Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

Власти судятся с компанией из-за недовыполненных работ.

Власти Зеленодольского района подали в Арбитражный суд Татарстана иск в адрес компании «Ростелеком». Судебное заседание в стенах татарстанской Фемиды между двумя хозяйствующими субъектами состоялось накануне. 

«Ожидали от проекта исключительно позитивные результаты»

Предмет претензии зеленодольцев к телекомкомпании - штраф в размере 819 024 рублей и неустойка 2,544 млн рублей. Дело в том, что в марте 2018 года власти города заключили энергосервисный контракт с «Ростелекомом», по которому компания должна была провести модернизацию энергосетей в Зеленодольске. Исполком требует привести в соответствие с техзаданием показатели уличного освещения на тех объектах, где работал «Ростелеком». Вернее будет сказать, её подрядчики, которые были выбраны на тендере, организованном компанией. Сумма работ составляет 63,85 млн рублей.     

- Главная цель энергосервисного контракта - улучшение качества уличного освещения. Мы ожидали от этого проекта исключительно позитивные результаты. Однако в итоге получили волну негатива. Во-первых, компания, которая реализовывала подряд - установка столбов освещения, прокладка новых кабелей, сорвала сроки. «Ростелеком» выступал инвестором проекта, - жалуются в пресс-службе Зеленодольского района. 

Второй момент, с которым не согласны власти, - выяснилось, что установленные фонари имеют расхождения с документацией, в которой изначально были заявлены другие светильники. 

- Нас убеждали, что они лучше, так как меньше потребляют энергии, но на выходе дают такое же освещение. Исполком района, как заказчик, высказал претензии и потребовал исполнение контракта привести в соответствие. То есть заменить несколько тысяч светильников. С точки зрения договора мы должны соблюдать все те параметры, которые есть в документах. У нас возникли претензии к подрядчику, - отмечает представитель исполкома Зеленодольского района. Третья претензия - установленное оборудование в момент запуска дало сбой во многих кварталах города. Некоторые территории оставались без света несколько дней. 

- А это были немаленькие улицы, и это не частный сектор, а оживленные городские кварталы с пешеходным и транспортным трафиком. Сбой в освещении дал нам всплеск социального возмущения в городе. Горожане всё свое возмущение излили в соцсетях, - сетуют в администрации района. 

В ноябре 2018 года власти Зеленодольска поставили вопрос ребром о необходимости устранения проблем с освещением. 

- Сегодня система работает, все проблемы исправлены. Однако светильники до сих пор не заменены на те, что заявлены в документах. Поэтому решать вопрос мы будем в суде, - заявили в пресс-службе муниципалитета. 

«Ростелеком» не видит проблем, только плюсы 

По данным сайта Госзакупок, в техзадании обозначены следующие светильники, которые необходимо установить в городе: Superstreet 150, L-street Ultra 115, L-street Ultra 82, L-street Ultra 55, L-street Ultra 40, а также установка шкафов управления. 

- Специалисты «Ростелекома» провели замеры освещенности по методике, указанной в ГОСТ Р 54308-2011. Освещенность соответствует СП 52 (Свод правил освещения, утвержденный министерством энергетики и ЖКХ), «Ростелеком» имеет опыт реализации более 50 энергосервисных проектов в Поволжье, - сообщает пресс-служба федеральной компании в ответ на запрос KazanFirst. 

Представители организации также отмечают, что на сегодня «Ростелеком» не является исполнителем каких-либо энергосервисных контрактов на территории Зеленодольска.    

Всего в городе были установлены 3 910 светодиодных ламп, 473 новых опоры, включая 200 железных, 81 шкаф управления. 

- Достигнута экономия 73% электроэнергии по сравнению с периодами до мероприятий, согласно данным автоматизированной системы управления наружным освещением, - сообщают официальные представители компании. 

В то же время в пресс-релизе «Ростелекома» от 27 марта говорится, что по контракту, заключенному с исполкомом Зеленодольского района, компания обязуется обслуживать систему в течение шести лет и предоставит расширенную гарантию на светильники. За этот период муниципалитет сэкономит сотни миллионов рублей.

- Новая система управления уличным освещением позволит дистанционно отслеживать работоспособность ламп и настраивать их мощность в зависимости от времени суток, погодных условий и других факторов. В сравнении с газоразрядными светильниками, которые используются сейчас в Зеленодольске, светодиодные обеспечивают необходимое освещение при минимальном потреблении электрической энергии. При этом срок службы последних достигает 100 тысяч часов, что в 10 раз больше, чем у газоразрядных ламп, - сообщали представители «Ростелекома» в прошлом году. 

В пресс-релизе также приводятся слова главы Зеленодольского района Александра Тыгина

- Важно отметить, что теперь мы сможем практически мгновенно реагировать, если где-то перестанет работать один из фонарей. Переход на светодиодные лампы сэкономит около 2,5 млн КВт/ч электроэнергии в год и бюджетные средства на замену перегоревших ламп с выездом бригады на автокране, - рассказывал глава района. 

Не первый раз за мужем 

В официальном сообщении также упоминается, что компания таким образом исполняет уже второй проект по энергосбережению в Зеленодольске. 

Ранее «Ростелеком» подрядился к ОАО «Зеленодольское ПТС» выполнить проектирование и установку общедомовых приборов учета (ОПУ) тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах (МКД) Зеленодольска и Зеленодольского района в рамках Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Сумма договора составила немалые 65,5 млн рублей для 101 дома. 

Примечательным было то, что заказчиком работ выступало «Зеленодольское ПТС», но расчет с «Ростелекомом» (как подрядчиком) за выполненные работы осуществлялся тем, что ПТС ничего не платило, а уступало компании права требования возмещения стоимости фактически выполненных видов и объемов работ с собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах. То есть стоимость работ «Ростелеком» и «Зеленодольское ПТС» определили друг с другом вместе, а платить пришлось жителям.

При этом «Зеленодольское ПТС» находится под контролем ООО «Комплексное Энергоразвитие-Генерация», входящее в группу «КЭР-Холдинг». Если анализировать ООО «Комплексное Энергоразвитие-Генерация», то выясняется, что деятельность по установке общедомовых приборов учета (ОПУ) тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах является основной. Зачем «Комплексное Энергоразвитие-Генерация» передало эту работу «Ростелекому», осталось загадкой.

Особое внимание работе «КЭР-Холдинга» всегда уделял генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев в свою бытность министром энергетики Татарстана. К «Сетевой компании» мы вернемся чуть позже.

Все эти работы в Татарстане реализуются благодаря госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Татарстане на 2014-2020 годы», где основным заказчиком и одним из разработчиков выступает Минпромторг РТ. 

Одно из важных направлений развития энергосбережения в Татарстане, как говорится в документе госпрограммы, - это привлечение частных инвестиций и реализация энергосберегающих проектов. Поэтому дается возможность заключения государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов.

Минпромторг РТ воздерживается от оценки эффективности реализации «Ростелекомом» обновления инфраструктуры уличного освещения в Зеленодольске, пока два хозяйствующих субъекта решают споры в суде. 

- При реализации энергосервисного контракта оценка эффективности выполненных энергосберегающих мероприятий производится после полного завершения работ по внедрению энергоэффективного оборудования и официального ввода его в эксплуатацию, о чем подписывается соответствующий акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Указанный акт исполкомом Зеленодольского района и «Ростелекомом» в настоящее время не подписан ввиду имеющихся между сторонами разногласий. В связи с этим оценка эффективности проведенной в Зеленодольске модернизации уличного освещения в настоящее время не представляется возможной, - ответил официальный представитель министерства. 

Что такое энергосервисный контракт и зачем его придумали

Впервые понятие «энергосервисный контракт», заключенный между Зеленодольским районом и «Ростелекомом», было введено в 2009 году. Этот документ может подписываться не только между энергосервисной компанией (ЭСП) и органом власти, но и между другими хозяйствующими субъектами. 

Суть контракта заключается в том, что ЭСП берет на себя обязательства провести энергосберегающие мероприятия. Например, как в Зеленодольске - поменять лампы. Затраты на энергосбережение и прибыль ЭСП получает за счет разницы между объемом потребления ресурса и статьей расходов на покупку этого ресурса, которые в бюджете никак не изменяются и сохраняются вплоть до истечения энергосервисного контракта. 

Другими словами, например, город заключает с компанией договор, что та установит «умные счетчики» на газ, которые позволят сэкономить, условно говоря, 6 млн кубов ежегодно. Расход снижается с 10 до 4 млн кубов. Контракт заключается на четыре года. Все эти четыре года город в бюджете в статье расходов пишет ту сумму, в которую ей обходятся 10 млн кубов газа, хотя фактическое его потребление снизилось до 4 млн кубов. Разницу или процент от разницы, в зависимости от условий контракта, забирает себе энергосервисная компания. В то же время снижается нагрузка на энергоинфраструктуру территорий, а мощность системы можно переориентировать на более приоритетные направления.  

От заключения энергосервисного договора остаются в плюсе обе стороны - орган власти и компания. У первой, как правило, нет денег на установку счетчиков либо на проведение масштабной модернизации своей системы энергопотребления. А компания получает гарантированную прибыль, пока длится контракт. 

Эксперты KazanFirst отмечают, что энергосервисные контракты в России являются рабочим механизмом и широко распространены. В то же время у таких контрактов могут быть проблемы. К примеру, энергосервисная компания неправильно определит объем экономии энергии либо ошибется в сумме капитальных вложений. Из-за чего сильно сдвигаются сроки окупаемости энергосервисного контракта для компании. 

В случае с Зеленодольском намеренные действия «Ростелекома» по несогласованной замене уличных светильников могут говорить, что компания пересчитала ожидаемые финансовые показатели и решила сэкономить на самом оборудовании. Тем не менее для конечных потребителей важен сам факт, чтобы улицы города были освещены. 

В то же время в Татарстане «Ростелеком» реализует ещё несколько энергосервисных контрактов. В частности, в конце декабря прошлого года стало известно, компания заключила с «Сетевой компанией» договор на установку «умных» счетчиков на электроэнергию. Цена договора - 2,8 млрд рублей. 

Минпромторг РТ комментирует сделку между «Ростелекомом» и «Сетевой компанией» как реализацию Федерального закона №522 о развитии систем учета электрической энергии. В Татарстанском УФАС в свою очередь отмечают, что раз энергосервисные контракты заключили в рамках республиканской госпрограммы, то их сделка согласования у антимонопольного органа не требует. 

В Госкомитете РТ по тарифам изданию KazanFirst ответили, что расходы в 2,8 млрд рублей «Сетевой компании» по инвестиционной программе никак не учтены, они возможны только в рамках энергосервисного контракта.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
22 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Имя или псевдоним
А что тут выяснять? Попилили бабла, вот и все
1
0
Ответить

Гостъ
@Имя или псевдоним Ростелекому здесь медом намазано Николай Никифоров все вопросы решит, по схеме вкладываешь 3 рубля из них отмываешь 2 рубля еще и отбиваешь 6 рублей.
1
0
Ответить

Прохожий
У меня вопрос: если администрация Зелика знала об аффилированности КЭРа с Ростелекомом и качестве исполнения договорных обязательств, зачем с ними заключили договор?
3
0
Ответить

Ёжин
"В Татарстанском УФАС в свою очередь отмечают, что раз энергосервисные контракты заключили в рамках республиканской госпрограммы, то их сделка согласование антимонопольного органа не требует". Ну афигеть ваще логика! На 5 с +!
1
0
Ответить

Алмазик
А в городе вообще ничего не изменилось)))))
1
0
Ответить

Тадеуш
Ну что сэкономили денег как хотели? Похоже нифига, разбазарили баблишко да разошлись
1
0
Ответить

Радик
Как дочитал до фамилии Фардиев, всё стало ясно. Даже читать дальше не стал
1
0
Ответить

Ирек
Криворукие подрядчики оказали медвежью услугу. народ и город света ждал, а в итоге в городе светло как у медведя в попе
1
0
Ответить

Имя или псевдоим
Тыгин говорит, что они теперь могут реагировать на аварии быстрее. И город экономит на электричестве. А потом оказалось что в суд все же подали. непонятно только, зачем подавать суд, если все работает?) и самое главное: светлее стало в городе или нет?
2
0
Ответить

Читатель
Уф блин. Навертели в тексте так, что голова кругом. А суть то в чем? Граждане журналисты Казанфёста, не пытайтесь повторять стили из известного издания, которое собаку съело на статьях-портянках. Этот формат уже поднадоел и угасает. Пишите по-своему, проще и чтобы понятно было
2
0
Ответить

&
@Читатель Журналисты же молодые прямо как пионеры хотят всю правду показать, аж страничек не хватает.
1
0
Ответить

Геныч
Походу договаривались поделить баблишко по-одному, а не деле оказалось по-другому, вот и пришлось выяснять отношения в суде
2
0
Ответить

Интурист
Вспоминается старая призказка: сколько нужно Фардиевых и Ростелеком, чтобы вкрутить лампочки в Зелеке. Правильно. Нисколько
1
0
Ответить

БэдКамедиан
Да будет свет сказал монтер, да яйца фосфором натер. Вместе монтера вставляйте любого участника этой бучи))))
1
0
Ответить

Рафик
А почему там не усмотрели сговора, если известно что сетевая компания давний монополист на энергетическом рынке?
1
0
Ответить

Жители Зеленодольска
У меня мама как раз лежала в то время в больнице, у неё было высокое давление, глаза очень сильно болели. И вы представляете, как же было ей плохо от мигающего уличного фонарного столба!!! Из-за этого её поправка растянулась! Если в проблеме виноват Ростелеком, но мы хотели узнать, как можно подать на них в суд!?
1
0
Ответить

Курносый
Вы дурак?
2
0
Ответить

Эльвира
Не такие уж и энергосберегающие похоже технологии, раз столько денег тратится на них. Когда окупится все это, никто не считал?
1
0
Ответить

Эксперт
- Зачем «Комплексное Энергоразвитие-Генерация» передали эту работу «Ростелекому» осталось загадкой. Отгадка - чтобы работы были дороже, и вместо 20 мультов можно было срубить 60
2
0
Ответить

Гелик
Так и происходит, когда в деле участвуют монополисты. Отдали бы подряд мелким компаниям - все было бы нормально, и люли довольны
1
0
Ответить

Римма
Тыгин как всегда нафантазирует себе, а потом его коммерсанты кидают, хорошо хоть смело в суд пошел.
1
0
Ответить

Марина
уффф
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite