«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

Лучший учитель Татарстана рассказал
Лучший учитель Татарстана рассказал, как комфорт рождает мотивацию детей к
учебе.

В этом году звание лучшего учителя на городском и республиканском этапе завоевал Наиль Мирсаитов, преподаватель биологии лицея-интерната №2. Именно он представит Татарстан на Всероссийском этапе конкурса. Журналист KazanFirst встретилась с педагогом, чтобы поговорить о профессии, детях, ЕГЭ и репетиторстве. 

— Наиль Галимжанович, сколько лет вы уже преподаете и у школьников какого возраста?

— Я преподаю шестой год у учеников с 8-го по 11-й класс. В этом году начал преподавать и в 5-м классе.

— Почему вы выбрали биологию?

— Я люблю этот предмет. Мне интересно было его изучать в этом лицее, когда был еще учеником. Я принимал активное участие в олимпиадах по биологии и экологии, ездил в различные учебные профсмены и летние школы. Интерес к биологии впервые возник в лицее. 

— Почему решили стать учителем, ведь молодежь сегодня неохотно идет преподавать?

— У меня были прекрасные, харизматичные и веселые преподаватели, которые стали для меня ярким примером. Они и повлияли на мой выбор профессии. Я хотел стать таким же, как и они. 

— В вашем понимании, школьный учитель — это кто?

— Это человек, профессионал своего дела, который находится в постоянном движении. Он объединяет в себе множество профессий: ученый, журналист, дизайнер и многое другое. Профессия учителя очень многогранна. Например, как учителю биологии мне важно уметь хорошо рисовать, создавать такое пространство в классе, чтобы ученики чувствовали себя максимально комфортно, находить такую научную информацию, чтобы урок был интересным и актуальным. Современный учитель должен быть гибким, уметь перестраиваться и идти в ногу со временем.

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— Есть ли у вас какие-то строгие принципы, которых вы придерживаетесь в процессе преподавания?

— Нет. Я не сторонник какой-то одной схемы преподавания. Я стараюсь их менять, использовать разные приемы и технологии. Если уроки будут однообразными, в одном строгом стиле, учитель сам создаст себе определенные рамки. Нужно помнить, что каждый класс и урок уникален. Если учитель ставит перед собой задачу постоянного развития, будет сложно ее достичь в условиях жестких рамок. Необходимо постоянно меняться и быть гибким. 

Безусловно, есть и определенные принципы, которые лежат в основе образовательного процесса. Это отношение к дисциплине, внешнему виду учеников, проявление уважения учителя к ученикам и наоборот. Но сами приемы и технологии при этом должны быть вариабельны.

— Какую технологию, например, вы используете?

— Технологию интегрированного обучения. Когда дети заканчивают лицей, они связывают изученные в школе предметы с жизнью. Эта связь должна начинать выстраиваться ещё со школьного этапа. Важно сформировать у учеников понимание, что в биологии используются знания физики и других наук, то есть необходима межпредметная интеграция. Если говорить о внутрипредметной, то я связываю изучение материала в 8-м классе с изученным материалом предыдущих годов. Главная цель — помочь ученикам выстроить полноценную, гармоничную картину мира, которая будет целостной и единой.

— В процессе обучения молодые учителя часто сталкиваются с нежеланием школьников их слушать. С вами такое случалось?

— В лицее выстроена дисциплина. Нам важно уважение учеников к учителям. Здесь нет такого, чтобы ученик мог позволить себе сделать что-то плохое учителю. Но я считаю, что не менее важно отношение педагога к школьникам. От этого многое зависит. Если оно уважительное, то ученики проявят его в ответ.

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— Есть ли ребята, у которых отсутствует мотивация к учебе?

— Начнем с того, что ученики все разные. Тех, у кого полностью отсутствует мотивация к учебе, я не встречал. Есть ученики, у которых мотивация есть только к определенным предметам (одни выбирают историю, другие — право и т. д.). Есть те, кто очень мотивирован к самому учебному процессу, изучению всех предметов. Да и самих учебных мотивов даже в рамках одного предмета немало: познавательный мотив, мотив благополучия, мотив престижа, несколько видов социальных мотивов. Задача учителя — создать оптимальные условия для формирования интереса и мотивации. Я считаю, что преподаватели нашего лицея прикладывают огромные усилия, чтобы сделать свои уроки интересными. 

— А вы как-то мотивируете учеников? 

— Да. Есть свои секреты, но я не буду раскрывать все. Провожу практические занятия, рассказываю примеры из жизни, привожу интересные факты, чтобы урок стал близок ученику и он мог связать тему занятия со своей жизнью. Именно так возникает неподдельный интерес. К тому же биология — это наука о жизни. Моим ученикам нравится изучать жизнь.

— Сегодня в обществе все чаще говорят о таком явлении, как буллинг. Встречались ли вы с ним?

— Я с этим явлением лично не сталкивался. Читал о буллинге, так как эта проблема актуальна во всем мире. Считаю, что буллинг не относится только к одному участнику образовательного процесса. Его нужно рассматривать и решать комплексно и грамотно. Участниками образовательного процесса являются и ученики, и классный руководитель, и родители. Чтобы взаимосвязь между этими элементами укреплялась, учителю нужно выстраивать гармоничные отношения с учениками и родителями. Соответственно, для остальных участников процесса эта закономерность работает так же. Чем крепче взаимосвязь, тем легче решаются возникающие проблемы. 

Я считаю, что чувство комфорта, спокойствия и безопасности детей в школе — это самое главное. Вокруг этого должен выстраиваться весь педагогический процесс. В случае создания такой атмосферы у учеников появляются интерес и мотивация к учебе, то есть они начинают раскрываться. Наша задача — создать такие условия.

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— Как вы считаете, в чем плюсы и минусы нашей системы образования?

— Я считаю, что у нас хорошая система образования. В России даются сильные фундаментальные знания. Например, мои ученики в прошлом году поступили в Москве и Санкт-Петербурге в самые лучшие вузы страны. Те знания, которые дети приобретают в школе, очень сильны. 

Я ездил в США в 2014 году и разговаривал с коллегами из разных стран. На самом деле мы часто не ценим то, что имеем. Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал. Уверен, что у нас огромный потенциал и перспективы. При грамотных действиях мы можем достичь больших успехов. Минусов в системе образования я назвать не могу, потому что, как и любая система, она двигается, развивается, меняется. Эта динамичность важна, и очень здорово, что она есть. 

У нас постоянно появляются новые возможности. Например, когда я вернулся преподавать в лицей, выиграл грант «Наш новый учитель». Он поддерживает молодых преподавателей Татарстана на протяжении трех лет. Это хорошее подспорье для человека, который только начинает работать. Если учителя выбирают экспертное направление в определенной области, они тоже могут выиграть грант. Я считаю, что такие программы должны быть, а нам важно развиваться в данном направлении.

Если мы говорим про учеников, для них тоже существуют программы. Например, этим летом мы с коллегами прошли конкурсный отбор и участвовали в программе «Большие вызовы», которая проходила в Сочи в образовательном центре «Сириус». Я познакомился с коллегами из других регионов России, которые являются большими профессионалами своего дела, и очень воодушевился тенденциями развития нашего образования. Для нас «Сириус» — это путеводная звезда, которая является центром популяризации науки для детей. Ученики там делают прекрасные проекты. Было бы хорошо, если бы такие образовательные площадки имелись во всех городах нашей страны, то есть чтобы поддерживали научные проекты на всероссийском уровне. 

— А как вы относитесь к ЕГЭ? Считаете ли его результаты показателем знаний ребенка?

— Я сам сдавал Единый государственный экзамен и поступил в Московский педагогический государственный университет. В то время мы сдавали математику, русский язык и биологию. Я написал их хорошо, поэтому мне нужно было лишь сдать внутренний экзамен по английскому языку. Считаю, что централизованный Единый государственный экзамен создает определенные общие условия для всех, при которых ученики могут поступать в любые вузы страны. По моему мнению, Единый государственный экзамен — это, безусловно, показатель равенства возможностей. 

— Насколько мне известно, вы работали репетитором биологии и английского языка. Сегодня родители очень часто обращаются за помощью к репетиторам. Как вы считаете, почему? Ученики не улавливают информацию сразу или преподаватели не могут доступно ее донести?

— Как и у любого явления, у репетиторства есть положительные и отрицательные стороны. Занятие с репетитором — это яркий пример работы с зоной ближайшего развития (концепция развивающего обучения), которая позволяет адаптировать темпы и объемы изучения учебного материала не только под тех учеников, которым для усвоения определенной темы нужно несколько больше времени, но и, наоборот, для очень сильных учеников, которым хочется получить еще больше знаний от эксперта. К репетиторам обращаются в тех случаях, когда хотят сделать учебный процесс более личным и индивидуальным.

С точки зрения возможности индивидуализации темпа и объема учебного материала под психофизиологические ресурсы ученика и возможности поработать с сильным экспертом, независимо от города и места проживания, через дистанционные технологии — это очень хорошо. С другой стороны, учитель отвлекается на дополнительную работу, что может влиять на его физическое состояние. 

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— Вы преподаете в университете?

— Да. Преподаю общую гигиену для иностранных студентов второго курса в Казанском федеральном университете в институте фундаментальной медицины и биологии. До этого проводил просто семинарские занятия, а с этого года еще и читаю лекции. 

— В чем разница работы со студентами и со школьниками?

— Разница в том, что в университете вопрос мотивации заложен. Студенты-медики уже выбрали профессию и изучают науку очень глубоко. В классе же ученики выбирают разные направления: историю, математику и так далее. Учитель создает общее понимание предмета, единое, а в университете мы уже говорим о специализации, детальном изучении определенной дисциплины. Здесь еще нужно учитывать, что студенты из разных стран. Необходимо выстраивать правильные отношения. Безусловно, это важно и в работе с учениками в школе, но специфика другая. 

— А теперь давайте перейдем непосредственно к конкурсу «Учитель года». Вы в первый раз принимали в нем участие?

— Да.

— Сами захотели или предложили?

— Мне предложили. Коллеги рассказали про этот конкурс. Благо в лицее есть победитель. Для меня важен был живой пример. Мои коллеги меня поддержали, и мы совместно приняли решение об участии. Наличие команды очень важно для конкурса. 

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— Что полезного извлекли в процессе конкурса?

— Я все еще продолжаю извлекать много полезного для преподавания: выстраивание структуры урока, использование различных технологий и приемов для того, чтобы занятие стало более динамичным и красочным, знания нормативных актов. За короткий промежуток времени учителю необходимо стать мастером, потому что один из этапов конкурса — мастер-класс. За это время нужно научить коллег новым приемам работы, которые они могут использовать в своей деятельности. Конкурс призван развивать преподавателя многосторонне: ораторское искусство, умение преподавать незнакомым ученикам, иногда даже уметь выходить из непредвиденных ситуаций. Это огромный опыт. Самое интересное, конкурс позади, а у меня появилось множество новых знакомых из разных школ Татарстана. Мы все общаемся и будем поддерживать связь в дальнейшем.

— Вы уже доказали, что вы лучший в городе, республике. На Россию пойдете?

— Да.

— Как идет подготовка?

— На данный момент сложно сказать, на какую тему будет урок в школе, в которой пройдет всероссийский этап. Это зависит от тематического планирования и программы школы. Сейчас необходимо спланировать подготовку.

«Сравнивать российскую систему образования с другими я бы не стал»

— К чему вы стремитесь в жизни? Есть ли у вас какая-то цель?

— На данный момент стремлюсь к тому, чтобы у меня была счастливая семья. В моих жизненных приоритетах семья находится на первом месте. Если вернуться к профессиональной области, то я хочу быть максимально полезным как учитель для Татарстана и России в целом.

— Наиль Галимжанович, напоследок назовите три качества хорошего учителя.

— Любящий, харизматичный, гибкий. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *