«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

Жительницу Казани сбил автобус
Жительницу Казани сбил автобус, но водителя, ехавшего на красный, не накажут.

Больше полугода тянется история со смертельным наездом казанского «краснобуса» на 18-летнюю Екатерину Титову — виолончелистку молодежного оркестра Татарстана. Её брат Александр опубликовал пост в социальных сетях с просьбой о помощи. 

«Ровно полгода назад, 2 ноября 2018 года, умерла моя сестренка. Её насмерть сбил летящий на красный автобус, когда она переходила пешеходный переход на свой зеленый сигнал светофора. Ей было 18 лет… За убийство Кати никто до сих пор не понес ответственность. Следствие с первых дней заняло странную позицию, предлагая нам, родственникам умершего человека, зачем-то договориться о встрече с водителем автобуса или его представителями. Мы, конечно, отказывались от этих странных и навязчивых предложений. Зачем встречаться? О чем, собственно, говорить?», — пишет брат погибшей девушки. 

«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

Месяц шло выяснение обстоятельств произошедшего. В итоге следователи приняли решение отказать в возбуждении уголовного дела. 

— Логика принятого решения была примерно следующая: «Вы идете на зеленый сигнал светофора. Вас убивает тот, кто летел на красный и «хотел проскочить» (цитата водителя из материалов дела. — Ред.). Вы виноваты, — рассказывает Александр.  

Тогда родные Екатерины обратились с жалобой в прокуратуру. Сотрудники надзорного ведомства изучили материалы дела и постановили вернуть его следователям, не согласившись с отказом в возбуждении уголовного дела. Началась очередная проверка. 

— Сейчас у следствия появилась вторая возможность ответить на вопросы. На какой сигнал светофора можно ходить пешеходам в Казани: на красный нельзя, на желтый нельзя, на зеленый теперь тоже нельзя? Можно ли пытаться «проскочить» водителям средств повышенной опасности на запрещающие сигналы светофора и наступает ли хоть какая-то ответственность, если эти действия повлекли смерть? — пишет Александр. 

«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

Как пояснил Титов в разговоре с журналистом KazanFirst, наезд, как следует из материалов дела, произошел в 17:35 на пешеходном переходе в районе Дома ученых (Бутлерова, 30. — Ред.). В «главной роли» — автобус маршрута №29, относящийся к ПАТП №4.

— Водитель, который ездит на рейсовом автобусе, как минимум знает принцип работы светофоров. Он видел мигающий зеленый, нажал педаль газа — ускорился, проехал первый пешеходный переход на красный сигнал светофора и сбил человека, переходившего на зеленый сигнал. Он не предпринимал попыток остановиться, наоборот. Хотя другие машины смогли остановиться. Если бы он хоть немного повернул руль в сторону, то избежал столкновения, — рассказывает брат погибшей. 

Со слов Титова, изначально отказ в возбуждении дела мотивировали тем, что Катя сама виновата в том, что ее сбил автобус, мол, не убедилась в безопасности перехода на зеленый сигнал светофора. Тем не менее прокуратура Казани все-таки возбудила уголовное дело по ст. 264 ч. 3 («Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Решение, подтверждающее намерение надзорного ведомства расследовать дело, есть в распоряжении редакции. 

«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

По мнению Александра, на видео с регистратора видно, что Катя, перед тем как переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, посмотрела налево, увидела красный сигнал для автобуса и пошла. Однако обнародовать запись пока невозможно. 

— Извинений со стороны водителя не было, но он пробовал договориться о встрече через разных людей. Мы отказывались, мы не были к этому готовы — ни мама, ни папа, да и непонятно, зачем с ним встречаться, — уточняет Титов и заявляет, что не желает кровной мести, главное — признание человека виновным и лишение прав.

Брат погибшей уверен, главное — не наказать человека, а изменить систему обустройства города с целью обеспечения безопасности человека или как минимум поставить на том перекрестке «лежачего полицейского».

«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

Как сообщил KazanFirst анонимный источник в правоохранительных органах, возбуждать уголовное дело не стали из-за отсутствия состава преступления. Техническая же экспертиза показала, что водитель не мог остановиться, поэтому и проехал перекресток. 

— Это законодательный казус, нонсенс. Никто не виноват. Согласно ПДД, водитель имел право так сделать, — заявляет собеседник. 

Со его слов, брат Екатерины, заявивший о машинах, которые смогли остановиться, ошибается — никаких других авто в потоке не было. 

Источник недоумевает, почему в ПДД прописаны только права водителей, и почему кто-то оставил лазейку, разрешающую ехать на мигающий сигнал. В этом случае, по мнению источника, необходимо прописать правила для пешеходов — убеждаться в безопасности перехода дороги не только на нерегулируемом перекрестке, но и на регулируемом. 

«В смерти пешехода на переходе никто не виноват, это казус законодательства»

— Изначально как прокуратура, так и Следственный комитет были согласны, что состава преступления нет. До суда такие вещи доходят редко, но дело завели из-за вновь открывшихся обстоятельств, — добавляет собеседник. 

Источник уверен, никто фальсифицировать дело не будет, оно само развалится, так как прыгнуть выше регламентирующих законов — УПК, УК и ПДД — невозможно.

Comment section

Добавить комментарий