Товары китайского производства уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, однако этого никак нельзя сказать об автомобилях. Машины из Поднебесной не пользуются у нас особым спросом, хотя за последнее время и вышли на один уровень с корейскими конкурентами.
В центре скандала
Автомобили из Поднебесной, которые в свое время воспринимались как страшная угроза АВТОВАЗу, пережили немало злоключений в нашей стране. Во многом из-за них российские власти запретили «отверточную» сборку на территории страны, при этом льготный режим «промсборки» ни один китайский автопроизводитель так и не получил. Что уж говорить про популярные госпрограммы стимулирования спроса, к которым «китаемобили» допущены, разумеется, не были. Тем не менее всё это время китайцы не сдавались и всеми силами цеплялись за российский рынок. Сегодня в нашей стране представлено порядка десяти китайских автомобильных марок, однако их суммарные продажи в прошлом году составили лишь 35,5 тыс. машин — на 11% больше, чем в 2017-м. Впрочем, у многих автопроизводителей, таких как Geely, Haval, Zotye, Changan и FAW, реализация растет вполне себе с китайским размахом!
Но вот лидеры китайского сегмента — Lifan и Chery, недавно столкнулись с очередными трудностями, став жертвами мошеннического скандала на заводе «Дервейс», руководство которого обвиняется в уклонении от уплаты налогов почти на 320 млн рублей. Как следствие, конвейер черкесского предприятия, на котором выпускались все модели Lifan для российского рынка, а также бестселлеры Chery — кроссоверы Tiggo 3 и Tiggo 5, прошлой осенью был остановлен. Само собой, с тех пор реализация автомобилей этих марок снижается по мере распродажи остатков у дилеров, а сами компании в срочном порядке стали искать новую производственную площадку в нашей стране.
Так, в российском офисе Lifan рассказали, что не рассматривают возможность импорта машин из Китая и уже к лету намерены возобновить локальное производство. В первую очередь планируется поставить на конвейер кроссоверы Lifan Myway и X70, на которые наблюдается повышенный спрос. В настоящее время компания ведет переговоры с потенциальными партнерами об организации контрактной сборки, однако их названия не раскрываются.
— Мы планируем собирать автомобили в России, поскольку Россия — стратегически важный для нас рынок, — заявил порталу KazanFirst директор по маркетингу Lifan Motors Rus Вадим Шатунов.
Более того, по его словам, в компании не отказались от идеи строительства собственного завода в Липецкой области, который был анонсирован еще в 2014 году.
— Мы частная компания и считаем каждую вложенную копейку, а завод имеет смысл начинать строить тогда, когда спрос на автомобили будет соответствующим, чтобы вложенные средства окупились и начали приносить прибыль, — пояснил Вадим Шатунов.
Компания Chery оказалась менее зависима от локальной сборки: импорт самой популярной модели Tiggo 3 возобновился уже в ноябре, а кроссовер Tiggo 2 у нас всегда был только китайским. Между тем, этой весной на российском рынке появится новый флагманский кроссовер Tiggo 7, а ближе к лету ожидается Tiggo 4. По данным источников в отрасли, новинки сначала будут поставляться из Китая, а позже их производство наладят на калининградском заводе «Автотор», с которым Chery уже имела успешный опыт сотрудничества в прошлом. Руководитель пресс-службы «Чери Автомобили Рус» Евгения Никитена-Кацарская не стала комментировать эту информацию, заявив, что переговоры с потенциальными партнерами продолжаются, и компания пока не готова сообщить о своих дальнейших планах по локализации в России.
По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, остановка производства на «Дервейсе» могла повлиять на позиции Lifan и Chery уже в прошлом году, когда продажи этих марок ушли «в минус». И ситуация вряд ли изменится до тех пор, пока китайские производители не найдут альтернативных сборщиков для своих автомобилей.
На родине самоваров
Кстати, на «Автоторе» уже выпускаются китайские кроссоверы FAW Besturn Х80, и в будущем к нему, возможно, добавится новый кроссовер Besturn Х40. По данным внешней пресс-службы компании FAW в России, новинка поступит в продажу уже в апреле-мае нынешнего года, и это будут автомобили китайского производства.
Еще один китайский производитель, наладивший локальную сборку в нашей стране — Changan. Его кроссоверы CS35 с ноября 2015-го выпускаются на заводе в Липецкой области. Однако новые внедорожники CS75 и S111 компания будет поставлять к нам из Китая. Причем «семьдесят пятый» появится у российских дилеров уже в марте этого года, а пилотная партия автомобилей S111 ожидается во втором полугодии, сообщили порталу KazanFirst в представительстве Changan. В 2020 году компания планирует привезти в Россию несколько новых моделей SUV, в числе которых будут CS55 и CS95, а также автомобили класса MPV.
А вот Great Wall стал единственным из китайских автопроизводителей, намеревавшихся создать в России собственные мощности, который смог претворить свои планы в жизнь. В апреле-мае 2019-го компания откроет в Тульской области завод, где будут выпускаться внедорожники премиального суббренда Haval. Первым на конвейер предприятия встанет новый кроссовер Haval F7, потенциальный бестселлер марки в России. В ближайшем будущем в Туле также должно начаться производство абсолютно нового купе-кроссовера Haval F7x. В дальнейшем модельный ряд Haval российской сборки планируется расширять. Мощность предприятия позволяет выпускать до 150 тыс. машин в год, что явно избыточно с учетом текущего спроса на внедорожники Haval. В связи с этим участники отрасли не исключают, что для загрузки нового завода Haval может организовать контрактную сборку автомобилей других китайский марок. Кстати, это же касается и производственной площадки Changan в Липецкой области.
Как отмечает консультант группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Александр Ряпухин, вероятность полной загрузки завода Haval невелика, поэтому компания может рассмотреть вариант организации контрактной сборки, но при этом выпускаемые автомобили других марок могут создавать конкуренцию самому Haval. Выбранный сценарий, по словам эксперта, будет зависеть от стратегии компании в России.
В свою очередь, исполнительный директор «Хавейл Мотор Рус» Жером Сего заявил порталу KazanFirst, что возможность контрактной сборки никогда не стоит сбрасывать со счетов, но в настоящее время компания сконцентрирована на запуске собственных моделей Haval.
— Поскольку завод спроектирован с производственной мощностью в 150 тыс. автомобилей, которая будет подключаться в несколько этапов, у нас будет возможность наладить производство новейших моделей почти синхронно с их выходом на китайском рынке, – отметил он.
Обходные пути
Между тем, ряд китайских автопроизводителей, нацелившихся на наш рынок, разместили свое производство не в России, а в соседних странах Таможенного союза. Так, один из лидеров китайского сегмента — Geely — в ноябре 2017-го открыла совместное предприятие «БелДжи» в Белоруссии. Завод рассчитан на производство более 60 тыс. автомобилей в год, и 90% выпускаемых машин ориентированы на российский рынок. Сегодня к нам поставляются кроссоверы Geely Atlas и Emgrand X7 белорусской сборки. Во втором квартале 2019-го у дилеров ожидается новый хэтчбек Geely GS, в третьем квартале в продажу поступит компактный кроссовер Geely SX11, а в конце года россиянам должен быть доступен новый гибрид Geely GE, который заменит в линейке марки флагманский седан Emgrand GT.
На другом белорусском предприятии — «Юнисон», производятся, в частности, автомобили китайской марки Zotye. На наш рынок оттуда сегодня поставляются две модели — компактный кроссовер T600 и купе-кроссовер Coupa. К концу 2019 года компания Zotye планирует начать продажи в нашей стране нового кроссовера Zotye Т700. Также на российском рынке появится второе поколение модели T600. Стоит отметить, что в ближайшей перспективе завод «Юнисон» запустит новые мощности по производству полного цикла, что, в частности, позволит расширить линейку комплектаций выпускаемых автомобилей Zotye.
А вот JAC Motors в качестве сборочной площадки выбрал завод «СарыаркаАвтоПром» в Казахстане, откуда с прошлого года к нам импортируют кроссоверы JAC S3 и S5. Уже в первой половине 2019-го модельный ряд марки в нашей стране пополнит пикап JAC T6. До конца года на российском рынке ожидается новый кроссовер JAC S4, а в 2020 году в продажу поступит внедорожник JAC S7. Как рассказали в компании «Джак Автомобиль», завод «СарыаркаАвтоПром» в скором времени войдет в состав китайского автоконцерна, благодаря чему производство в Казахстане станет более выгодным для продвижения бренда JAC на рынках СНГ. В то же время компания готова локализировать производство и на территории России в случае, если на автомобили JAC будет большой спрос.
Смена прописки
Кстати, не исключает локализации производства в нашей стране и Brilliance, который до 2017 года сотрудничал с «Дервейс». Окончательное решение по этому поводу должно быть принято в текущем году, сообщил порталу KazanFirst источник, знакомый с планами компании. Со слов собеседника, вопрос с локализацией у Brilliance стоит очень остро, но в первую очередь ожидается принятие решения по модельному ряду, который будет представлен в России. От этого зависит как объем производства, так и место для локализации. Пока же дилеры распродают кроссоверы Brilliance V5 1.5T с турбированным двигателем, выпущенные еще на «Дервейсе». А весной должны начаться поставки в Россию нового компактного кроссовера Brilliance V3 китайского производства.
Генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало считает, что автомобили, произведенные на территории Таможенного союза, могут практически беспрепятственно импортироваться в Россию, поэтому китайские производители используют эту возможность. А главное преимущество производства китайских автомобилей в странах ТС по сравнению с локальной сборкой в России или импортом из Китая — сокращение издержек за счет более низкой стоимости рабочей силы.
В свою очередь, Дмитрий Лукашов отмечает, что наиболее привлекательные условия для сборки автомобилей сейчас складываются в Казахстане. Дело в том, что в России с 2019 года был повышен НДС до 20%, тогда как в Казахстане он равен всего лишь 12%.
— На мой взгляд, это очень серьезное конкурентное преимущество, благодаря которому стоимость автомобилей для российского рынка может оставаться на относительно низком уровне. В свою очередь, наша страна может предложить локализацию производства в индустриальных парках и особых экономических зонах с льготным налогообложением. Поэтому сложно сказать, что именно выберут китайские инвесторы, — говорит эксперт.
Эффект дешевизны
Несмотря на то, что выбор китайских автомобилей в нашей стране расширяется с каждым годом, они по-прежнему остаются нишевым продуктом. Сегодня на «китаемобили» приходится лишь 2% всех автомобильных продаж в России, хотя в лучшие годы эта доля была почти вдвое больше. Таким образом, опасения наших властей о наплыве китайских машин на российский рынок не оправдались.
Александр Ряпухин полагает, что прорыву на российском рынке китайским маркам все еще мешает образ автомобилей невысокого качества, склонных к поломкам. В подобных условиях невысокая цена воспринимается как безусловный атрибут, который призван компенсировать эти «недостатки». При этом важно отметить, что за последние годы качество и надежность китайских автомобилей выросли. Ключевым условием усиления позиций китайских автомобилей на российском рынке будет формирование обновленного образа продукта, подкрепленного успешным потребительским опытом. А залогом успеха должно стать сохранение конкурентоспособных цен и стоимости владения.
— Первоначально китайские производители делали ставку исключительно на недорогие автомобили. Если поначалу подобная стратегия приносила нужные дивиденды, то в последнее время для многих покупателей, как в самом Китае, так и на внешних рынках стали важны другие особенности, которые, в конечном итоге, влияют на безопасность автовладельцев. Китайским производителям потребовалось кардинальным образом модернизировать модельный ряд и предложить покупателям более качественные автомобили. На это требуется больше затрат, а значит, возрастает себестоимость производства и повышается конечная розничная цена, — рассуждает Алексей Гопкало.
Фактически россияне уже более 10 лет активно используют китайские автомобили. Однако реальное количество машин марок Lifan, Geely или Chery на дорогах страны менее 5%. За прошедшее десятилетие в России было продано около полумиллиона новых автомобилей китайских брендов. Внушительный объем, но не определяющий, и тем более не влияющий на конъюнктуру рынка.
Если же вопрос рассматривать в ключе: «Когда россияне будут покупать чаще китайские автомобили, нежели других брендов», то на него можно ответить вполне определенно. Скорее всего, никогда. Причина кроется в несоответствие спроса и предложения. Пока китайские производители могли предложить крайне дешевый товар, российские покупатели жаловались на качество сборки. Когда же качество улучшилось — возросла цена, и теперь «китаемобили» потеряли свои конкурентные преимущества.
Comment section