Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

Власти судятся с компанией из-за недовыполненных работ.
Власти судятся с компанией из-за недовыполненных работ.

Власти Зеленодольского района подали в Арбитражный суд Татарстана иск в адрес компании «Ростелеком». Судебное заседание в стенах татарстанской Фемиды между двумя хозяйствующими субъектами состоялось накануне. 

«Ожидали от проекта исключительно позитивные результаты»

Предмет претензии зеленодольцев к телекомкомпании — штраф в размере 819 024 рублей и неустойка 2,544 млн рублей. Дело в том, что в марте 2018 года власти города заключили энергосервисный контракт с «Ростелекомом», по которому компания должна была провести модернизацию энергосетей в Зеленодольске. Исполком требует привести в соответствие с техзаданием показатели уличного освещения на тех объектах, где работал «Ростелеком». Вернее будет сказать, её подрядчики, которые были выбраны на тендере, организованном компанией. Сумма работ составляет 63,85 млн рублей.     

— Главная цель энергосервисного контракта — улучшение качества уличного освещения. Мы ожидали от этого проекта исключительно позитивные результаты. Однако в итоге получили волну негатива. Во-первых, компания, которая реализовывала подряд — установка столбов освещения, прокладка новых кабелей, сорвала сроки. «Ростелеком» выступал инвестором проекта, — жалуются в пресс-службе Зеленодольского района. 

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

Второй момент, с которым не согласны власти, — выяснилось, что установленные фонари имеют расхождения с документацией, в которой изначально были заявлены другие светильники. 

— Нас убеждали, что они лучше, так как меньше потребляют энергии, но на выходе дают такое же освещение. Исполком района, как заказчик, высказал претензии и потребовал исполнение контракта привести в соответствие. То есть заменить несколько тысяч светильников. С точки зрения договора мы должны соблюдать все те параметры, которые есть в документах. У нас возникли претензии к подрядчику, — отмечает представитель исполкома Зеленодольского района. Третья претензия — установленное оборудование в момент запуска дало сбой во многих кварталах города. Некоторые территории оставались без света несколько дней. 

— А это были немаленькие улицы, и это не частный сектор, а оживленные городские кварталы с пешеходным и транспортным трафиком. Сбой в освещении дал нам всплеск социального возмущения в городе. Горожане всё свое возмущение излили в соцсетях, — сетуют в администрации района. 

В ноябре 2018 года власти Зеленодольска поставили вопрос ребром о необходимости устранения проблем с освещением. 

— Сегодня система работает, все проблемы исправлены. Однако светильники до сих пор не заменены на те, что заявлены в документах. Поэтому решать вопрос мы будем в суде, — заявили в пресс-службе муниципалитета. 

«Ростелеком» не видит проблем, только плюсы 

По данным сайта Госзакупок, в техзадании обозначены следующие светильники, которые необходимо установить в городе: Superstreet 150, L-street Ultra 115, L-street Ultra 82, L-street Ultra 55, L-street Ultra 40, а также установка шкафов управления. 

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

— Специалисты «Ростелекома» провели замеры освещенности по методике, указанной в ГОСТ Р 54308-2011. Освещенность соответствует СП 52 (Свод правил освещения, утвержденный министерством энергетики и ЖКХ), «Ростелеком» имеет опыт реализации более 50 энергосервисных проектов в Поволжье, — сообщает пресс-служба федеральной компании в ответ на запрос KazanFirst. 

Представители организации также отмечают, что на сегодня «Ростелеком» не является исполнителем каких-либо энергосервисных контрактов на территории Зеленодольска.    

Всего в городе были установлены 3 910 светодиодных ламп, 473 новых опоры, включая 200 железных, 81 шкаф управления. 

— Достигнута экономия 73% электроэнергии по сравнению с периодами до мероприятий, согласно данным автоматизированной системы управления наружным освещением, — сообщают официальные представители компании. 

В то же время в пресс-релизе «Ростелекома» от 27 марта говорится, что по контракту, заключенному с исполкомом Зеленодольского района, компания обязуется обслуживать систему в течение шести лет и предоставит расширенную гарантию на светильники. За этот период муниципалитет сэкономит сотни миллионов рублей.

— Новая система управления уличным освещением позволит дистанционно отслеживать работоспособность ламп и настраивать их мощность в зависимости от времени суток, погодных условий и других факторов. В сравнении с газоразрядными светильниками, которые используются сейчас в Зеленодольске, светодиодные обеспечивают необходимое освещение при минимальном потреблении электрической энергии. При этом срок службы последних достигает 100 тысяч часов, что в 10 раз больше, чем у газоразрядных ламп, — сообщали представители «Ростелекома» в прошлом году. 

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

В пресс-релизе также приводятся слова главы Зеленодольского района Александра Тыгина

— Важно отметить, что теперь мы сможем практически мгновенно реагировать, если где-то перестанет работать один из фонарей. Переход на светодиодные лампы сэкономит около 2,5 млн КВт/ч электроэнергии в год и бюджетные средства на замену перегоревших ламп с выездом бригады на автокране, — рассказывал глава района. 

Не первый раз за мужем 

В официальном сообщении также упоминается, что компания таким образом исполняет уже второй проект по энергосбережению в Зеленодольске. 

Ранее «Ростелеком» подрядился к ОАО «Зеленодольское ПТС» выполнить проектирование и установку общедомовых приборов учета (ОПУ) тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах (МКД) Зеленодольска и Зеленодольского района в рамках Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Сумма договора составила немалые 65,5 млн рублей для 101 дома. 

Примечательным было то, что заказчиком работ выступало «Зеленодольское ПТС», но расчет с «Ростелекомом» (как подрядчиком) за выполненные работы осуществлялся тем, что ПТС ничего не платило, а уступало компании права требования возмещения стоимости фактически выполненных видов и объемов работ с собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах. То есть стоимость работ «Ростелеком» и «Зеленодольское ПТС» определили друг с другом вместе, а платить пришлось жителям.

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

При этом «Зеленодольское ПТС» находится под контролем ООО «Комплексное Энергоразвитие-Генерация», входящее в группу «КЭР-Холдинг». Если анализировать ООО «Комплексное Энергоразвитие-Генерация», то выясняется, что деятельность по установке общедомовых приборов учета (ОПУ) тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах является основной. Зачем «Комплексное Энергоразвитие-Генерация» передало эту работу «Ростелекому», осталось загадкой.

Особое внимание работе «КЭР-Холдинга» всегда уделял генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев в свою бытность министром энергетики Татарстана. К «Сетевой компании» мы вернемся чуть позже.

Все эти работы в Татарстане реализуются благодаря госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Татарстане на 2014-2020 годы», где основным заказчиком и одним из разработчиков выступает Минпромторг РТ. 

Одно из важных направлений развития энергосбережения в Татарстане, как говорится в документе госпрограммы, — это привлечение частных инвестиций и реализация энергосберегающих проектов. Поэтому дается возможность заключения государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов.

Минпромторг РТ воздерживается от оценки эффективности реализации «Ростелекомом» обновления инфраструктуры уличного освещения в Зеленодольске, пока два хозяйствующих субъекта решают споры в суде. 

— При реализации энергосервисного контракта оценка эффективности выполненных энергосберегающих мероприятий производится после полного завершения работ по внедрению энергоэффективного оборудования и официального ввода его в эксплуатацию, о чем подписывается соответствующий акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Указанный акт исполкомом Зеленодольского района и «Ростелекомом» в настоящее время не подписан ввиду имеющихся между сторонами разногласий. В связи с этим оценка эффективности проведенной в Зеленодольске модернизации уличного освещения в настоящее время не представляется возможной, — ответил официальный представитель министерства. 

Что такое энергосервисный контракт и зачем его придумали

Впервые понятие «энергосервисный контракт», заключенный между Зеленодольским районом и «Ростелекомом», было введено в 2009 году. Этот документ может подписываться не только между энергосервисной компанией (ЭСП) и органом власти, но и между другими хозяйствующими субъектами. 

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

Суть контракта заключается в том, что ЭСП берет на себя обязательства провести энергосберегающие мероприятия. Например, как в Зеленодольске — поменять лампы. Затраты на энергосбережение и прибыль ЭСП получает за счет разницы между объемом потребления ресурса и статьей расходов на покупку этого ресурса, которые в бюджете никак не изменяются и сохраняются вплоть до истечения энергосервисного контракта. 

Другими словами, например, город заключает с компанией договор, что та установит «умные счетчики» на газ, которые позволят сэкономить, условно говоря, 6 млн кубов ежегодно. Расход снижается с 10 до 4 млн кубов. Контракт заключается на четыре года. Все эти четыре года город в бюджете в статье расходов пишет ту сумму, в которую ей обходятся 10 млн кубов газа, хотя фактическое его потребление снизилось до 4 млн кубов. Разницу или процент от разницы, в зависимости от условий контракта, забирает себе энергосервисная компания. В то же время снижается нагрузка на энергоинфраструктуру территорий, а мощность системы можно переориентировать на более приоритетные направления.  

От заключения энергосервисного договора остаются в плюсе обе стороны — орган власти и компания. У первой, как правило, нет денег на установку счетчиков либо на проведение масштабной модернизации своей системы энергопотребления. А компания получает гарантированную прибыль, пока длится контракт. 

Эксперты KazanFirst отмечают, что энергосервисные контракты в России являются рабочим механизмом и широко распространены. В то же время у таких контрактов могут быть проблемы. К примеру, энергосервисная компания неправильно определит объем экономии энергии либо ошибется в сумме капитальных вложений. Из-за чего сильно сдвигаются сроки окупаемости энергосервисного контракта для компании. 

Заработать на экономии: как «Ростелеком» вкрутил Зеленодольску не те лампочки

В случае с Зеленодольском намеренные действия «Ростелекома» по несогласованной замене уличных светильников могут говорить, что компания пересчитала ожидаемые финансовые показатели и решила сэкономить на самом оборудовании. Тем не менее для конечных потребителей важен сам факт, чтобы улицы города были освещены. 

В то же время в Татарстане «Ростелеком» реализует ещё несколько энергосервисных контрактов. В частности, в конце декабря прошлого года стало известно, компания заключила с «Сетевой компанией» договор на установку «умных» счетчиков на электроэнергию. Цена договора — 2,8 млрд рублей. 

Минпромторг РТ комментирует сделку между «Ростелекомом» и «Сетевой компанией» как реализацию Федерального закона №522 о развитии систем учета электрической энергии. В Татарстанском УФАС в свою очередь отмечают, что раз энергосервисные контракты заключили в рамках республиканской госпрограммы, то их сделка согласования у антимонопольного органа не требует. 

В Госкомитете РТ по тарифам изданию KazanFirst ответили, что расходы в 2,8 млрд рублей «Сетевой компании» по инвестиционной программе никак не учтены, они возможны только в рамках энергосервисного контракта.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: