АВТОВАЗу - не угроза: почему в России буксуют продажи китайских машин

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Общество 09:01 / 24 февраля
10
АВТОВАЗу - не угроза: почему в России буксуют продажи китайских машин

Разбираемся в неудачах производителей из Поднебесной в нашей стране.

Товары китайского производства уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, однако этого никак нельзя сказать об автомобилях. Машины из Поднебесной не пользуются у нас особым спросом, хотя за последнее время и вышли на один уровень с корейскими конкурентами. 

В центре скандала

Автомобили из Поднебесной, которые в свое время воспринимались как страшная угроза АВТОВАЗу, пережили немало злоключений в нашей стране. Во многом из-за них российские власти запретили «отверточную» сборку на территории страны, при этом льготный режим «промсборки» ни один китайский автопроизводитель так и не получил. Что уж говорить про популярные госпрограммы стимулирования спроса, к которым «китаемобили» допущены, разумеется, не были. Тем не менее всё это время китайцы не сдавались и всеми силами цеплялись за российский рынок. Сегодня в нашей стране представлено порядка десяти китайских автомобильных марок, однако их суммарные продажи в прошлом году составили лишь 35,5 тыс. машин - на 11% больше, чем в 2017-м. Впрочем, у многих автопроизводителей, таких как Geely, Haval, Zotye, Changan и FAW, реализация растет вполне себе с китайским размахом! 

Но вот лидеры китайского сегмента - Lifan и Chery, недавно столкнулись с очередными трудностями, став жертвами мошеннического скандала на заводе «Дервейс», руководство которого обвиняется в уклонении от уплаты налогов почти на 320 млн рублей. Как следствие, конвейер черкесского предприятия, на котором выпускались все модели Lifan для российского рынка, а также бестселлеры Chery - кроссоверы Tiggo 3 и Tiggo 5, прошлой осенью был остановлен. Само собой, с тех пор реализация автомобилей этих марок снижается по мере распродажи остатков у дилеров, а сами компании в срочном порядке стали искать новую производственную площадку в нашей стране.

Так, в российском офисе Lifan рассказали, что не рассматривают возможность импорта машин из Китая и уже к лету намерены возобновить локальное производство. В первую очередь планируется поставить на конвейер кроссоверы Lifan Myway и X70, на которые наблюдается повышенный спрос. В настоящее время компания ведет переговоры с потенциальными партнерами об организации контрактной сборки, однако их названия не раскрываются. 

- Мы планируем собирать автомобили в России, поскольку Россия - стратегически важный для нас рынок, - заявил порталу KazanFirst директор по маркетингу Lifan Motors Rus Вадим Шатунов

Более того, по его словам, в компании не отказались от идеи строительства собственного завода в Липецкой области, который был анонсирован еще в 2014 году. 

- Мы частная компания и считаем каждую вложенную копейку, а завод имеет смысл начинать строить тогда, когда спрос на автомобили будет соответствующим, чтобы вложенные средства окупились и начали приносить прибыль, - пояснил Вадим Шатунов.

Компания Chery оказалась менее зависима от локальной сборки: импорт самой популярной модели Tiggo 3 возобновился уже в ноябре, а кроссовер Tiggo 2 у нас всегда был только китайским. Между тем, этой весной на российском рынке появится новый флагманский кроссовер Tiggo 7, а ближе к лету ожидается Tiggo 4. По данным источников в отрасли, новинки сначала будут поставляться из Китая, а позже их производство наладят на калининградском заводе «Автотор», с которым Chery уже имела успешный опыт сотрудничества в прошлом. Руководитель пресс-службы «Чери Автомобили Рус» Евгения Никитена-Кацарская не стала комментировать эту информацию, заявив, что переговоры с потенциальными партнерами продолжаются, и компания пока не готова сообщить о своих дальнейших планах по локализации в России. 

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, остановка производства на «Дервейсе» могла повлиять на позиции Lifan и Chery уже в прошлом году, когда продажи этих марок ушли «в минус». И ситуация вряд ли изменится до тех пор, пока китайские производители не найдут альтернативных сборщиков для своих автомобилей.

На родине самоваров

Кстати, на «Автоторе» уже выпускаются китайские кроссоверы FAW Besturn Х80, и в будущем к нему, возможно, добавится новый кроссовер Besturn Х40. По данным внешней пресс-службы компании FAW в России, новинка поступит в продажу уже в апреле-мае нынешнего года, и это будут автомобили китайского производства. 

Еще один китайский производитель, наладивший локальную сборку в нашей стране - Changan. Его кроссоверы CS35 с ноября 2015-го выпускаются на заводе в Липецкой области. Однако новые внедорожники CS75 и S111 компания будет поставлять к нам из Китая. Причем «семьдесят пятый» появится у российских дилеров уже в марте этого года, а пилотная партия автомобилей S111 ожидается во втором полугодии, сообщили порталу KazanFirst в представительстве Changan. В 2020 году компания планирует привезти в Россию несколько новых моделей SUV, в числе которых будут CS55 и CS95, а также автомобили класса MPV.

А вот Great Wall стал единственным из китайских автопроизводителей, намеревавшихся создать в России собственные мощности, который смог претворить свои планы в жизнь. В апреле-мае 2019-го компания откроет в Тульской области завод, где будут выпускаться внедорожники премиального суббренда Haval. Первым на конвейер предприятия встанет новый кроссовер Haval F7, потенциальный бестселлер марки в России. В ближайшем будущем в Туле также должно начаться производство абсолютно нового купе-кроссовера Haval F7x. В дальнейшем модельный ряд Haval российской сборки планируется расширять. Мощность предприятия позволяет выпускать до 150 тыс. машин в год, что явно избыточно с учетом текущего спроса на внедорожники Haval. В связи с этим участники отрасли не исключают, что для загрузки нового завода Haval может организовать контрактную сборку автомобилей других китайский марок. Кстати, это же касается и производственной площадки Changan в Липецкой области. 

Как отмечает консультант группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Александр Ряпухин, вероятность полной загрузки завода Haval невелика, поэтому компания может рассмотреть вариант организации контрактной сборки, но при этом выпускаемые автомобили других марок могут создавать конкуренцию самому Haval. Выбранный сценарий, по словам эксперта, будет зависеть от стратегии компании в России. 

В свою очередь, исполнительный директор «Хавейл Мотор Рус» Жером Сего заявил порталу KazanFirst, что возможность контрактной сборки никогда не стоит сбрасывать со счетов, но в настоящее время компания сконцентрирована на запуске собственных моделей Haval. 

- Поскольку завод спроектирован с производственной мощностью в 150 тыс. автомобилей, которая будет подключаться в несколько этапов, у нас будет возможность наладить производство новейших моделей почти синхронно с их выходом на китайском рынке, – отметил он.

Обходные пути

Между тем, ряд китайских автопроизводителей, нацелившихся на наш рынок, разместили свое производство не в России, а в соседних странах Таможенного союза. Так, один из лидеров китайского сегмента - Geely - в ноябре 2017-го открыла совместное предприятие «БелДжи» в Белоруссии. Завод рассчитан на производство более 60 тыс. автомобилей в год, и 90% выпускаемых машин ориентированы на российский рынок. Сегодня к нам поставляются кроссоверы Geely Atlas и Emgrand X7 белорусской сборки. Во втором квартале 2019-го у дилеров ожидается новый хэтчбек Geely GS, в третьем квартале в продажу поступит компактный кроссовер Geely SX11, а в конце года россиянам должен быть доступен новый гибрид Geely GE, который заменит в линейке марки флагманский седан Emgrand GT. 

На другом белорусском предприятии - «Юнисон», производятся, в частности, автомобили китайской марки Zotye. На наш рынок оттуда сегодня поставляются две модели - компактный кроссовер T600 и купе-кроссовер Coupa. К концу 2019 года компания Zotye планирует начать продажи в нашей стране нового кроссовера Zotye Т700. Также на российском рынке появится второе поколение модели T600. Стоит отметить, что в ближайшей перспективе завод «Юнисон» запустит новые мощности по производству полного цикла, что, в частности, позволит расширить линейку комплектаций выпускаемых автомобилей Zotye.

А вот JAC Motors в качестве сборочной площадки выбрал завод «СарыаркаАвтоПром» в Казахстане, откуда с прошлого года к нам импортируют кроссоверы JAC S3 и S5. Уже в первой половине 2019-го модельный ряд марки в нашей стране пополнит пикап JAC T6. До конца года на российском рынке ожидается новый кроссовер JAC S4, а в 2020 году в продажу поступит внедорожник JAC S7. Как рассказали в компании «Джак Автомобиль», завод «СарыаркаАвтоПром» в скором времени войдет в состав китайского автоконцерна, благодаря чему производство в Казахстане станет более выгодным для продвижения бренда JAC на рынках СНГ. В то же время компания готова локализировать производство и на территории России в случае, если на автомобили JAC будет большой спрос. 

Смена прописки

Кстати, не исключает локализации производства в нашей стране и Brilliance, который до 2017 года сотрудничал с «Дервейс». Окончательное решение по этому поводу должно быть принято в текущем году, сообщил порталу KazanFirst источник, знакомый с планами компании. Со слов собеседника, вопрос с локализацией у Brilliance стоит очень остро, но в первую очередь ожидается принятие решения по модельному ряду, который будет представлен в России. От этого зависит как объем производства, так и место для локализации. Пока же дилеры распродают кроссоверы Brilliance V5 1.5T с турбированным двигателем, выпущенные еще на «Дервейсе». А весной должны начаться поставки в Россию нового компактного кроссовера Brilliance V3 китайского производства.

Генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало считает, что автомобили, произведенные на территории Таможенного союза, могут практически беспрепятственно импортироваться в Россию, поэтому китайские производители используют эту возможность. А главное преимущество производства китайских автомобилей в странах ТС по сравнению с локальной сборкой в России или импортом из Китая - сокращение издержек за счет более низкой стоимости рабочей силы.

В свою очередь, Дмитрий Лукашов отмечает, что наиболее привлекательные условия для сборки автомобилей сейчас складываются в Казахстане. Дело в том, что в России с 2019 года был повышен НДС до 20%, тогда как в Казахстане он равен всего лишь 12%. 

- На мой взгляд, это очень серьезное конкурентное преимущество, благодаря которому стоимость автомобилей для российского рынка может оставаться на относительно низком уровне. В свою очередь, наша страна может предложить локализацию производства в индустриальных парках и особых экономических зонах с льготным налогообложением. Поэтому сложно сказать, что именно выберут китайские инвесторы, - говорит эксперт.

Эффект дешевизны

Несмотря на то, что выбор китайских автомобилей в нашей стране расширяется с каждым годом, они по-прежнему остаются нишевым продуктом. Сегодня на «китаемобили» приходится лишь 2% всех автомобильных продаж в России, хотя в лучшие годы эта доля была почти вдвое больше. Таким образом, опасения наших властей о наплыве китайских машин на российский рынок не оправдались. 

Александр Ряпухин полагает, что прорыву на российском рынке китайским маркам все еще мешает образ автомобилей невысокого качества, склонных к поломкам. В подобных условиях невысокая цена воспринимается как безусловный атрибут, который призван компенсировать эти «недостатки». При этом важно отметить, что за последние годы качество и надежность китайских автомобилей выросли. Ключевым условием усиления позиций китайских автомобилей на российском рынке будет формирование обновленного образа продукта, подкрепленного успешным потребительским опытом. А залогом успеха должно стать сохранение конкурентоспособных цен и стоимости владения.

- Первоначально китайские производители делали ставку исключительно на недорогие автомобили. Если поначалу подобная стратегия приносила нужные дивиденды, то в последнее время для многих покупателей, как в самом Китае, так и на внешних рынках стали важны другие особенности, которые, в конечном итоге, влияют на безопасность автовладельцев. Китайским производителям потребовалось кардинальным образом модернизировать модельный ряд и предложить покупателям более качественные автомобили. На это требуется больше затрат, а значит, возрастает себестоимость производства и повышается конечная розничная цена, - рассуждает Алексей Гопкало.  

Фактически россияне уже более 10 лет активно используют китайские автомобили. Однако реальное количество машин марок Lifan, Geely или Chery на дорогах страны менее 5%. За прошедшее десятилетие в России было продано около полумиллиона новых автомобилей китайских брендов. Внушительный объем, но не определяющий, и тем более не влияющий на конъюнктуру рынка. 

Если же вопрос рассматривать в ключе: «Когда россияне будут покупать чаще китайские автомобили, нежели других брендов», то на него можно ответить вполне определенно. Скорее всего, никогда. Причина кроется в несоответствие спроса и предложения. Пока китайские производители могли предложить крайне дешевый товар, российские покупатели жаловались на качество сборки. Когда же качество улучшилось - возросла цена, и теперь «китаемобили» потеряли свои конкурентные преимущества.

КОММЕНТАРИИ (14)
фанат VAG
Повышенный спрос на китайский хлам? "Сравнялись по уроню с корейскими". Ну почему в этой стране Аллексей Чупров со товарищи патологически лжёт? Вёдра из "поднебесной" сделаны из кровельной жести и палок, ведь по китайски "немноско плохо - это холосо". Их покупают только те, кто слаще жигулей ничего не пробовал. Попробуйте продать китайский хлам после пары лет эксплуатации. Этот мусор возьмут только за 1/5 его грошовой цены.
10
ОТВЕТИТЬ
фанат VAG
Умник,Был опель вектра, ниссан кашкай, купил сейчас зотит600 1,5 л турбо,теперь на ниссан не смотрю,когда машин у тебя не было-не умничай.
-1
Мойша
Вот такие фанаты vag пыжатся пыжатся как павлины хвосты раздувают а китайцы работают и результативно.
0
Сергей
После китайского мотоцикла,который непрерывно ломался и разлагался,даже стоя в гараже,никогда не возьму кытайский охтымобиль
18
ОТВЕТИТЬ
LPF
Если новый китайский автоутиль будут бесплатно раздавать все равно не возьму
9
ОТВЕТИТЬ
Ивпн
Есть достойные модели, тот же Грейт Волл Ховер очень неплох. Но в целом даже автоваз лучше и проще в обслуживании
18
ОТВЕТИТЬ
Константин
С 2004 по 2008 годы, ездил на ВАЗ-2115, только положительные эмоции. Хают Лады те, кто берёт их хламом с рук, не обслуживает, тем самым превращая в хлам!
8
ОТВЕТИТЬ
я
лучше иметь старого японца чем нового китайца. хлам он везде хлам. дрянь машины. ржавеют быстрее чем ездят. гремят. стучат. скрипят.
7
ОТВЕТИТЬ
андрей
неее не хоца китайский гемор..
5
ОТВЕТИТЬ
Вася
Китайские авто они же одноразовые
0
ОТВЕТИТЬ
:-)
Китайские автомобили покупают те, кто не может купить нормальную иномарку, но их религия не позволяет купить Ладу.)))
6
ОТВЕТИТЬ
Валентин
Раньше у жигулей - все знали их слабые и сильные места. А на китайских авто - ты не знаешь, что произойдет. Как они их так делают, что сегодня один узел менее надежный, а на другой машине другой агрегат ломается?
1
ОТВЕТИТЬ
Погонщик баранов
Согласен,главная проблема кетайцев то что до сих пор делают туфту.Да туфта ныне у них красиво сделана и даже способна пройти даже 100тык без особых проблем,но гниют они быстрее жЫгулей и по мелочи сыпятся регулярно знакомый в области купил Лифан Х60 - пробег 60 тык уже пошли на замену дверные замки,задние подшипники-ступицы,стойки и половина сайлент блоков,сам по себе лопнул на солнце лобовик, салон весь заскрипел,но самое хреновое несмотря на антикор сразу после покупки машинка зацвела,кетайцам не хватает внимания к мелочам-например меняли оба замка дверей - изнутри двери все цветут ржавчиной-банальный непрокрас+отсутствие нормальной вентиляции и слива из двери,лобовик лопнул скорее всего из за слабой жёсткости кузова-заводская распорка на передних стойках там не просто так стоит. На а новые красивые кетайцы по цене уже вплотную подобрались к корейцам тот же Атлас почти догнал Спортедж.Ну и самое главное - кетайцы ныне сильно давят на даунсайз моторы,думаю массовые проблемы у их владельцев ещё впереди несмотря на частое ТО в 7000-8000 тык пробега. И да остаточная стоимость превращает их из кареты Золушки в автосалоне через 3 года в подгнившую тыкву
2
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Нет уж, лучше наша машина хоть знаешь что ожидать от нее , чем китайское не понятно что , по цене корейского автомобиля.Езжу на гранте 6 лет из крупных поломок генератор который поменяли по гарантии , и стартер ,который купил в магазине за пару тысяч ,поменял за 20 минут и дальше поехал.
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:12 / 12 июня
6
«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Какое значение имеет дата 12 июня и почему праздник пока не стал народным.

История нашей страны, которая в разное время называлась по-разному - Русь, Российская империя, СССР, насчитывает более тысячи лет, а событию, которое мы отмечаем 12 июня, нет и тридцати. В этот день в 1990 году первый Cъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. К тому времени многие республики Советского Союза уже вышли из состава СССР и, чтобы подчеркнуть государственность той части страны, которая образовалась в новых границах, было принято новое ее название - Российская Федерация, Россия.

Кстати, именно 12 июня страна, кроме независимости, обрела и первого президента. В этот же день в 1991 году состоялись первые в истории всенародные открытые выборы главы государства, на которых одержал победу Борис Ельцин. Именно он своим указом в 1992 году учредил новый государственный праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. А 12 июня в телевизионном обращении к россиянам предложил переименовать праздник в День России. Однако официально это название было утверждено только с принятием нового Трудового кодекса РФ - в 2002 году. То есть получается, что праздник День России совсем молодой - ему всего 17 лет.

KazanFirst расспросил политиков и общественников о том, какое значение имеет этот праздник для современной России.  

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи: 

- В 1991 году 12 июня состоялись первые выборы президента Российской Федерации. Для страны эта дата имеет очень большое историческое значение. Это точка отсчета строительства новой России. Это день рождения сегодняшней России, вернее - ее возрождения. К сожалению, в сознании многих россиян это еще не такой популярный и любимый праздник. 

Я читал, что половина населения страны даже не знает, как он называется, не говоря уж о том, чему он посвящен. Но это не вина людей. Я думаю, что если Россия будет развиваться, в том числе в направлении улучшения качества жизни населения, то все больше людей будет гордиться своей страной и тем, как они живут в этой стране. Тогда народ будет более чутко относиться к Дню России и с гордостью его праздновать. Надеюсь, что такие времена наступят очень скоро. 

Игорь Бикеев, сопредседатель Татарстанского регионального штаба ОНФ, первый проректор Казанского инновационного университета:

- День России - молодой, но уже прижившийся в нашей стране праздник. Фактически Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации стала свидетельством того, что наше государство - Россия - меняется. Документ торжественно провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявил о решимости создания демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР. Напомню, что под суверенитетом обычно понимают независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Декларация была принята на фоне глубокого социально-экономического и политического кризиса, охватившего всю страну: потеря авторитета многими органами власти Союза ССР, развал управляемости, тотальный дефицит товаров народного потребления, острые межнациональные и идеологические конфликты. Очень жаль, что заявленное в документе сохранение Союза не произошло. 

В то же время декларация послужила основой современного российского государства, принципов его конституционного строя и системой органов власти. Кроме того, в ней фактически было установлено, что у России есть свои интересы, которые она будет четко отстаивать при уважении других стран и народов. Что и происходит сегодня у нас на глазах.

Поэтому День России, на мой взгляд, носит характер празднования нашей современной государственности, самостоятельности. По традиции в этот день вручаются государственные награды Российской Федерации, проходят разнообразные торжественные мероприятия. День России - это патриотический праздник, в который можно особо заявить о нашей гордости за страну и любви к ней. А для этого у нас, граждан Российской Федерации, есть все основания.

Андрей Большаков, завкафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук: 

- Полностью сегодняшний праздник называется Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Естественно, это тяжело произнести, поэтому многие в обиходе называют этот праздник просто «двенадцатое число» и воспринимают его как очередной выходной. Я думаю, что правильно поступили, что этот праздник россиянам оставили, в отличие от Дня Конституции РФ. Если мы живем в государстве, которое называется Российская Федерация, то мы, конечно, должны отмечать день образования этого государства. Вот французы отмечают день образования Французской Республики - День взятия Бастилии уже не одну сотню лет. Хотя все знают, насколько Великая французская революция - кровавое и неоднозначное событие. У нас 12 июня 1990 года события были тоже неоднозначные, хоть и не такие кровавые. Многие считают, что принятием этой Декларации была впервые торпедирована идея Советского Союза. Вслед за этим событием декларировали свой суверенитет и все союзные республики, тем самым было подорвано единое государство - СССР. Но было образовано новое - Российская Федерация. У него, наверное, были свои недостатки - мы долго жили в государстве, которое нельзя было назвать сильным. Но в последние лет 10 мы заметили, и это видно по результатам соцопросов, что Россия стала более сильным государством. По-моему, россиян это должно радовать, потому что сильное государство - это в целом сильная страна. Понятно, что у нас еще много нерешенных проблем, есть недостатки, безусловно. Но беспроблемных стран не бывает. 

Что касается сегодняшней оценки событий 12 июня 1990-1991 годов, то теперь можно совершенно по-разному их интерпретировать. Если какие-то историки будут говорить, что именно они привели к падению великого Советского Союза, то они будут правы, наверное. И сегодня нам необходимо жить в тех границах в тех территориях, которые мы имеем. Российская Федерация по-прежнему великая и большая страна, включающая 85 субъектов, которые очень отличаются друг от друга. 

Но все же День России - это скорее политический праздник, чем народный. Чтобы он стал популярным, его все должны пережить и прочувствовать. Я думаю, что должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы это произошло. И данные социологических исследований показывают, что и этот праздник постепенно набирает сторонников из молодежной среды, потому что они родились, когда 12 июня уже отмечали как День России. И хотя до популярности Нового года или 9 Мая эму еще очень долго расти, День России надо отмечать, надо вспоминать, что мы живем в одной из самых сильных и замечательных стран, которая только существует на планете, и что надо эту страну развивать, делать лучше, а в случае возникновения угроз защищать. 

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству: 

- В тот исторический период, когда был основан праздничный день, который мы сейчас называем День России, он обществом был воспринят единодушно. Более того, 12 июня даже не воспринималась многими как дата радостного события, потому что это тот день, когда был вынут основной кирпич из, казалось бы, прочного и устойчивого знания - СССР, тем самым было положено начало его разрушения. Причем это произошло через очень короткое время после референдума, на котором большинство россиян высказались за сохранение Советского Союза. И те, кто голосовал «за», с самого начала восприняли провозглашение Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации как нежелаемое событие и не могли это приветствовать. 

Но история не имеет сослагательного наклонения - все это уже произошло 12 июня 1990 года. Поэтому, может быть, через энное количество лет День России и станет всенародным праздником. Но коль скоро это государственный праздник и даже объявлен выходным днем, он имеет полное право на существование. Мы отмечаем сегодня новый старт России как государства, новый его формат. Прошло 29 лет, за это время выросло целое поколение, которое если и знает по учебникам истории, что случилось в этот день, но не прочувствовало это, не пережило. У них нет ностальгии по старому. Возможно, у нового поколение День России будет вызывать энтузиазм и гордость за страну. Но для этого нужно время.  

Андрей Тузиков, завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук, профессор: 

- Любое государство, любое общество имеют какие-то праздники, которые символизируют государственность. У американцев 4 июля считается общенациональным праздником, во Франции - 14 июля. Да. 12 июня в России произошло довольно двусмысленное событие - приняли так называемую Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее еще называют декларацией о независимости. Понятно, возникает вопрос. От кого? 

Владимиро-Суздальское княжество, Киевская Русь, Советский Союз, Российская империя - это просто разные формы существования российской государственности. И нынешняя Российская Федерация - это российское государство в XXI веке. Есть у него плюсы и минусы, как и везде. И в качестве даты государственного праздника, который должен быть в любой стране, было выбрано 12 июня. Удачная дата или не удачная - можно спорить. Она несет в себе определенную травму - развал исторической России, границы которой не совпадали с границами СССР. Естественно, что для многих, кто жил в Советском Союзе, эта дата печальная. Кроме того, это очень молодой праздник, в отличие от, например, Дня взятия Бастилии во Франции. Не думаю, что там, спустя три десятка лет после тех кровавых событий, широко их отмечали. Любая дата обретает свое значение, свою мифологию, символическую значимость, только уходя в историю. А как скоро это произойдет в нашем случае, зависит от того, как будет развиваться проект российской государственности в формате Российской Федерации. Если он состоится как успешный проект, то спустя 100 лет День России все будут праздновать пышно и ярко. А если снова произойдет какое-то переформатирование, например, в варианте СССР 2.0 или еще как-то, наверное, возникнет другая дата.

Но, еще раз хочу подчеркнуть, любое государство имеет праздник, связанный с какими-то символическими датами, которые положили начало этом государству. Тем более длинное его название, которое напоминает об неоднозначном событии, переименовали. И сегодня мы отмечаем День России, а не День суверенитета. 

КОММЕНТАРИИ (7)
Андрей Адо
Это тот день когда мы потеряли свои территории, но с помощью англо-саксов из этого действие сделали значимое событие.Это не праздник.
3
ОТВЕТИТЬ
Знаток
Правильно товарищи говорят. Сложная ситуация с этой датой
3
ОТВЕТИТЬ
Геныч
Нормальный праздник, чо все обсуждают то. у каждой страны есть такой, мы тоже празднуем
2
ОТВЕТИТЬ
Старик
Какое бы название ни было, пусть хоть СССРом снова назовут, это моя земля, моя страна. С праздником!
2
ОТВЕТИТЬ
Елена
Дата историческая? да. значение для государства имеет? да. почему бы не отметить это?
2
ОТВЕТИТЬ
Митя
нормальный праздник. плюс выходной. чо не радоваться то
2
ОТВЕТИТЬ
Историк
Можно долго рассуждать, что и как могло бы быть. История не терпит сослагательного наклонения. Есть данность, и если эта данность праздник - ничего плохого в этом не вижу
2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх