«Уже невозможно было жить — все сыпалось, кирпичи расходились»

Переселенцы из аварийного жилья в Татарстане рассказывают истории переезда.
Переселенцы из аварийного жилья в Татарстане рассказывают истории переезда.

Первая программа ликвидации аварийного жилья в Татарстане была принята Указом Минтимера Шаймиева «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья» ещё в октябре 1995 года. Она действовала с 1996 по 2004 год. За это время было построено 1 763 жилых дома, в которых «аварийщики» бесплатно получили 48 576 квартир. 

Вторая «аварийная» программа стартовала в республике в 2013 году в рамках федеральной и завершилась 1 сентября 2017 года. Здесь действовала следующая схема: тем, кто проживал в ветхих домах на условиях социального найма, новое жилье доставалось бесплатно из расчета «метр за метр» или даже большей площади.    

«Уже невозможно было жить - все сыпалось, кирпичи расходились»

У собственников квартир их выкупали по цене 11 022 рубля за «квадрат», после чего они автоматически становились участниками программы социальной ипотеки. Компенсация сразу перечислялась в банк в качестве первоначального взноса. Еще в 2017 году экс-директор Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин отмечал, что в программу по переселению попали 1 088 домов. В общей сложности на учет было поставлено 7 870 семей. 

Журналист KazanFirst связалась с переселенцами из аварийного жилья, чтобы узнать, как изменилась их жизнь после переезда.  

«Там ни газа, ни условий никаких не было»

Рустам Валиев из Тетюш жил в многоквартирном двухэтажном доме вместе со своей пожилой мамой с 2005 года на условиях социального найма. 

— Уже невозможно было жить — все сыпалось, кирпичи расходились. Мы думали, что в один день [дом] свалится на всех нас. И неудивительно, ведь его построили в 1961 году. Там мы жили с мамой. В доме было печное отопление, не было водопровода. За водой приходилось ходить на улицу. Туалет тоже был на улице. Там ни газа, ни условий никаких не было, — сказал Рустам.

«Уже невозможно было жить - все сыпалось, кирпичи расходились»

В 2015 году мужчина переехал. И вот уже четвертый год живет в новой квартире. 

— Живу в трехэтажном доме. Мама умерла несколько лет назад. Всех, с кем я жил в одном подъезде в старом доме, тоже переселили. Живем здесь на первом этаже. Мы сколько воевали, чтобы нам дали жилье. Соседи воевали, я воевал вместе с ними. Из Казани приезжала комиссия, очень много проблем было. Потом наконец-то нас решили переселить. Сейчас живем просто прекрасно, — добавил Рустам.

В разговоре с журналистом KazanFirst «аварийщик» отмечает, что в последние годы многие боялись заходить в подъезд: «Мы говорили — вот сейчас все рухнет. Дом сильно перекосился. Если посмотреть с торца, то он буквально залег. Его еще не снесли, так и стоит. Правда, от дома мало что осталось». 

«Мы не ждали, что уедем» 

Венера Касимова из Арска 20 лет прожила в доме, одна половина которого пару десятков лет назад была гаражом, а вторая — конторой.

«Уже невозможно было жить - все сыпалось, кирпичи расходились»

— У нас была квартира в старом многоквартирном доме. Дом кирпичный, не сказать, что совсем плохой. Мы ремонт сделали как смогли, со временем провели газ и воду. Рядом были огород и баня. Туалета в доме не было — все удобства на улице, — вспоминает собеседница. 

Бывший гараж и контору переделали под пять квартир. По словам женщины, долгожданный переезд в новое жилье состоялся в 2015 году. 

— 31 декабря мы получили ключи, а 2 января переехали. Сейчас с мужем и ребенком живем в трехэтажном многоквартирном доме. Условия, конечно, хорошие. Новая квартира и старая — это разные вещи. Вместе с нами переселили наших бывших соседей, — рассказывает женщина.  

Квартиру у семьи выкупили по цене 11 022 рубля за «квадрат» — они стали участниками программы социальной ипотеки. По словам Венеры Касимовой, она оформлена на её дочь. 

«Уже невозможно было жить - все сыпалось, кирпичи расходились»

— У меня дочь брала кредит. Сейчас я внесла материнский капитал и сократила свой долг до миллиона. Наша ипотека считается 7-процентной, мне осталось платить 12 лет. Переплата — 600 тысяч рублей, — пояснила собеседница.   

В программу аварийного жилья их заявка была подана еще в 2008 году: «Мы не ждали, что уедем. Было молчание, а потом раз — дом начали строить. Вопрос решился быстро». 

«Новая квартира больше, во всех отношениях лучше» 

Вместе с женой в новое жилье переехал Александр Шанский из Зеленодольска. В доме постройки 1954 года они прожили 22 года. 

— Наш дом признали аварийным, и мы включились в программу по расселению жильцов одними из первых — еще в 2014 году. Выбрали дом, этаж, квартиру, заключили предварительно договор с ГЖФ и стали ждать, когда построят. В мае прошлого года заселились. Мы были собственниками квартиры в старом доме, поэтому платим социальную ипотеку. Наши 27 «квадратов» оценили в 300 тысяч рублей, — рассказывает Александр и добавляет, что новая квартира больше и во всех отношениях лучше. 

«Уже невозможно было жить - все сыпалось, кирпичи расходились»

В их старом доме не осталось никого — расселили всех. Но в соседнем все еще живут две матери-одиночки. Они взяли квартиры в ипотеку в 2011 году и вложили в них свои материнские капиталы. Как отмечает собеседник, вскоре им тоже предстоит переезд. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *