Site icon KazanFirst

В Челнах открылась обновленная Картинная галерея

Как капитальный ремонт стал культурным событием для целого региона Татарстана.
Как капитальный ремонт стал культурным событием для целого региона Татарстана.

Пожалуй, только в промышленных моногородах, таких как Набережные Челны, обычный капитальный ремонт «объекта культурного назначения» становится большим событием в жизни города. Но это действительно так. В картинной галерее автограда, работающей с ноября 1980 года, завершилась первая в её истории реконструкция.

— Наверное, это большое событие — ремонт картинной галереи, — отметил и руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин в своем выступлении. — Сегодня не стыдно уже приглашать всех художников и российской федерации, и зарубежных.

Картинная галерея перестала быть дежурно-тусклым помещением, на стенах которого для галочки вывешены полотна художников. Чтобы чиновники могли отчитаться, что «у нас это есть». Картинная галерея стала таковой в полном смысле слова. Председатель Союза художников Набережных Челнов Факиль Гайфутдинов отметил, что сейчас работы очень хорошо, гармонично смотрятся на стенах со специальной подсветкой, а приятный серый фон хорошо подходит именно для их демонстрации. 

— Но я не удержусь от замечания. Все как следует освещено, кроме места, где вашим специалистам или вот нам приходится выступать перед посетителями. Человек смотрится здесь темным пятном, лица не видно. Надо бы продумать и устроить здесь освещение, — обратил внимание Гайфутдинов. 

Не зря обратил. У специалистов картинной галереи большие планы. Мы уже сообщали, что ее директор Ильсия Загидуллина планирует со временем проводить здесь круглые столы с художниками и заседания клуба интеллигенции и деловых людей. 

Это должно стать культурно-светским мероприятием, где будут обсуждаться не новости из личной жизни, а творчество деятелей искусства города и потенциал этого искусства, способный помочь развитию бизнеса.

— Деловые люди умеют делать деньги и дело. Но у многих из них слабо развит эстетический вкус. Между тем эстетика и красота, которую художники могут привнести в тот или иной бизнес, могут помочь его развитию, — оценил задумку Гайфутдинов.

Торжественное открытие галереи проходило на фоне выставки «Художник года- 2018». Это традиционная выставка. На ней определяются лучшие работы, вручаются дипломы. В этом году имя победителя засекретили до торжественного вечера по случаю Дня работника культуры. 

По данным заместителя директора галереи, на её стенах сейчас умещается до 300 художественных полотен. По итогам выставки будут определены и те произведения, которые пополнят фонд картинной галереи. Их авторы получат за них деньги. Министерство культуры выделило на это 90 тысяч рублей.

— Мы надеемся на то, что нам удастся купить 8-7 картин. Вообще-то они ведь стоят дорого, но художники нам уступают, — сказала заместитель директора галереи Альфия Гарипова

В выставке принимают участие 140 художников и скульпторов из Челнов, Елабуги, Нижнекамска и Подмосковья. Представлено 155 их работ. По большей части это известные мастера. Но выставка еще тем ценна, что она выводит на свет (хотя бы на время) таких мастеров, чье появление — сплошная интрига. Вот на стене висит картина «Памяти Андрея Тарковского». Ваш покорный слуга рассматривает эту картину, пытаясь понять, почему автор полотна решил, что Тарковский здесь и сейчас кому-то интересен?

— Нравится? Это я рисовал, — вдруг говорит невысокий лысоватый и уже не молодой мужчина. Знакомимся. Художника зовут Борис Ильинский. У него неоконченное художественное образование, учился в училище в Златоусте. Картины рисует всю жизнь, но зарабатывает не полотнами, а профессией. Работал художником-оформителем, дизайнером и так далее. С профессиональными художниками Борис Клементьевич не общается, входит в какой-то «кружок Крамского», объединяющий человек 10-12, которые тоже не общаются ни с кем из Союза художников Челнов. Видимо, эти авторы не считают себя профессионалами. Но когда Ильинский заявился на выставку «Художник года- 2017», то комиссия приняла сразу семь его работ. В этом году взяли всего одну. Возможно, потому что вторую картину Ильинский привезти не смог.

— Я еще литературные произведения пишу. Но не публикую, друзьям читаю. У меня сюжеты необычные, на любителя, — сообщил Ильинский. 

Такие же у него и картины. Не все понятно, но привлекает, заставляет задуматься. Вообще, оригинальных, самобытных полотен на выставке много. Недаром у сити-менеджера Абдуллина во время экскурсии невольно вырвалось:

— Как много талантливых людей!

Интрига выставки — это явление некоего Иоанна Каваладжо. Одна-единственная его картина на выставке называется «Портрет слепого музыканта». Но дело не столько в картине, сколько в самом авторе. В день открытия он ходил по залу в сопровождении двух дам. Молодой светловолосый человек, ростом чуть выше среднего, в синем пиджаке. Особо ни с кем не общался. 

— А мы не знаем, кто он и откуда. Он имя свое не называет и о себе ничего не рассказывает. Мы объясняли ему, что в документах при приеме работ на выставку мы должны записать имя автора по паспорту, но он паспорт так и не показал, — ошарашила Гарипова.

— Мы тоже о нем ничего не знаем. Ни кто такой, ни откуда взялся, — сообщил и Гайфутдинов. Журналист KazanFirst погулял в задумчивости по выставке, а потом снова подошел к Гайфутдинову: 

— А он вообще художник, этот Каваладжо? Это действительно его картина здесь? Вы видели, как он рисует?

— Не видел, — признался Факиль Фоатович. Оказывается, он полушутя предупреждал Гарипову, что некто Каваладжо однажды может нарисовать непотребную карикатуру какого-нибудь видного государственного деятеля, а кода с него за это спросят, он покажет паспорт, что он Ванька Сидоров и отродясь ничего не рисовал.

— Но я вожу экскурсии по выставке с 15 марта и картина Иоанна очень нравится школьникам и педагогам. И это действительно произведение. Посмотрите на технику, с которой выполнены руки музыканта на картине, — отвечает на это Гарипова.

Гайфутдинов отметил, что, по его прогнозам, на открытие галереи должно было прийти не меньше 200 человек. Пришло явно больше. И после того, как торжественная часть закончилась, никто никуда не ушел. Долго ходили по залу, семьями фотографировались на фоне картин. Значит, живопись всерьез начинает привлекать к себе челнинцев.

Exit mobile version