Камаловцы победили в «Золотой маске» без премии

Татарский театр завоевывает столичные подмостки национальной классикой.
Татарский театр завоевывает столичные подмостки национальной классикой.

На исторической сцене Большого театра прошло награждение лауреатов главной национальной театральной премии страны «Золотая маска». В этом году театр Камала был заявлен со спектаклем молодого режиссера Айдара Заббарова «И это жизнь?». Несмотря на то, что он не получил «маску», это участие уже стало победой для труппы и точно вошло в историю камаловцев. Объясним почему. 

Камаловцы победили в «Золотой маске» без премии

О рекордных для театра шести номинациях сразу было объявлено ещё 31 октября прошлого года. Среди них: драма/спектакль большой формы, работа режиссера (Айдар Заббаров), работа художника (Булат Ибрагимов), работа художника по свету (Ольга Окулова), мужская роль (Искандер Хайруллин), женская роль второго плана (Ляйсан Рахимова). Тогда для всех эта новость стала неожиданностью и приятным шоком. Но главная радость заключалась даже не в количестве претендентов на премию, а в том, что впервые за всю историю татарского театра спектакль Заббарова был номинирован в большой форме.

— До этого татарский театр был представлен только в малой. Поэтому это большое событие для всего Татарстана. Еще принципиально важный момент для национального театра — это то, что спектакль номинирован не по пьесе Мольера или Шекспира, то есть не по переводному произведению, а по повести нашего татарского классика Гаяза Исхаки, — рассказывает руководитель пресс-службы камаловского театра Ильшат Латыпов

Камаловцы победили в «Золотой маске» без премии

В своих номинациях татарстанцы соседствовали с БДТ (Андрей Могучий), Гоголь-центром (Кирилл Серебренников, Алексей Агранович), театром им. Ленсовета (Юрий Бутусов), Театром Сатиры (Максим Аверин), Центром им. Вс. Мейерхольда (Андрей Бурковский, Юлия Пересильд) и другими. 

— Мы уверены, что национальные театры недооценены, но наши спектакли могут спокойно стоять в одном ряду со столичными постановками, — говорит Латыпов. 

Чем же объясняется ошеломительный успех спектакля? Говорят, что это новое слово в татарском театре. А в камаловском уверены — в этом большая заслуга режиссера. 

— Гаяз Исхаки ставился и до этого тоже, артисты все наши, художники — тоже. То есть тут новизна именно в подходе. Айдар Заббаров предложил новый театральный язык. Мы следим за всеми отзывами наших зрителей. После каждого спектакля «Тормышмы бу?» Заббарова к нам приходят десятки сообщений о том, что этот спектакль их перепахал, что они такого еще не видели, — делится Латыпов.  

Камаловцы победили в «Золотой маске» без премии

— Номинация на «Золотую маску» этой работе досталась по заслугам. Молодой Айдар Заббаров, ученик Фарида Бикчантаева, а затем Сергея Женовача, ловко управляется и с инсценировкой прозы, и с многолюдным актерским коллективом, играющим спектакль грациозно и слаженно, словно это балет. От одной только подвижной графики мизансцен тут приятно увлажняется глаз ценителя театра… Спектакль Заббарова — о горьком цирке бытия, абсурде пролетевшей бессмысленной жизни. Диагональ телеграфных столбов, пересекающих сцену — от столба, подключенного к электричеству, до деревяшки, так и не снабженной проводами, — метафора то ли неминуемости прогресса, то ли его бессилия улучшить человеческие судьбы, — дал оценку постановке известный театральный критик Санкт-Петербурга Андрей Пронин

Пусть в этот раз получить заветную маску татарстанцам не удалось, выход на уровень столичных театров с глубоко национальным произведением — исторический шаг вперед для всей республики. Можно сказать, камаловцы прокладывают путь к победе. Уже сегодня актеры вернутся в Казань, а в пятницу, 19 апреля, в театре состоится долгожданная премьера от главного режиссера Фарида Бикчантаева «Живы ли вы!?», на которую уже раскуплены все билеты.

Камаловцы победили в «Золотой маске» без премии

В основе новой постановки история жизни двух поколений простой татарской семьи — трех братьев, двух сестер и их детей, с годами утративших чувство общности. Сумеют ли герои вновь стать родными людьми? Конечно, это не просто история семьи, а срез состояния общества, нации. В спектакле заняты ведущие мастера сцены нескольких поколений. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *