, как было в 70-90-е годы. Только эффект будет намного страшнее, учитывая геополитическиую холодную информационную войну.
1
ОТВЕТИТЬ
Руслан
У вас один интернет- эксперт только? расширьте кругозор и привлекайте настоящих экспертов
0
ОТВЕТИТЬ
Показать ещё
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
0
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
1
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
0
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
1
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх