«Молодежь не умеет разговаривать лицом к лицу и забывает, как правильно писать»

Профессор из США призвал педагогов соединять выдуманный мир с реальным.

В Набережночелнинском государственном педагогическом университете прошел форум учителей. В нём приняли участие и зарубежные специалисты: американский профессор, директор сети международных центров в России Роберт Дженски и доктор философских наук, преподаватель Азербайджанского технического университета  Айюб Севдим Оглы Керимов

Форум был посвящен обсуждению методик, которые помогают педагогам воплощать в жизнь постоянно меняющиеся российские федеральные образовательные стандарты. Тема специфическая, сугубо профессиональная. Но любой обыватель, внимательно слушая доклады, сделал бы для себя немало интересных открытий. Например, о том, почему наши учителя в школах именно такие, а не другие, и почему они стараются не допускать влияния «третьей силы» (родителей, общественных организаций, внешкольных психологов). Или о том, что не только школы, но и вся система образования, а вместе с ней и отечественная педагогическая наука находятся сейчас в очень сложном положении.

- Ключевой ориентир - указы президента России. Глава государства поставил две основные задачи: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение страны в 10 ведущих стран мира по качеству образования. Как мы будем мерить, вошли в десятку или нет? Определено, что будем ориентироваться на международные исследования качества образования, в которых сегодня Россия участвует, - сообщила Наталья Алтынникова, у которой шлейф званий и должностей. 

Она кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования и проректор Новосибирского государственного педагогического университета. Раскрывая пути к ключевым ориентирам, Алтынникова сказала, пожалуй, ключевую фразу:

- Без учителя мы никогда не войдем в эту десятку. 

А вот с системой подготовки педагогов в стране огромные проблемы. Это тоже следует из доклада ученой дамы из Новосибирска. Дело в том, что в России нет четкой модели оценки профессиональных качеств учителей.

- В ФГОС прописаны только общие компетенции, каждую мы можем очень-очень по-разному раскрывать. Нет более детального описания требований к предметной подготовке, методической, психолого-педагогической подготовке, других аспектов подготовки. Каждый вуз понимает это по-своему и формирует свои образовательные программы. В результате мы выпускаем учителей самого разного качества и уровня, - высказала мнение Алтынникова и добавила. - Профстандарт педагогов, который должен быть для нас высшим ориентиром, тоже все еще в проекте. Уже много лет в проекте. Сегодня мы обсуждаем новую версию профстандарта. И говорим о том, что там должны быть как минимум требования к предметной подготовке педагогов. Мы готовим учителей-предметников. Но при этом то, что должен знать учитель по предмету, нигде не прописано. Так же, как нигде не прописаны и требования к предметной подготовке школьников. 

Словом, говоря языком образов, наши учителя сидят в быстро несущемся поезде, но при этом даже не знают, как впереди проложены рельсы и проложены ли они там вообще. Поэтому и приходится быстро приспосабливаться к обстановке, постоянно менять методики. Тут не до «третьей силы». 

Но нам, далеким от премудростей учительского ремесла, в пессимизм впадать от всего этого не стоит. Есть в системе образования и позитивные перемены. И это тоже следует из доклада кандидата наук и члена-корреспондента Международной академии. Ни учителя, ни преподаватели педвузов, ни ученые больше не разделяют образование и воспитание. Они рассматриваются как неотъемлемая составляющая друг друга. А значит, и у «третьей силы» есть перспективы включиться в образование и воспитание вместе с учителями. Надо только действовать аккуратно, чтобы не навредить. 

- Нужна не отдельная работа с одаренными детьми и создание для них специальных школ и классов, а массовая работа со всеми детьми. Не одаренных детей вообще не бывает. Задача педагогов - выявить эту одаренность и создать условия, чтобы она у ребенка развивалась, - уверена Алтынникова. 

Это бальзам на душу очень многим родителям. И ученикам тоже. Ведь это значит, что учителя в школах через какое-то время перестанут делать ставку на успевающих школьников, отодвигая и забывая про «бесперспективных посредственностей. Правда, когда педагогов избавят от гонки за показателями успеваемости, Алтынникова не сказала. 

Из докладов других участников форума стало ясно, что спасет наше школьное образование при любой погоде. Это ставка на практику. В частности, академическое преподавание теории студентам Набережночелнинского педуниверситета уже сейчас сочетается с работой в школах. На это четко и твердо нацелены и коллектив университета, и исполком города. Жизнь заставляет так ориентироваться. 

- Появляется очень большая проблема. Количество учащихся в городе растет. Если сегодня за партами сидит 59 тысяч учащихся, то в 2024 году их будет 77 тысяч. Плюс к этому мы ежегодно вводим новую школу. В этом году открываем новую школу и плюс шесть детских садов. Примерно 400 новых работников будем принимать. Это не только педагогические работники. Кухонные, младшие воспитатели, другие специалисты. На 1 сентября 2019 года нам нужно 75 учителей начальных классов. Для нас это очень-очень большая цифра, - рассказал заместитель руководителя исполкома автограда и кандидат педагогических наук Рамиль Халимов

Городу (не только исполкому) нужно, чтобы выпускники НГПУ не уезжали в поисках лучшей доли, а устраивались на работу в челнинские школы, а еще необходимо, чтобы это были очень хорошие специалисты. Поэтому НГПУ внедряет практико-ориентированное обучение.

- С 1-го курса студенты будут устраиваться в школы и до 5-го курса проходить практику в конкретной школе. Школы, изучая наших студентов, будут видеть в них будущих учителей этих школ, - рассказала ректор челнинского педуниверситета Альфинур Галиакберова

- Без нашей поддержки (без поддержки исполкома. - Ред.) во время прохождения практики будущих учителей невозможно подготовить очень хорошего учителя. Есть договоренность. Мы по этому случаю специально собирались. После 25 мая будет собеседование с директорами образовательных учреждений, - рассказал Халимов.

Очень практично на форуме выступил Роберт Дженски. С помощью метафор и образов он пояснил, почему у него нет речи на форуме, где обсуждаются стандарты, и что он хотел сказать собравшимся. Как специалист по преподаванию английского языка мистер Дженски сообщил, что в этом языке 2 миллиона 700 тысяч слов и одних только фразовых глаголов 10 тысяч. 

- Это академический мир. В реальном мире всего 2 тысячи слов, если говорить о письменной и устной речи. Мы всего-то используем 299 различных глаголов, - сказал американец и развил свою мысль далее. - Вы, учителя, являетесь мостиком между выдуманным академическим миром и реальным. Удручающая статистика. В прошлом году было опрошено 144 работодателя. Задали один вопрос: вы действительно готовите обучающихся к трудовым функциям? 94 процента сказали «нет». Университетам задали тот же вопрос. 74 процента ответили «да». Учащихся готовят так, что для них нет окна в реальный мир. Мир быстро меняется из-за все новых технологий. Мы планируем, что машина сделает для нас то, что нам необходимо сделать. Но из-за компьютеров молодые люди уже не умеют разговаривать лицом к лицу. Забывают, как правильно писать. На передний план выходит машина. Говорят, что через пять лет не будет бухгалтерии. Люди, которые изучают финансы, не могут трудоустроиться, поэтому многие из них идут работать таксистами. Но уже изобретены автомобили, которые работают без водителей. Что тогда делать этим людям? - задал вопрос Дженски, а после выложил то, ради чего он все это говорил. - Посыл вам следующий. Раскройте окно, раздвиньте шторы, сфокусируйте внимание на стандартах, но держите во внимании не только сегодняшний день. Почаще задавайте себе вопрос: каким будет мир через несколько лет? Какие профессии будут необходимы? Какие знания, умения, навыки будут необходимы? И если вы сможете действительно все это осмыслить, то когда вы зададите обучающимся вопрос, что они делают в классе, они вам скажут: «Мы хотим получить хорошую работу». И вы сможете сказать: «Тогда садитесь, занимайте свои рабочие места, выключайте мобильные телефоны и слушайте внимательно». 

Согласитесь, сказано толково. Стоит прислушаться.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ли Си Цын
По китайски говорили?
0
0
Ответить

Курилов
@Ли Си Цын Да че за гон! у нас была нормальная система образования в Советском Союзе. Лучшая в мире! Но потом дeрьмoкраты начали чинить то что не сломано и сейчас имеем что имеем
0
0
Ответить

Алия
Не глава государства, а Президент, многоуважаемая Наталья Алтынникова. В ваши годы пора бы знать
1
0
Ответить

Николас
Американец сидит с таким видом, будто вообще не втыкает о чем речь)) Местные похоже перестарались
0
0
Ответить

Харя оторвалась
да школы в из нынешнем виде вообще не нужны. ничему не учат. дети по 10 лет штаны протирают. лучше бы учились автоделу, кузнечному ремеслу, гончарству и вообще рукам работать и создавать что-то новое
0
0
Ответить

Кристина
освободите учителей от груды никому не нужной бумажной работы и будут вам хорошие педагоги ,которые начнут заниматься непосредственно своей работой
0
0
Ответить

Карина
Сто лет назад 90% России читать и писать не умеет. нынче 90% умеют это делать. Так что прогресс на лицо я считаю
0
0
Ответить

Алыча
@Карина Карина не знаю че там на лицо, просто пересядь на лицо
0
0
Ответить

Нинел
Пусть этого амеркоса у себя в Пиндосии сушают! нам его ценности и геймудрости не нужны. Уже один раз развалили Велиую страну изнутри, похоже снова начали диверсии!
0
0
Ответить

Рома
@Нинел они их не прекращяли. Америка никогда другом нам не была
0
0
Ответить

Мда...
"Есть в системе образования и позитивные перемены". Почитал комментарии и убедился, их нет.
0
0
Ответить

Никита
@Мда... Вам не мешало бы еще головой подумать. Своей.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite