«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

Человек не знает
Человек не знает, что его ждет завтра. Потому нужна трансформация системы
образования.

Выставочный центр «Казань Экспо» заполняется финалистами VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» и II Национального чемпионата «Навыки мудрых». Участники готовятся к соревнованиям и размещаются на площадке, в то время как представители Оргкомитета обсуждают проблемы современной системы образования. Во время пленарного заседания «Professional update: образовательная экосистема для человека новой экономики» организаторы мирового чемпионата коснулись темы трудоустройства и компетентности молодых людей.

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

Обсуждение прошло в формате интерактивной игры. Участникам заседания показали знакомую многим молодым ситуацию на примере Ольги. В детстве девушка мечтала работать архитектором и строить умные дома, но родители настаивали на том, чтобы она работала бухгалтером. Отучившись на бухгалтера, Ольга устроилась на работу, но спустя время ее сократили, поскольку на смену людям пришел машинный труд. Что же делать в таком случае? Ситуацию Ольги участники заседания попытались рассмотреть с разных сторон.

Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства России по вопросам социальной политики, отмечает, что для государства развитие образования и компетенций, которые дают молодым людям, является ключевой задачей. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Безусловно, мы должны способствовать тому, чтобы в нашей большой стране развивалась трудовая мобильность и вы имели возможность получить образование и работу в другом городе. Возможно, приехав в другой регион и предъявив там свои компетенции, они окажутся востребованными. Возможно, лучше пройти переподготовку или получить дополнительное образование, которое сейчас предоставляют вузы. Наконец, любую компетенцию можно получить на WorldSkills, — предлагает варианты решения Голикова. 

Вице-премьер отмечает, что в 2019 году активизировалась проблема мобильности трудовых ресурсов Дальнего Востока. Государство сегодня содействует работодателю, если он нанимает людей из других регионов, и самим россиянам. Оно выдает так называемые подъемные средства в размере одного миллиона рублей, чтобы человек мог переехать на Дальний Восток, найти жилье и перевезти семью. За прошедшие три года этой программой воспользовались 1 748 молодых людей, которые теперь пытаются реализовать себя.

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Второе направление, о котором я не могу не сказать, — возможность получить информацию на сайте «Работа в России», который администрирует служба Роструда. За время существования к этому порталу обратилось 62 миллиона человек. Многие обрели новую профессию благодаря информации на сайте. Из статичного информационного ресурса, который мы делали в 2010 году, он превращается в интерактивный ресурс, который дает возможность пройти профподготовку. Возможности, которые у вас есть и должны быть, могут быть реализованы в нашей стране, — говорит Голикова. 

Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков отмечает, что сегодня человек способен выбрать разные специальности и направления для обучения в вузах. Сейчас ведомство обсуждает с директорами учебных заведений, каким образом должно меняться высшее образование, чтобы выпускник был конкурентоспособен на рынке труда достаточно долго. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Учеба, как и любое профессиональное занятие, требует ответственного к себе отношения. Если университет дает качественную образовательную программу — к чему мы стремимся, а студент хочет её освоить, то, так или иначе, он получает базовый уровень знаний, которого достаточно для того, чтобы ориентироваться на рынке труда, — говорит министр.

Котюков акцентирует, что одна из задач вузов — найти правильный подход обучения компетенциям. Сейчас различные национальные программы ориентированы на практику, чтобы человек мог не просто получать знания, но и применять их для решения различных задач. Это должно происходить параллельно с участием работодателя, чтобы выпускник мог построить карьеру, обучаясь в вузе.

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

Директор WorldSkills International Саймон Бартли  считает, что навязывание детям выбора определенной будущей профессии не приведет молодого человека на правильный путь. Так произошло и с Ольгой.

— Молодежная декларация четко показывает, что молодежь не удовлетворена решениями, которые мы принимаем. Она, естественно, принимает идеи родителей и преподавателей, но мир движется так быстро, что эти идеи устаревают. Довольно интересно, что вы упомянули Дальний Восток. Мне кажется, следующие поколения сами будут решать, куда им полететь, и будут уверены в себе. Мир — глобальный рынок. Проблема в том, что мы до сих пор используем старые модели образования. Мы утратили ответственность за идентификацию и овладение компетенциями, за то, что будет завтра. У нас нет уверенности в том, что нас обучат. Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего. Это и есть посыл WorldSkills. Будущее в наших руках, — заключил Бартли. 

Алексей Лихачев, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», отмечает, что желание перезагрузки и мысли о том, что ты делаешь что-то не так, приходят к нему каждые два-три года. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Из опыта огромного количества моих друзей могу сказать, что получить одно образование в 20 лет, другое — в 30, а в 50 заняться другим делом, опираясь на те знания, которые получили раньше, — вполне нормальная история, — говорит глава «Росатома». — У нас существует система подготовки кадров. Она вышла за пределы корпоративного контура. Я бы сказал, что сейчас важны не только технологические навыки и знания, но и умение учиться, набор неких ценностей. Для меня ценности и убеждения человека — это часть его компетенции с большой буквы. Это тот актив, который я смогу как генеральный директор потом привлекать к решению производственных задач, стратегических задач развития корпорации. 

Система подготовки кадров в «Росатоме» складывалась 10-15 лет. Со временем в организации сформировались две традиции. Во-первых, она традиционно выигрывает соревнования WorldSkills Hi-Tech. Во-вторых, компания регулярно берет на работу 600-700 молодых специалистов из почти 20 вузов нашей страны. За три-четыре года число медалистов достигло в среднем от 10 до 40%.  

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Это говорит о том, что нам нужно разное, но лучшее. Главное, что хотелось бы донести: чтобы из таких историй успеха, которые есть не только в «Росатоме», вырос действительно национальный стандарт подготовки технических специалистов, дающий базовые знания, возможность сопровождать это развитие независимо от того, где вы живете. Важно, чтобы система была человекоцентрированной, — отмечает Лихачев. 

Карл Петерс, председатель комиссии по образованию и обучению Международного института сварки, таких людей, как Ольга, с радостью бы принял на работу. У неё есть развитый набор межличностных навыков, она может быть командным игроком. Развить технические навыки проще, считает Петерс. Он готов любого научить сварке. Более того, он отмечает, что у девушек есть преимущество. Помимо того, что у них красивые глаза, они лучше мужчин следуют правилам. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Есть и другие группы людей, которые нуждаются в нашем внимании. В США выходит порядка 600 тысяч заключенных. Если они не будут работать, вновь окажутся в тюрьме. Более 200 тюрем реализуют программу по сварке. Есть и еще одна группа — инвалиды. К нам как-то приехали два больших автобуса с инвалидами. Им провели тур по цеху. Все варили и забирали с собой объекты сварки, — рассказывает председатель.

Петерс отмечает, что нужно смотреть на разные карьерные траектории. В отделах Международного института сварки работают много женщин. Такие люди, как Ольга, востребованы. Они делают их компанию прибыльной, говорит Петерс.

Заместитель министра просвещения России Ирина Потехина в ситуации Ольги видит проблему владения детей новым навыком — понимание того, что ты хочешь, умение выбирать и знать, как выбирать. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

В конце прошлого года в России стартовал проект «Билет в будущее», в рамках которого около 200 тысяч детей из 30 регионов прошли профориентационное тестирование. Его задача была не в том, чтобы подсказать ребенку, какую профессию выбрать, а в том, чтобы показать ему, что такая проблема, как выбор, существует. 

— Мы проанализировали результаты и увидели впечатляющие цифры. Почти 90% детей не понимают, чего они хотят, и не знают, где искать что-нибудь про профессию. Примерно 10% детей понимают, чего хотят, но не знают, как искать. Если первую категорию психологи называют «неосознанная некомпетентность», то вторая категория — «осознанная некомпетентность». Примерно 1,5% детей что-то выбрали и даже следуют в этом направлении. Задача современной системы образования — увеличивать не категорию, где 1,5% детей, потому что они еще могут поменять свой выбор, а увеличивать вторую категорию детей, которые понимают, чего хотят, но не знают, где искать, — говорит Потехина.

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

Замминистра считает, что у системы образования появился новый вызов — оказание помощи детям в ориентации в гигантском количестве информации.

— Им кажется, что если они умеют нажимать кнопки на телефоне, то уже умеют ориентироваться в информации. Это не так. Детям нужны педагоги-навигаторы, которые будут помогать двигаться. Поэтому вторая большая проблема, которая сейчас стоит перед системой образования, — научиться педагогам, а у нас их 1,5 миллиона человек, наукам навигации, — говорит Потехина. 

В завершение заседания Татьяна Голикова отметила, что получилась неожиданная, но поучительная и знаковая дискуссия на примере Ольги. Она считает, что, готовясь к 45-му чемпионату WorldSkills, Россия должна переосмыслить подходы к образованию, которые исторически сложились. Сейчас во время работы с ребенком на ранних стадиях нужно учить его обретать самостоятельность в принятии решений. 

«Мы должны сами становиться инвесторами своего будущего»

— Мы должны создать условия для того, чтобы человек смог подготовить себя к выбору. Все, что мы сейчас делаем, в том числе с помощью компетенций, которые нам дает возможность реализовывать WorldSkills, и модернизации нашей системы образования, — это важная работа, — акцентирует Голикова.

Деловая программа предусмотрена и в дни проведения WorldSkills-2019 в августе этого года. На пленарном заседании в рамках Национального чемпионата участники сделали наброски того, как нужно трансформировать систему образования. На мировом форуме им предстоит сделать следующий шаг.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *