Site icon KazanFirst

«Запретите детям соцсети, и они окончательно станут лицемерами»

Разбираемся
Разбираемся, почему Челны захлестнула череда школьных скандалов.

В Набережных Челнах появилась идея создавать в школах группы медиаторов, в которые, помимо учителей, будут входить старшеклассники, тяготеющие к психологии, педагогике и юриспруденции. Задача таких групп, в частности, помогать ученикам разбираться в своих конфликтах внутри школы. В том числе с учителями. Есть сведения, что в некоторых образовательных учреждениях подобные группы уже появились. Идея своевременная и очень перспективная. 

Чиновничий беспредел

Набережные Челны — это город, систему образования которого сотрясают громкие скандалы. Достается прежде всего ученикам, а вместе с ними и их родителям. Учителя страдают не меньше. Но их страдания — следствие скандалов, своеобразная месть за неверное поведение самих учителей или их начальников, то есть чиновников. Вот факты.

Несколько лет назад выпускница одной из школ совершила эпатажный поступок. Во время выпускного бала поздним вечером она прошлась по бульвару Энтузиастов полуодетой, сделала собственное селфи и выложила его в соцсеть. Поступок девушки крайне возмутил бывшего тогда мэром города Василя Шайхразиева.

— Почему тогда она прошлась не в одной ленте выпускницы?! — рассерженно иронизировал градоначальник на совещании в администрации. Он потребовал привести к нему эту выпускницу. Намеревался собрать специалистов и вместе с девушкой провести закрытое совещание. Девушку к мэру привели. Но Василь Гаязович к тому времени, видимо, уже забыл про планы, да и застали его врасплох, был цейтнот по времени. Выпускнице он уделил несколько минут, «по-отечески» высказав ей свое отношение к ее поступку. Урок оказался неудачным. Ситуацию ловко использовал в свою пользу оппозиционер, в то время депутат Горсовета Сергей Еретнов. Выступая на сессии Горсовета, он назвал Набережные Челны «шайхразиевкой» и публично извинился перед опозоренной выпускницей за поведение властей. Заработал определенные дивиденды в народе. Много позже выяснилось, что Еретнов причастен к криминальному игровому бизнесу, за что был осужден и отбыл наказание. 

Это то, что известно о скандале всем. Осталось неизвестным другое и более важное. Психологи знают, что эпатажный поступок — это скрытый призыв о помощи. Человек так обращает на себя внимание. Получается, девушка скандально, но сознательно обратила на себя внимание, мэр устроил ей разнос, сомнительный депутат заработал на этом дивиденды, а что делали специалисты? Помогли ли тогда выпускнице психологи, педагоги? И почему они вовремя не остановили мэра, не объяснили ему, что его намерение неверно?! Эти вопросы остались без ответа. Еще и потому, что их никто тогда не догадался задать.

Следующий громкий скандал в Челнах разразился во время большой августовской педконференции в прошлом году. Тогда приехавший в Челны на конференцию министр образования и науки РТ Рафис Бурганов, выступая на ней, сделал оговорку о том, что когда надо, классный руководитель любого родителя может поставить на колени. Это вызвало бурю негодования у челнинцев. 

Затем Челны еще несколько раз удивлялись тому, как порой учителя и ученики выясняют отношения. Одна из последних резонансных историй — в одной из школ кто-то в классе сфотографировал, как учительница с помощью мобильника фиксирует работу ученика у доски. Снимок автор анонимно выложил в соцсеть. Сообщил, что педагог объяснила это намерением показать родителям, как их ребенок выполняет домашние задания. По мнению автора снимка, подобное поведение учителей унижает учеников. Автор обратился к людям с просьбой высказать свое мнение. Мнение люди высказали, многие в том смысле, что домашние задания надо выполнять как следует, а на уроках учиться, а не заниматься фотографированием и видеосъемками. Точку поставил начальник Управления образования города Винер Харисов. В своем комментарии он объяснил автору снимка, что учителя могут вести фото и видеосъемку на уроках для дальнейшего анализа своей работы, а вот он, автор снимка, нарушил закон. 

Молния

Казалось бы, Харисов действительно четко «разрулил» спорную ситуацию и поставил в ней жирную точку. Но памятуя, чем закончились (точнее не закончились) предыдущие громкие скандалы, мы решили поинтересоваться у независимых специалистов, так ли уж правы челнинские учителя и чиновники. И тут сначала сверкнула молния, а потом грянул гром. Молния сверкнула, когда свою трактовку событию на уроке дал частнопрактикующий опытный юрист Евгений Карпов.

— Боюсь, что здесь учительница нарушила закон. По закону она тоже должна была попросить разрешение у того ученика у доски, работу которого фиксировала. Но едва ли она это сделала, потому что вряд ли ученик дал бы ей свое разрешение. А тот, кто сфотографировал учителя за съемками и выложил это фото в соцсеть, ничего не нарушил. Да, есть статья в Гражданском кодексе, согласно которой надо получить разрешение на публикацию фото- и видеоматериалов у тех, кто там изображен. Но это лишь в некоторых случаях. А в данном автор снимка действовал в защиту общественных интересов, у него не было другой возможности заполучить доказательство спорного поступка учительницы. При всем том, что она действовала на глазах у всего класса, другой возможности не было. Кто-то из учеников мог в это время «сидеть» в своем телефоне, кто-то смотреть в окно, кто-то — в учебник, кто-то шептаться с соседом. Поди найди свидетелей! — разъяснил юрист.

Гром

Гром грянул, когда свой комментарий дал кандидат педагогических наук Алексей Бабаянц. Всем учителям и чиновникам в сфере образования хорошо известно, кто это такой. Признанный в стране ученый, теоретик и популяризатор гуманной педагогики. Это, можно сказать, учитель учителей. В ответ на нашу просьбу прокомментировать случай со съемками преподавателя на уроке, фото которого было опубликовано в соцсети, Алексей Анатольевич взял день на размышления. Потом дал развернутый комментарий. Поскольку кандидат наук говорил специфическим, профессиональным языком, нам придется для лучшего восприятия читателями изложить суть сказанного по-своему. Но мы очень постараемся суть передать точно.

Бабаянц сказал о том, что любой ребенок рождается внутренне свободным, духовным, он тянется к сознательности, но ребенок не самостоятелен, потому что мал.

— Я полагаю, что все дети на земле хотят сотрудничать со старшими. Потому что они в одиночку ничего не могут противопоставить этому миру. Нужны покровительство и защита старших, — сказал ученый. 

Сотрудничество со старшими должно привести к самоосвобождению ребенка от всего дурного, что из окружающей жизни может проникнуть в его сознание и душу. 

— Самоосвобождение наступает не снаружи, когда тебя прессуют и заставляют подчиниться сильному. Самоосвобождение от дурного наступает из-за того, что с тобой сотрудничают. И у тебя внутри увеличивается контекст совести. И ты становишься рабом совести. Вот тогда ты свободный человек, — подчеркнул Бабаянц и продолжил. — Но, когда в школе свободу ставят на колени, когда авторитаризм настолько силен, что учат подчиняться, тогда дети теряют естественный процесс внутреннего самоосвобождения, внутреннее желание естественно подчиниться авторитету учителя.

А когда учитель не имеет авторитета у учеников, в ход идут дисциплинарные меры. Происходит следующее:

— Если мы начинаем в школе мерить твердой мерой — отметками, послушанием, то воспитываем лицемеров и хамелеонов. Которые с нами ведут себя хорошо, а выйдя на улицу, подчиняются более сильному. Так мы обманываем самих себя, — сказал педагог и подчеркнул, имея в виду конфликт, о котором мы ему рассказали. — В этом конфликте страдают, самое главное, дети. Они перестают верить, что со старшими можно дружить и сотрудничать.

А закончил Бабаянц так:

— Все это следствие. Есть причина. Не убрав причину, мы будем сталкиваться со следствиями каждый день. Сегодня с телефоном, завтра еще с чем-то. Это закон причинно-следственной связи. Это самый главный, безжалостный закон во Вселенной. Утром поругался с соседом (причина), вечером будет следствие — он станет сверлить или еще что-то. Чтобы убрать следствие, нужно изменить причину. Причина заключается в том, что учителя боятся свободы, поэтому дружат с дисциплиной. Но вводить в школе дисциплину — это вчерашний день. Сегодня дисциплина понимается многими талантливыми учителями как средство, исключенное из внимания педагога. Почему? Как результат общего нравственного развития детей. Как только начнем говорить с детьми о смыслах человеческой жизни, о сознании, у них и в голову не придет пререкаться с теми, кто ведет их к свету. Когда во мне нет света, я вынужден защищать тьму.

Нет авторитетов в школе

Из всего, что сказал Бабаянц, мы выделим два момента. Ставка на дисциплину приводит к тому, что дети вырастают (или могут вырасти) лицемерами и хамелеонами. А учителя боятся свободы и дружат с дисциплиной. Нам стало интересно хотя бы в общих чертах узнать, насколько то, что сказал Бабаянц, характерно для челнинских учителей. Мы провели небольшой опрос на улицах города. Восьми ученикам разных школ мы задали вопрос: есть ли у них в школе среди специалистов такой авторитетный человек, к которому они могут обратиться, оказавшись в трудной ситуации? Например, с видеороликом, где зафиксировано неправильное поведение учителя. Мы уточняли, что таким авторитетным специалистом может быть не только кто-то из учителей, но и тренер секции, руководитель кружка, да даже сторож. Стоит отметить, что половина школьников вопрос не сразу поняли. Они заявили, что никаких видеороликов или фотографий делать не будут, потому что в их школе учителя не дают к этому повода.

Но вот что главное. Все восемь школьников (в основном старшеклассники, среди которых был даже спикер школьного совета) признались, что такого авторитетного человека, к которому они бы обратились в сложной ситуации, у них нет. Конечно, если придется, то обратятся. Но не потому, что это авторитет, а потому, что директор или школьный психолог. По должности. Следовательно, если возникнет ситуация, когда ученик решит, что ему не поможет никакое должностное лицо, то ему только и останется, что сделать съемку и выложить факт в социальную сеть, таким образом обратившись к обществу.

Кто и как меняет систему?

Мы послали запрос напрямую руководителю управления образования города Винеру Харисову, руководителю службы школьных психологов и директору муниципального психолого-педагогического центра «Диалог». Приложили к запросу комментарий Бабаянца и попросили осветить ситуацию с учетом этого комментария. Нам отовсюду ответили глухим молчанием. С большим трудом все же удалось найти в городе специалиста, который на условиях анонимности высказал свое мнение и о том, что происходит в наших школах, и о мнении Бабаянца.

— В главном с Бабаянцем я согласен. Мы рискуем вырастить лицемеров и хамелеонов. Но дело ведь в том, что Бабаянц не работает в системе образования. А там действуют жесткие тоталитарные законы и нормы, каждому учителю предъявляется множество требований: успеваемость, показатели и прочее. Кроме того, не всегда (далеко не всегда) во взаимоотношениях с учеником учитель сам может занять позицию ученика, на чем настаивает Бабаянц в своих лекциях и выступлениях. В любом классе есть такие ученики, которые признают только силу, для них авторитет — это умение взрослого их «построить». Они так воспитаны в семье. Учителя, который заявит им, что он тоже учится, и предложит вместе разбираться в той или иной ситуации, такие ученики вообще уважать перестанут, — высказал мнение собеседник.

Именно этот специалист сообщил, что педагоги и психологи в челнинских школах все-таки ведут работу, направленную на то, чтобы система изменилась. Прежде всего постепенно выстраиваются правильные взаимоотношения в треугольнике родитель — ребенок — учитель. А еще сейчас внедряются группы медиации, в которые включаются и старшеклассники. 

Кроме того, в школах отказались изымать у учеников сотовые телефоны на время занятий. Это несмотря на то, что «мода» фиксировать малейшие промахи учителей в чем бы то ни было у детей стала массовой. Но даже неспециалисту понятно, что систему, построенную (не нынешними учителями) на дисциплине и авторитаризме, менять нужно решительнее и смелее. И смелее включать в эту работу учеников и их организации. 

Exit mobile version