«Сетевая компания» включит в тариф установку «умных счетчиков»

Часть энергосервисного контракта профинансируют за счет жителей республики.

Татарстан активно внедряет у себя систему работы по энергосервисным контрактам. Суть заключается в том, что некая компания берет на себя обязательства провести энергосберегающие мероприятия. Например, поменять лампы уличного освещения в городе. Затраты на энергосбережение и прибыль инвестор получает за счет разницы между объемом потребления ресурса и статьей расходов на его покупку, которые в бюджете никак не изменяются и сохраняются вплоть до истечения договора. 

Другими словами, например, город заключает с компанией контракт, что та установит «умные счетчики» на газ, которые позволят сэкономить, условно говоря, 6 млн «кубов» ежегодно. Расход снижается с 10 до 4 млн «кубов». Контракт заключается на четыре года. Все эти четыре года город в бюджете в статье расходов пишет ту сумму, в которую ему обходятся 10 млн «кубов» газа, хотя фактическое его потребление снизилось до 4 млн «кубов». Разницу или процент от разницы, в зависимости от условий контракта, забирает себе энергосервисная компания. В то же время снижается нагрузка на энергоинфраструктуру территорий, а мощность системы можно переориентировать на более приоритетные направления.   

От заключения подобного договора остаются в плюсе как органы власти, так и компания. У первой, как правило, нет денег на установку счетчиков либо на проведение масштабной модернизации своей системы энергопотребления. А компания получает гарантированную прибыль, пока длится контракт.

На сегодня рынок энергосервисных контрактов, заключенных в Татарстане, составляет более 7,5 млрд рублей. 

- У нас хорошие показатели по заключенным энергосервисным контрактам. Мы несколько лет пытались раскачать эту ситуацию в Татарстане. Уже в этом году хороший результат, в два раза превышающий предыдущий показатель, - говорит замминистра промышленности и торговли Татарстана Алмаз Хусаинов

Самый грандиозный проект у «Сетевой компании». Для этого она заключила энергосервисные контракты с «Ростелекомом» и «Смартэнерго» на общую сумму 5 млрд рублей для установки интеллектуальных приборов учета. 

Настолько грандиозные планы «Сетевой компании», возможно, связаны с состоянием энергоэффективности предприятия. В 2017 году в рейтинге министерства энергетики России по энергоэффективности электросетевых компаний страны ОАО «Сетевая компания» заняло 46-е место из 88. Еще хуже с оценкой дела обстояли в группе компаний с отпуском энергии более 10 млн кВт/ч, где «Сетевая компания» расположилась на 12-й строчке среди 21 организации.

Изначально говорилось, что монтаж «умных счетчиков» проведут только за счет инвесторов - «Ростелекома» и «Смартэнерго». Однако позже появились сведения, что часть расходов переложат на тариф на передачу энергии и на плату за техприсоединение. 

- «Ростелеком» в рамках энергосервисного контракта модернизирует систему учета потребления и транспортировки электроэнергии «Сетевой компании», установив на границе балансовой принадлежности с потребителями интеллектуальные приборы учета ресурсов. Это позволит в режиме реального времени отслеживать незаконные подключения к электросети и перебои в подаче электроэнергии. Телеком-оператор будет возвращать инвестиции за счет сокращения потерь «Сетевой компании». Компенсация инвестиций за счет тарифообразования не предусмотрена условиями энергосервисного контракта, - говорится в ответе официального представителя «Ростелекома». 

Энергосервисный контракт между «Сетевой компанией» и «Ростелекомом» со «Смартэнерго» рассчитан до начала 2026 года. «Ростелеком» обещает примерно 60 тысячами приборов интеллектуального учета сэкономить «Сетевой компании» за семь лет 2,326 млрд рублей. Только в этом году экономия должна составить 340 млн рублей. При этом объем инвестиций у «Ростелекома» должен составить около 2,5 млрд рублей. 

Аналогичные планы и у «Смартэнерго». Эта компания так же возьмет примерно половину затрат энергосервисного контракта на себя. Вообще, «Смартэнерго» - малоизвестный игрок на энергетическом рынке Татарстана, в отличие от того же «Ростелекома». Компания была образована в 2017 году. Офис располагается в Казани. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Директором числится некий Ринат Бариев. Численность сотрудников «Смартэнерго» составляет восемь человек. 

Сейчас у «Сетевой компании» план - установить в 70 тысячах населенных пунктов в 29 муниципальных районах 132 тысячи «умных счетчиков». Энергокомпания намерена сократить потери в сетях. Сейчас этот показатель составляет 6,9%, при среднем по России 12-14%. Цель - сократить потери до общемировых 4-5%. 

В итоге потребители никак не почувствуют на своем кармане в плане расходов на установку счетчиков в 2019 году. Но в выросших тарифах с 1 июля 2020 года на электроэнергию будет сидеть сумма за установку счетчиков нового поколения. 

- Насколько это увеличит тариф, говорить сейчас однозначно пока нельзя. Тариф образуется из многих составляющих. Увеличились цены на топливо, значит, возросли цены на тарифы, ведь производство электроэнергии подорожало, - рассуждает замгендиректора «Сетевой компании» Бронислав Кузнецов.

Тем не менее представитель компании оправдывает кампанию по замене счетчиков в Татарстане и не считает её злом.  

- Реализация энергосервисных контрактов позволяет сдерживать рост тарифов. Установка «умных счетчиков» - снижать коммерческие потери, которые составляют основную долю. Есть ещё технологические потери, но мы сможем их увидеть в режиме онлайн только после установки «умных счетчиков», - разъясняет собеседник.  

«Сетевая компания» начала пилотный проект по установке интеллектуальных приборов учета ещё в 2018 году. В Елабужском районе в 31 населенном пункте установили более 5 000 «умных счетчиков». 

- Потери по соотношению к прошлому периоду снизились на 4%, полезный отпуск увеличился на 3%. Со всех потребителей, кому были установлены счетчики, снята необходимость передавать данные в «Татэнергосбыт», то есть гарантирующему поставщику, потому что это теперь осуществляет «Сетевая компания». Потребители получили доступ к своему личному кабинету. «Умные счетчики» позволяют анализировать режим потребления. И человек на основе этих данных может уменьшить свои расходы на оплату электроэнергии за счет возможности выбирать наиболее оптимальный режим потребления. Можно использовать не один тариф, а несколько, в зависимости от того, в какие часы какое количество электроэнергии больше потребляется, - рассказывает топ-менеджер «Сетевой компании». 

По словам Кузнецова, потребители электроэнергии не обязаны устанавливать счетчики, в законе ничего не говорится о принуждении. 

По многоквартирным домам «Сетевая компания» будет ставить приборы учета на границе раздела внутреннего распределительного устройства. То, что находится за этой границей - это все жители в МКД, для которых обязательство по замене счетчиков ложится на гарантирующего поставщика, то есть на «Татэнергосбыт». Следовательно, и сами приборы учета будут принадлежать им. 

За «умные счетчики», установленные в частном секторе, ответственность несет «Ростелеком». «Сетевая компания» будет лишь пользоваться данными с них. 


Наша справка 

ОАО «Сетевая компания» Татарстана создано 11 декабря 2001 года в соответствии с планами реформирования энергетики на базе девяти предприятий электрических сетей, которые в настоящее время являются его филиалами.

Компания занимается передачей и распределением электрической энергии электростанций до потребителей республики, а также создает условия для подключения новых потребителей.

В первом полугодии 2018-го «Сетевая компания» поставила жителям Татарстана 12,59 кВт/ч электроэнергии. Было подключено 7 286 новых потребителей. На развитие электросетей израсходовано 6,6 млрд рублей. 

Руководителем компании является Ильшат Фардиев.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Казанец
Совести нет у вас Ильшат шаехович- зятя в тюрьму закрыли
1
0
Ответить

Казанцу
@Казанец За дело хоть?
0
0
Ответить

Аля
Наконец-то пришла она! Эра высоких технологий! Тьфу
0
0
Ответить

жуть
Погодите, если по сметам проходит 10 млн кубов, а потреблаяется 4, а платим все равно за 10? Где здесь экономия для бюджета и самое главное: где экономия для меня? Или я все равно должен оплачивать аппетиты толстосумов из всех этих компаний нефтегазтредприродресурсводоканал?
5
0
Ответить

Аноним
Вот заливает господин Кузнецов про то, что не надо передавать показания, а по факту не работает это у них. Заменили мне счётчик и сказали что показания передавать не надо ну я и не передавал, мол автоматически будут передаваться. По итогу выяснилось, что показания мои не передавались,меня как то считали по среднему, когда выяснилось, что показания не передаются то к этому моменту уже нагорело на 15 тыс. руб. Вот тебе и интеллектуальные приборы учета.
9
0
Ответить

Gu
"должен оплачивать" для этого и затевается
4
0
Ответить

Аноним
Что за личный кабинет, на сайте у них ничего не говорится. Как его найти?
3
0
Ответить

Аноним
А у меня вообще поставили счетчик на столбе на высоте 3 метра, даже не видно что там в этом ящике
5
0
Ответить

Гость
Несколько лет назад поменяли счетчик так как старый сломался. Счетчик стоит в доме. В конце прошлого года пришли из рэс и поставили счетчик на столбе. Дали какие то бумажки чтобы я подписал. Подписывать не стал потому что посмотреть показания не могу счетчик находится в ящике под замком.
5
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite