«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Подсудимые по делу о пожаре в «Адмирале» выступили с последним словом.
Подсудимые по делу о пожаре в «Адмирале» выступили с последним словом.

В Московском районном суде Казани закончились прения по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал», подсудимые сказали свое последнее слово. Никто из них виновным себя в пожаре, гибели людей, причинении вреда и ущерба не считает. 

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Торговый центр «Адмирал», который располагался в здании бывшего завода «Серп и Молот» в Кировском районе, сгорел 11 марта 2015 года. Во время пожара обвалилась часть кровли и под завалами погибли 19 человек, среди которых в основном были предприниматели. Вред здоровью получили более 60 человек, а материальный ущерб как минимум 618 физических лиц и пять юридических. Возгорание произошло от газовой горелки, с помощью которой рабочие ремонтировали крышу здания. Следствие по делу длилось почти два года, и только в январе 2017-го материалы передали в суд. 

На скамье подсудимых 12 человек: арендатор ТЦ «Адмирал» — директор ООО «Заря» Гусейн Гахраманов, его заместители Николай Каекин и Гюльгусейн Наджафов, арендодатель — гендиректор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин, экс-судебные приставы Жанна Алпарова и Минзиля Сафина, специалист инспекции Госстройнадзора Татарстана Галия Исаева, рабочие Фердинанд Ульданов, Альберт Халиков, Наиль и Нияз Габдулхаевы, Фанис Мухаметханов. 

Ульданов, Мухаметханов, Гахраманов, Наджафов и Каекин находятся под арестом. 

По версии следствия, Хайруллин сдал в аренду помещение, которое не пригодно для торговли. До пожара в ТЦ нашли множество нарушений пожарной безопасности. 

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

В отношении Гахраманова как арендатора возбудили исполнительное производство в 2013 году. «Помогла» в устранении нарушений Сафина, начальницей которой была Алпарова, закрыв исполнительный лист. Каекин, находившийся на посту заместителя Гахраманова по пожарной безопасности, не проинструктировал рабочих, которые, в свою очередь, во время работы нарушили множество правил.

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

С обвинением не согласны все подсудимые. Большинство из них не стали участвовать в прениях и предоставили слово своим адвокатам. Первой выступила Ильсияр Ахметзянова — защитница Сафиной, которой вменяют служебный подлог и превышение должностных полномочий. Свою позицию она озвучивала 1,5 часа, начав с ответа на слова гособвинителя Ольги Зариповой.

— В прениях сторона обвинения исказила позицию Сафиной, указав, что она признала свою вину. Именно в такой редакции СМИ опубликовали выступление государственного обвинителя, — зачитывает Ахметзянова. — В этом случае в качестве выплаты сторона обвинения должна опровергнуть свою позицию. Свою вину по вменяемым Сафиной преступлениям она не признавала.

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

По мнению защиты, в действиях женщины отсутствует состав преступления, потому что она не являлась должностным лицом, которое может быть привлечено к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и должностной подлог.

— Она не субъект преступления. Подсудимая Сафина с 3 по 19 июня 2013 года являлась стажером, а с 24 июля 2013 года была принята на должность судебного пристава с испытательным сроком в шесть месяцев. Она в момент вынесения постановления об окончании исполнительного производства в отношении должника ООО «Заря» не была аттестована на должность, — уверяет Ахметзянова.

Следующими позицию представили адвокаты пяти рабочих, которых обвиняют по части 3 статьи 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности во время строительных работ, которое повлекло за собой смерть людей») и по части 3 статьи 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Артем Федотов представлял интересы Альберта Халикова. 

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Халиков работал на кровле «Адмирала» по просьбе одного из представителей «Зари». Он, как и остальные рабочие, не заключал трудового договора и оплату получал наличными. В обвинительном заключении указано, что при проведении строительно-монтажных работ Халиков не проводил инструктаж другим рабочим, нарушая правила эксплуатации газовой горелки. Между тем сам обвиняемый ранее говорил о том, что не работал с газовой горелкой.

— Однако в материалах дела не имеется доказательств того, что Халиков кем-либо был назначен ответственным за проведение инструктажа по технике безопасности, в том числе противопожарного. В ходе судебного заседания Халиков пояснил, что действительно не проходил обучение по оказанию мер пожарной безопасности и не получал специального допуска на проведение газопламенных работ, — говорит Федотов.

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Защита считает, что Халиков не может нести ответственность за техническое состояние ТЦ, о котором он ничего и не знал, следовательно, и не мог предвидеть возникновение пожара. Адвокат также отмечает, что во время тушения пожара сотрудники МЧС не в полной мере выполняли свои обязанности, поскольку они оцепили не все входы в горящий комплекс. Многие торговцы возвращались в горящее здание за своим товаром. Также, по словам свидетелей, пожарные несвоевременно приступили к тушению возгорания. 

— Если бы сотрудники МЧС надлежащим образом выполнили свои должностные обязанности, то, возможно, массовой гибели людей и причинения вреда здоровью и имуществу можно было бы избежать. Защита полагает, что при оценке вины обвиняемых необходимо обязательно учитывать показания потерпевших и свидетелей о действиях лиц, прямо или косвенно принимающих участие в ликвидации пожара, а именно действия личного состава пожарного подразделения, их руководителей, диспетчеров, отвечающих за обработку информации о пожаре, — акцентировал Федотов.

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Среди рабочих высказаться решился Наиль Габдулхаев. 

— В торговом центре «Адмирал» я и мой брат работали как простые подсобные рабочие. Требования пожарной безопасности не нарушали. Мы не виновны. Если это возможно, прошу оправдать нас, — говорит он.

Адвокат Габдулхаева Ксения Соколова считает, что обвинение необоснованно. Ее подзащитный также не заключал ни с кем договоров, не отвечал за соблюдение пожарной безопасности, был простым подсобным рабочим, который выполнял частичный ремонт кровли зданий, а значит, не может быть субъектом преступления.

— В обвинительном заключении указывают, что подсудимым Габдулхаевым Наилем был нарушен пункт 115 правил противопожарного режима России, а также статья 7 Федерального закона о защите прав потребителей. Однако сторона защиты приходит к выводу, что это напрямую находится во взаимосвязи со статьей 238 УК РФ, о поддержании обвинений по которой в ходе судебных прений отказалось гособвинение, — говорит Соколова. 

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

В ходе прений защитники не раз говорили о давлении на подсудимых. Это заметила и Соколова. По ее словам, следователи манипулировали здоровьем родственников, чтобы получить нужные им показания.

После прений подсудимые сказали свое последнее слово. Первым выступил Гахраманов. 

— Я скорблю вместе с потерпевшими о гибели их близких. Я не считаю, что именно я виновен в этом. Ни один из потерпевших, погибших не оказался в здании против своей воли. Все осознавали, что здание горит. Они слышали, что организация просит покинуть его. У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса, вынести имущество и одновременно заниматься тушением огня вместо пожарной охраны. Также обращаясь к суду, хочу сказать, что если вы считаете, что я действительно не принял меры к обеспечению норм безопасности, то следует освободить и оправдать Наджафова и Каекина, так как они финансами ООО «Заря» не распоряжались, правами принимать организационно-распределительные и административно-хозяйственные распоряжения не наделялись. Решение по строительству пристроя и монтажа систем безопасности принимал я лично. Отменить или игнорировать мои распоряжения Каекин и Наджафов не могли, — заключил обвиняемый.

«У нас просто не хватало рук, чтобы вывести всех из комплекса»

Следующим выступить хотел Наджафов, но не на русском языке, а на азербайджанском. Как и на предыдущих заседаниях, судья Феликс Сабитов разрешил выступить только на русском. В итоге Наджафов остался без последнего слова. Остальные подсудимые так же выразили сочувствие всем пострадавшим и отметили, что своей вины в пожаре и массовой гибели людей они не видят.

Итоговое решение вынесут в Московском райсуде 21 мая.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *