Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Разбираемся
Разбираемся, почему веселый и неагрессивный ученик решился на отчаянный шаг.

Прозвенел звонок на третий урок первой смены, когда в класс, где начинался русский язык, вошел опоздавший ученик. Через несколько минут одна из девочек в этом кабинете сообщит родителям, что их захватил вооруженный одноклассник. В 10:54 те передали информацию на телефон 112.

«Сообщила, что одноклассник её дочери, вооруженный пистолетом и ножом, удерживает учеников в одном из кабинетов. На место происшествия незамедлительно выехала следственно-оперативная группа УМВД по Казани, экипажи ППС, начальник полиции МВД по РТ, замначальника полиции по оперативной работе МВД по РТ», — напишут в официальной сводке. 

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

В 11:40 вооруженного ученика — это был десятиклассник Искандер Х. — задержали. Никто не пострадал. Что же произошло в гимназии, которая считается элитной и входит в десятку лучших школ Казани, разбирался журналист KazanFirst.

Что произошло в классе 

Нам удалось поговорить с одним из одноклассников задержанного школьника, который сам был в классе в тот момент, когда это все произошло. 

— Искандер опоздал на урок, и учительница начала из-за этого истерику. Завела любимую пластинку о том, что «ЕГЭ не сдашь из-за прогулов». У нас постоянное давление учителей, за каждую тройку, пробел в теории следует огромная тирада, какие мы все ужасные, тупые, не сдадим ЕГЭ и пойдем кто телами торговать, кто дворы мести, — рассказал на условиях анонимности ученик.

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Те, кто знал Искандера, говорят, что обычно это был тихий, спокойный мальчик, с которым все общались. Но в этот раз его было не узнать. 

— Он достал пистолет и начал угрожать учителю. Все просто сидели, но потом на крики зашли еще две учительницы. Одна из них, видя ситуацию, начала отвлекать Искандера. Некоторые ученики смогли выбежать. Он держал половину нашего 10-го класса, не давая выйти. Да, это была самая настоящая истерика: давление, страх ЕГЭ — все в кучу. Он начал трясти пистолетом перед учителем и поставил её в угол, остальных двух зашедших тоже. Когда Искандер увидел, что половина класса выбежала, то взбесился и сел на учительское место, чтобы всех видеть. Но он не сильно сопротивлялся, отходить начал, понимать, что ли, что творит, — рассказывает очевидец. — Мы сидели так с 10:50 до 11:30 где-то. Искандер кричал, хотел, чтобы приехала полиция, нож он уже в последний момент достал. В 11:40 прибыли сотрудники полиции и повязали его. Вели в наручниках по всем коридорам. 

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Школа хранит молчание 

В 12:30 около школы многолюдно — журналисты, полицейские, представители Росгвардии и встревоженные родители, спешно забирающие детей. В этой толпе оказывается и начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов, который на вопросы журналистов не стал комментировать ситуацию и только сказал, что «учебный процесс нормально идет, все хорошо и никто не пострадал».

Журналисты пытаются хоть что-то узнать у школьников. Среди них находятся те, кто готов пообщаться со СМИ, но их тут же уводят под руки сотрудницы школы, которые заявляют, что «никто никого в заложники не брал и оружия не было». Они скрываются за дверями гимназии, куда прессу не пускают. Единичных журналистов, которые успели туда войти, выводят сотрудники органов, ничем это не объяснив. Обещают, что через минут 20-30 к журналистам подойдет директор школы, но этого так и не произошло. 

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Один из учащихся, стремительно проносящийся мимо, успевает рассказать, что в школе им посоветовали не общаться с прессой и сказали, что завтра уроки будут по расписанию, а на сегодня их отпустили по домам. 

Почему он это сделал?

Один из друзей Искандера рассказал KazanFirst, что он обычно был веселый и раньше никогда не проявлял агрессии. Хотя про то, что у Искандера есть пистолет, подросток знал два года назад, потом они перестали общаться. 

— Еще когда мы гуляли вместе, он уже имел пневматический пистолет, но дело не доходило до наставления на человека. Стрелял лишь по бутылкам, без агрессии, — рассказывает собеседник. 

— Нож в классе Искандер достал в последнюю очередь, — говорят очевидцы, но он его не применял, только вертел в руках. Принести и то и другое в школу не составляет никакого труда — «в роли охранников выступают пенсионеры».

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Одноклассник считает, что причина вспышки агрессии произошла из-за давления учителей. 

— Все крайне строго и доходит до абсурда. Многие учителя забывают, что их главная задача учить, а не унижать, — говорит он.

Другая версия — на этот шаг Искандера спровоцировала несчастная любовь — хотел покрасоваться перед девушкой, которая говорила, что он ни на что не способен. Позже отец опроверг эти данные. Его сын поступил так вовсе не из-за девушки, а из-за того, что с ним никто близко не общался, от чего у сына была низкая самооценка. Нападавший ждал, когда его придут задерживать полицейские, они с ним разберутся. 

Пока это все только версии. Идет следствие. Возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное лишение свободы». В рамках расследования уголовного дела будет дана правовая оценка действиям администрации школы, не обеспечившей безопасность в учебном учреждении. 

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина встретилась с подростком и заявила, что мальчик очень переживает из-за случившегося. Он признался, что никаких намерений причинить кому-либо вред у него не было. Со слов детского омбудсмена, говорить о мотивах, подтолкнувших его к такому отчаянному поступку, пока рано. 

— Безусловно, [будем] проверять все обстоятельства. Пока сложно сказать, что там произошло. Как таковой проверки школы [ранее] с нашей стороны не было, но мы посещали ее в прошлом году. Это одна из лучших школ в Казани, там и с охраной все в порядке должно было быть. Вопросов [к этой школе] не возникало, в наше поле зрения эта гимназия не попадала, — цитирует ТАСС детского омбудсмена РТ Гузель Удачину.

В соцсетях активности не проявлял 

Как это часто бывает в таких случаях, подростки перед совершением преступления пишут у себя на страницах в социальных сетях посты, которые затем интерпретируются как предупреждение какому-либо поступку. 

Как школьник пытался взять заложников в 7-й гимназии Казани: главное

Искандер никаких призывов не размещал. Серьезной активности на странице у парня нет. Он подписан на 13 сообществ. В их числе отсутствуют группы, которые указывали бы на связь пользователя с экстремистскими или террористическими группами, протестными движениями, а также молодежными движениями по типу «Колумбайн» или «Синий кит». 

В друзьях у Искандера было 24 человека. Все они школьники. Никто из них открыто не высказывал никаких радикальных взглядов. 

Молодые люди часто шутили в комментариях к тематическим постам. Подросток в этих обсуждениях пытался острить и демонстрировать юмор. Порой шутки были ниже пояса.

«У нас предполагается, что раз они посещают школу, значит, здоровые»

Оксана Макарова, завотделом детских медицинских психологов Республиканской клинической психиатрической больницы им. Бехтерева считает, что подросток принес в школу оружие, чтобы показать силу.

— Такие ситуации могут быть спровоцированы, когда чего-то не достиг, не получил, а очень высокая мотивация достижений или притязаний. Он мог таким образом сорваться. Один из вариантов — это может быть комплекс вседозволенности, если мальчик из обеспеченной семьи, другой — это может быть отчаяние или в каком он был ролевом статусе в этом классе, потому что не важно, класс богатых семей или нет, бывают и в таких классах дети последней социальной роли, явно не лидеры.

Насчет того, была ли у него больная психика, сложно судить. У нас в школах предполагается, что раз они посещают её, значит, здоровые. Я думаю, это было ситуационно. С другой стороны, ситуация может спровоцировать, но при этом не каждого человека. Возможно, имели место его изначальные особенности личности, которые могли вызвать такое поведение. Демонстративные действия, провокации подросткам характерны, если окружение снимало его в этот момент на видео. Он хотел прославиться, заявить о себе, проявиться, возможно, это было сделано в ответ на что-то, например, на ситуацию в группе, где его могли провоцировать, — «посмотрите, как вы меня довели и как я могу сделать». Показать себя, выделиться, проявиться и, возможно, оставить память о себе таким образом.

Comment section

Добавить комментарий