Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

В Челнах обсудили концепцию нового генплана города.
В Челнах обсудили концепцию нового генплана города.

Около 100 жителей Челнов — активисты, представители ТОС и администрации, собрались в Шахматно-шашечном клубе, чтобы обсудить концепцию будущего генерального плана автограда. Готовящийся документ станет третьим для города: первый приняли еще во времена строительства Челнов, второй — в 2006 году.

— Жизнь поменялась, все изменилось. Растет город, развивается. Демографическая ситуация меняется, предприятия появляются. Всегда был упрек, что генеральный план устарел. Последний был принят в 2006 год. Его разрабатывали долго, пять лет. Тоже тяжело шло, много было идей. Сегодня город требует нового видения, подхода, — отметил во вступительном слове руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

Средства на работу были выделены из республиканского бюджета при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова. О возможности взяться за подобную задачу оповестили многие организации, обладающие соответствующими возможностями. Но в итоге в аукционе приняли участие только две — работа предстоит довольно трудоемкая и сложная. Контракт заполучил Казанский государственный архитектурно-строительный университет.

Генеральный план города — градостроительный документ, представляющий собой перспективный план развития территории. Фактически, это детально проработанная экспертами идея того, как тот или иной населенный пункт в идеале должен выглядеть через какой-то промежуток времени.

К сожалению, современные градостроительные нормативные акты оставляют за генпланом лишь рекомендательный характер, а на уровне города процесс градостроительства регламентируется правилами землепользования и застройки. Другими словами, документ показывает, как по-хорошему следовало бы застраивать город, но не обязывает местные власти следовать этому.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

Все это также накладывается и на частый оптимизм проектировщиков, которые зачастую забывают сделать отступления, связанные с экономической ситуацией в стране или городе. В результате развитые транспортные и дорожные сети, громадные зеленые зоны и прочие радости жизни остаются лишь на бумаге. Челны в этом плане не исключение — взять хотя бы торчащие вдоль 1-ой автодороги бетонные опоры задуманных многоуровневых развязок, так и оставшихся утопией.

Подтверждает подобные выводы и статистика, рассказала директор института архитектуры и дизайна при КГАСУ Карина Набиуллина, выступившая модератором встречи.

— Анализировали статистику мы выяснили, что в России в среднем генеральные планы, решения, изложенные в них, выполняются на 14-20%. Нам бы не хотелось повторить судьбу планов, которые дают такую статистику, — отметила Набиуллина.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

Один из факторов, почему генпланы не воплощаются в реальность, а остаются лишь несбывшимися прогнозами, является плохая работа с горожанами. Ведь если не выявить потребности и нужды жителей, то и сам документ свою функцию выполнить не сможет. Именно для того, чтобы уточнить, в верном ли направлении размышляют проектировщики, сформировать четкое техническое задание, и проводились обсуждения.

— Предыдущие генеральные планы слабы тем, что каждый из них не предусматривал дорожной карты. Градостроительный кодекс раньше прописывал, что после генплана отдельным проектным документом разрабатывается проект его реализации. Он раскладывал проект во времени и рассказывал, что нужно сделать в первый год, что во второй, что в третий. В 2009 году эта статья исчезла. И теперь предлагается записать в самом генплане, в небольшом разделе, план его реализации. Но теперь уже внимания этому аспекту реализации стали уделять мало. Мы должны делать документы в рамках действующего градостроительного кодекса. Но планируем этот аспект реализации постараться разработать очень детально, чтобы была такая полноценная дорожная карта, — рассказал заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест института архитектуры и дизайна Александр Дембич.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

После непродолжительного вступительного слова горожане расселись за несколькими столами, чтобы более подробно обсудить разные аспекты жизни города — от транспорта до бренда Челнов. Какие-то темы вызвали бурные обсуждения, где-то собрались лишь небольшие группы в три-четыре человека.

Одним из вопросов, который несколько раз поднимался во время обсуждений, стало развития Челнов в пространстве. Город со всех сторон окружен Тукаевским районом. При этом в пригороде живут многие челнинцы.

— Мы братья с Челнами, без этого никак. Все знают, что Тукаевский район окружает полностью город. Главная проблема у нас в том, что у нас по прописке живет 42 тысячи человек. Без прописки — еще столько же, — рассказал первый заместитель руководитель исполкома Тукаевского района Ильмир Яббаров.

Он предложил рассматривать в генплане не только развитие Челнов, но и пригорода также. В пример привел Москву и Московскую область. В процессе активного роста столицы России жители близлежащих районов пользовались городской инфраструктурой. Именно с этим — газом, водой, дорогами, нехваткой электричества, мест в детских садах и школах — сейчас большие проблемы в Тукаевском муниципалитете.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

— Многие вопросы нужно решать с районом. У нас на сегодняшний день проблема — утром весь Тукаевский район выезжает в город по единственной улице, Залесному проспекту. Выехать даже местным жителям с территории невозможно. Вечером снова попасть не могут, — заявил представитель группы, работавшей за соседним столом с вопросами транспорта.

Все более важным аспектом в жизни Челнов является облик и бренд города. Когда-то автоград создавался в тесной взаимосвязи с «КАМАЗом», многие горожане приехали на стройку автогиганта и были довольны просто тем, что им есть, где работать и жить. Но сейчас времена изменились — молодежь все активнее перебирается в другие, более крупные города.

— Те, кто вырос в Челнах, не хочет здесь оставаться, уезжает в Казань. По статистике, одна из проблем — отсутствие обобщающей идеи и легенды. Необходимо создать некую «камскую легенду», рассматривать Челны как часть агломерации. Играет свою роль и отсутствие национального колорита, — заявил в своем выступлении один из горожан.

Именно бренд, узнаваемость города, может привлечь в Челны молодежь — не только как жителей, но и как туристов, резюмирует представитель группы.

Стремление к созданию агломерации и «бытовые вопросы»

В целом горожане говорили о довольно обыденных и понятных «бытовых проблемах», подытожил Абдуллин, спустя два часа активной работы.

— Все практически известно — бытовые проблемы, неустроенность во дворах, тротуары, детские площадки, автомобильные площадки. Мы всем этим занимаемся, работаем. Над дорогами, развитием транспортной сети. Не все так быстро это происходит. Не так быстро объединение с Тукаевским районом — это совершенно отдельная песня, хотя район нам близок, там тоже живут челнинцы, все взаимосвязано, переплетено. Нам надо жизнь в городе обустроить. Будем над этим работать, — отметил руководитель исполкома, немного охладив пыл представителей Тукаевского района.

Собранную в ходе встречи информацию проектировщики обработают и структурируют. Также продолжится работа по сбору мнений горожан, их предложений и вопросов — соответствующие формы должны появиться в ближайшее время на официальном сайте муниципалитета, рассказала Набиуллина. Желающие также могут обратиться напрямую в КГАСУ. 

Следующую встречу разработчики генплана планируют провести в июле-августе этого года, когда они будут готовы представить наброски будущего проекта.


Читайте также: «На Челны без слез не взглянешь, а тут ещё студентам генплан доверили»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *