«Нефазы» на газе «горят» на работе

Перевозчики Казани жалуются на ненадежные «камазовские» автобусы.

Перевозчики Казани недовольны качеством сборки автобусов «Нефаз» с газовым оборудованием. Уже были зафиксированы происшествия, связанные с этой моделью, и регулярные жалобы на их техническую неисправность. Впервые о качестве производимых в Татарстане автобусов транспортники задумались после пожара в ремонтном боксе компании «Байлык» на улице Седова, 2 в декабре прошлого года. 

Там горели два автобуса - сначала «Нефаз» (на газе), а потом «МАЗ» (на дизеле). Из-за высокой температуры внутри бокса стали деформироваться несущие конструкции. Попутно огонь перекинулся на соседнее двухэтажное здание, где находились предприниматели-арендаторы. К счастью, все люди были вовремя эвакуированы, пожар обошелся без человеческих жертв, тушить его приехали 19 расчетов. 

Между владельцами автобусов («Агромир») и ремонтным боксом («Байлык №3»), с одной стороны, и производителями автобуса в лице «КАМАЗа» и «Нефаза» (входит в группу предприятий российского автогиганта), с другой, было заключено джентльменское соглашение не предавать этот инцидент огласке, пока не будут произведены все требуемые экспертизы, чтобы установить причину возгорания. 

На данный момент на руках собственников рембокса «Байлык» и собственника автобусов «Агромира» есть результаты, которые в качестве причины пожара определяют неисправность в проводке автобуса «Нефаз». На руках представителей «КАМАЗа» (также представляют сторону «Нефаза»), есть другое экспертное заключение, по которому очаг возгорания определяется вне транспортного средства с газовым оборудованием. 

Перевозчики стоят на своем, предъявляя к «КАМАЗу» требование возместить нанесенный ущерб за технику и пострадавшие капитальные сооружения в сумме 50 млн рублей. Автогигант отказывается его исполнять. Обе стороны готовятся к суду. 

«В пожаре виновата техническая неисправность» 

- В тот день случилось ЧП, пожар. Газ в замкнутом помещении сработал как автоген и срезал всю крышу автобуса. Загорелся сам бокс, потом соседний, а там стоял автобус «МАЗ», потом огонь перекинулся на соседнее офисное здание, - вспоминает тот день первый замдиректора «Байлык №3» Руслан Юсупов

По его словам, ущерб был нанесен его предприятию и собственнику автобусов колоссальный. Рыночная стоимость газового «Нефаза» - 8,8 млн рублей, автобуса «МАЗ» - 4 млн рублей, пострадал также автопогрузчик стоимостью 1,5 млн рублей. В рембоксе находились дорогостоящие запчасти, запасные покрышки и инструменты. А ущерб, нанесенный зданиям, - более 23 млн рублей. Дальнейшей эксплуатации они не подлежат, их остается только снести. 

- У нас сейчас на руках есть конкретное подтверждение, что в пожаре виновата техническая неисправность автобуса «Нефаз». У нас собиралась специальная комиссия из представителей «КАМАЗа», «Нефаза», лизинговой и страховой компаний. Мы прошли через все необходимые процедуры, пригласили оценщиков, все разрушения зафиксировали, запечатлели, сфотографировали. Сгоревшие здания у нас до сих пор стоят, мы их пока не разбираем. Всё это время наше предприятие несет убытки, так как мы сдавали в аренду и рембокс, и офисное здание. Убытки идут и у владельца автобусов, - рассказывает Руслан Юсупов. 

Руководитель «Байлык №3» и директор «Агромира» Владимир Капитонов сейчас на руках держит результаты обследования места возгорания от Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы. Материалы обследования есть в распоряжении KazanFirst. 

Выводы экспертизы: 

1. Технической причиной возгорания, то есть пожара, автобуса «Нефаз 5299» явилось тепловое проявление электротока (вследствие аварийной работы электрооборудования).

2. Низкое качество «сборки», а также контроль качества способствовали возникновению пожара в автобусе.

3. В процессе загорания автобуса все штатные конструкции и системы «безопасности» по предупреждению возможного взрывообразного разрушения газобаллонной установки свою функцию выполнили, взрывообразного разрушения конструкции не наблюдалось. 

4. Автобусы «Нефаз 5299» и «МАЗ 206» находятся в неисправном выгоревшем состоянии. 

5. В автобусе «Нефаз 5299» имелись недостатки монтажа, повреждения изоляции электропроводки. Индивидуальность сборки, отсутствие единообразного однозначного способа и места прокладки проводов при сборке в каждом конкретном автобусе, произошедшее полное глубокое выгорание материалов, дефрагментация и осыпание пережженных пожаром медных жил проводов исключают более конкретный ответ на вопрос: «Допущены ли нарушения технических условий монтажа электропроводки, если да, то какие условия нарушены и не могли ли эти нарушения явиться причиной пожара?». 

Собственник страдает от простоя автобусов

- «Нефаз» мы в Казань пригнали в октябре 2018 года, почти сразу у нас начались проблемы с ним. 13 ноября 2018 года обнаружилась ошибка в двигателе внутреннего сгорания. Тогда машина на ремонте простояла 13 дней. 26 ноября всё починили. Но в тот же день полетело в другом месте - сгорел блок СВСЧ. Ладно, его починили. Но 1 декабря случилось замыкание электропроводки и сгорел блок управления. Починил к 7 декабря. Ну а к 8 декабря вообще сам автобус загорелся. В итоге у меня этот автобус ни одного дня не выходил на линию, - рассказывает Владимир Капитонов. 

Он говорит, что рабочие предприняли попытки выгнать из рембокса автобусы, но им это не удалось сделать, так как пошел едкий черный дым, плавился пластик. 

Сам предприниматель купил с завода «Нефаз» 17 автобусов с газовым оборудованием. Их он эксплуатирует пять месяцев. И это для предприятия одна из самых затратных статей расхода. Подобных проблем с минскими автобусами у предпринимателя не возникает. 

- За пять месяцев пользования автобусом у меня простой по техническим причинам составил 168 дней. В среднем мне каждый автобус за смену должен зарабатывать по 20-25 тысяч рублей. Таким образом, я пятый месяц терплю убытки в 4,2-4,5 млн рублей. Автобусы я брал по лизингу. Вот и по сгоревшему автобусу я ещё должен выплачивать ежемесячно лизинг в 130 тысяч рублей, - сетует Владимир Капитонов. 

Собеседник рассказывает, что у всех его автобусов «Нефаз» есть серьезные технические проблемы. Например, они потребляют в большом количестве антифриз. В ноябре в автобусы было залито 238 литров вещества, в декабре - 330 литров, январе - 420 литров, феврале - 400 литров, марте - 340 литров. Эта жидкость необходима для системы охлаждения печек, радиатора и так далее. 

- Мы до сих пор не можем понять, куда девается антифриз. Он просто куда-то уходит. Это не моя проблема, об этой проблеме говорят все, кто купил автобусы «Нефаза». Вещество не должно испаряться. Наш официальный дилер от «КАМАЗа» говорит, что не знает, куда антифриз уходит. И сам представитель завода тоже не может ответить на вопрос. А антифриз - это вам не такая жидкость, на которой могли бы заработать водители, сливая его куда-то. Это бессмысленно и исключено, - рассуждает предприниматель. 

Владимир Капитонов утверждает, что у автобусов регулярно возникают технические неисправности, которые порой могут угрожать жизни и здоровью пассажиров. Эксплуатация «Нефазов» становится опасной. 

Он перечисляет ряд технических неисправностей: 

1. Слабая электропроводка в автобусах. 

2. Жгуты у системы ABS (антиблокировочная система) необходимо удлинить на 6-8 см, так как при повороте колес вправо или влево они натягиваются и рвутся. 

3. Датчики гидромуфты, то есть системы охлаждения, работают в аварийном режиме. Из-за этого увеличен расход топлива, то есть газа, на 20-30%. 

4. Всю прошедшую зиму водители и пассажиры мерзли в «Нефазах» на газе. У печек очень слабая теплоотдача, так как они сделаны из стали, хотя автоперевозчики просили завод сделать их медными. 

5. Из-за деформации кузова автобуса трескаются стекла в перегородках кабин водителя и лопнули несколько наружных стекол.

6. Пандусы, предназначенные облегчить жизнь инвалидам и мамам с детьми на колясках, не продуманы «Нефазом». Под пандусы забиваются песок, грязь и вода. В итоге пандус набухает и тем самым препятствует работе дверного механизма. Поэтому перевозчики решили заклепать и загерметизировать пандусы - зато двери открываются. 

7. Регулярно выходит из строя пневмоподвеска, то есть кран уровня пола. На автобусах спереди установлен один кран уровня пола, сзади - два. Автобус так задуман, что когда подъезжает к остановке, то наклоняется на правый бок, чтобы пассажирам было удобно войти в салон. Но сейчас система крана уровня пола не имеет защиты от влаги, песка, пыли и осадков, быстро выходит из строя. Автобус начинает жить самостоятельной жизнью - подъезжая к остановке, заваливается на левый бок, во время езды может так же завалиться на один из боков, едет на трех колесах, становится неуправляемым и опасным. В итоге водитель приостанавливает поездку, высаживает людей, опускает подвеску до тех пор, чтобы между днищем автобуса и дорогой осталось 5 см, и едет на ремонт в сервисный центр. 

Капитонов рассказывает, что ещё один случай был связан с самопроизвольным срабатыванием в двигателях пиропатрона - в салон автобуса вспрыснулась специальная смесь для тушения пожара. Опять пассажиры были высажены, а автобус направился на ремонт. 

По данным предпринимателя, сегодня по Казани разъезжают 82 автобуса «Нефаз» на газе. Жалуется на их работу не один Капитонов. Между частными и муниципальными перевозчиками уже давно идет переписка, где все между собой делятся недостатками машин. 

Например, замдиректор муниципального предприятия «ПАТП-4» Сулейманов пишет письмо руководству предприятия «Нефаз» (есть в распоряжении KazanFirst) и сокрушается, что на горячую линию мэрии Казани поступает большое количество жалоб горожан на холодные автобусы. В закупленных «ПАТП-4» автобусах были неисправны системы «охлаждения-отопления». 

Казанские «Нефазы» исправны и выходят на линию

В итоге и Юсупов, и Капитонов на свои обращения о возмещении ущерба от пожара получили письмо от юристов «Нефаза» (есть в распоряжении KazanFirst). Помимо отказа удовлетворить требование по компенсации, в документе сообщается, что раз автобусы куплены, то вся ответственность за их эксплуатацию лежит на владельцах. Сами автобусы признаются «источником повышенной опасности». 

- С учетом возможных судебных тяжб «Лизинговая компания «КАМАЗ» заключила договор с «Испытательной пожарной лабораторией по РТ» на проведение комплексной судебной пожарно-технической экспертизы и выдачу заключения экспертов по факту пожара, произошедшего 8 декабря 2018 года при стоянке в боксе «Агромира» автобуса «Нефаз 5299-40-57». По ее результатам экспертами «Испытательной пожарной лаборатории по РТ» установлено, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом «Нефаз 5299-40-57», - говорится в ответе пресс-службы «КАМАЗа» на официальный запрос KazanFirst. Сама бытовка находилась в четырех метрах от «Нефаза».  

Представитель челнинского предприятия также заявляет, что автобусы, разъезжающие по Казани, исправны и каждый день выходят на маршрут. Например, 16 апреля у «ПАТП-2» в рейс вышли 20 (то есть все) газомоторных автобусов, у «ПАТП-4» из 37 на линию вышли 35. Один автобус попал в ДТП, а другой проходит ТО. У «Агромира» из 17 автобусов 16 апреля работали 15 единиц. Один автобус простаивал из-за отсутствия водителя, а другой сгорел 8 декабря 2018 года. У «Байлык №3» на линию вышли все восемь газомоторных автобусов.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Обыватель
И как после такого разоблачения ездить? Страшно же, жим-жим
1
0
Ответить

Лаки Бургер
@Обыватель Тачку покупай и не придется на этих смертнобусах кататься
1
0
Ответить

МАЗ
Тут и думать даже нечего. МАЗы удобнее, экономичнее, точнее в управлении, проще в обслуживании. Но у вас же есть КамАЗ, вот на нем и катайтесь)
2
0
Ответить

Нога 17
Не так страшны красные автобусы, как их водители!
2
0
Ответить

Легислатура
Надо массовую жалобу на Камаз составить по качеству автобусов и все. Безопасность пассажиров на кону
1
0
Ответить

Внимательный
Похоже этот тот случай, когда желание поддержать "своего" производителя оборачивается только проблемами
0
0
Ответить

водила
Какой бы не был автобус, если его гонять по 24 часа в сутки и в хвост и в гриву ничего хорошего не будет. Они и сгорят и тормоза будут отказывать. Дело как грится не в бабине, когда разп.ияй сидит в кабине!
0
0
Ответить

Горожанин
Зато как красиво и торжественно эти автобусы "вручали", сколько пафоса было. Они и экологичные и наклоняться умеют. Вот и сказочкам конец
0
0
Ответить

челны
Это ж КамАЗ. Кабина Евро 5 и все такое. А в остальном ведро ведром
0
0
Ответить

Айрат
Обслуживать надо нормально и ездить не как на ишаке. Вон в 4 патпе все нефазы красивые и ухоженные, у байлыка уже у половины стекла не родные, мотор ревет, водила педаль газа топчет как сумасшедший, аж физически движок жалко становится. Подвеска уже гремит, протягивать и не думают. Конечно развалится с таким уходом
0
0
Ответить

владимир
Хочется поделиться опытом по автобусу НЕФАЗ52991156 КПГ. Получили на компанию ГАЗПРОМ несколько в начале 19-года. С первых дней поняли какой это хлам. Сделали вроде красивым - а на самом деле по салону: страшный запах газа и пластика, гремит все!!! стекла того гляди вылетят из кузова(очень тонкие)кузов местами не прокрашен и ржавчина пошла везде по кузову(2 месяца автобусу) по ходовой: грохот от подвески даже на отличной дороге, двигатель дергается и греется под 100 градусов, угол разворота ну очень большой. Шум и свист от печек что разговор не слышно в метре!? ВООБЩЕМ СДЕЛАН КАК ГОВОРЯТ НА СОПЛЯХ!!! Господа конструкторы - не умеете делать - НЕ ДЕЛАЙТЕ!!! Пассажиры в УЖАСЕ от таких автобусов!!! СТАЖ 38 ЛЕТ. Самый ненадежный и опасный автобус!!! А про электрику вообще говорить не хочется - на китайском мопеде более надежней и без глюков!!!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite