Site icon KazanFirst

Жители Татарстана жалуются на навязывание места покупки школьной формы

Родители недовольны
Родители недовольны, что за них решают, как выглядеть их детям.

В редакцию KazanFirst обратилась жительница Татарстана Марина Пупышева. Женщина столкнулась с проблемой, связанной с поступлением ребенка в первый класс.

— Ребенок — будущий первоклассник. Руководство школы самостоятельно выбрало форму, не согласовав с родителями. И теперь обязуют покупать её именно в магазине «Бросско». Якобы для того, чтобы фасоны и цвета у всех были одинаковыми, — рассказала мама первоклассника. 

К сообщению Пупышева приложила снимок, явно сделанный в актовом зале школы. На экране — пара адресов, перед сценой — манекены с вариантами одежды. Родителям будущего школьника подобное предложение пришлось не по вкусу — в названном магазине одежда в разы дороже, чем на рынках города, где вполне можно найти если не идентичную, то вполне схожую по фасону и цвету форму. Горожанка также усомнилась в законности подобного «навязывания».

Подобные жалобы поступают практически со всего Татарстана. С аналогичной «убедительной просьбой» покупать форму в четко определенном ателье обратилось к родителям учащихся руководство школы №47 в Советском районе Казани.

— Вводят новую форму и эмблему. Сказали, что покупать только в одном магазине, а эмблему заказать в школе. Они имеют на это право? — задается вопросом одна из родительниц.

О «странном совпадении» сообщила Лилия Дворецкая — в школе №82 столицы Татарстана прозвучало то же самое предложение.

— Сказали, что если заказ делать по указанным адресам, то эмблема школы бесплатно. Чей же родственник владеет данными точками, кому такое подспорье за такую дешевую форму? Перед кем директора прогибаются? Или они у нас законы совсем не знают? — недоумевает горожанка.

По словам родителей, цены на школьную форму весьма «кусачие» — в ателье сарафан для девочки может стоить более 2 тысяч рублей, тогда как аналоги сопоставимого (порой даже лучшего) качества можно приобрести за 600-900 рублей.

История сообщений в социальных сетях показывает, что проблеме не один год — с аналогичными жалобами татарстанцы обращались и в 2016-м, и в 2013-м.

— У нас тоже форма, ателье от школы так же есть. Но цены там не совпадают с качеством. Я купила детям просто темно-синий комплект, так детей моих замучили за год, что не по уставу школы одеты. Мы объездили все рынки. Такую форму сняли с производства, а синтетику покупать за такие деньги я не буду. Качество — ноль, — делится Светлана Хидирова.

Навязывание образовательным учреждением одного производителя — незаконно, разъясняют юристы. Для того, чтобы школу и магазин привлекли к ответственности, необходимо направить заявления в антимонопольную службу, заявив о нарушениях. Незаконна и продажа эмблем — это предпринимательская деятельность, которую школа вести не имеет права. Тут помочь может обращение в налоговую или прокуратуру.

В прошлом году скандал с формой коснулся школы №39 в Челнах. Родители учеников были недовольны тем, что их обязывали приобрести форму в ателье «Бросско». Возмущения вызвали фасон, цвета, стоимость комплектов в указанном магазине.


Наша справка

По данным ИА Seldon.Basis, ОО «ПК БРОССКО» — частная коммерческая малая организация, созданная в 2014 году в Челнах. Основной вид деятельности — производство прочей верхней одежды. Уставный капитал — 12,5 тыс. рублей. Генеральный директор — Дарья Семенова. Чистая прибыль по итогам 2017 года составила 3,88 млн рублей, выручка — 39,25 млн рублей.

Производственная компания также связана с двумя другими юридическими лицами (по крайней мере адрес регистрации у всех один и тот же) — «ТД БРОССКО» и ООО «БРОССКО». Директором и учредителем последних выступает Алла Семенова, обе действуют с 2011 года. Компании по итогам 2017 года получили 0 рублей и минус 9 тыс. рублей чистой прибыли соответственно.


В Управлении образования исполкома Челнов разъяснили, что школа вправе устанавливать требования к одежде учащихся. Подобные полномочия оговариваются в статье 38 закона «Об образовании».

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения», — говорится в документе.

Однако локальный нормативный акт, регламентирующий подобные нововведения, принимают только с учетом совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников образовательной организации. Другими словами, ввести единую форму школа может, но только в случае, если инициативу одобрят уполномоченные представители учащихся.

Горожан, правда, волнует не столько вопрос введения, сколько необходимость покупать одежду в четко определенных магазинах. Но никакого навязывания нет. Родители имеют право купить форму там, где им хочется, разъясняет директор швейной фабрики «Бросско» Алла Семенова. Указания от руководства образовательных учреждений если и есть, то носят рекомендательный характер — сегмент, в котором работает компания, довольно узкий, товар — сезонный, поэтому и советовать-то больно некого. Играет свою роль и активная работа со всеми школами, объясняет руководитель предприятия.

Незадолго до скандала в Челнах опубликовали «Соглашение о сотрудничестве» между какой-то из школ автограда и компанией «Бросско», датированное 2014 годом. В документе говорилось, что «введение в учебном заведении школьной формы единого образца призвано решать задачи, обусловленные причинами социально-психологического аспекта»: нивелировать социальные различия, дисциплинировать и организовать учеников, создать эстетику рабочего места, снизить уровень тревожности.

Швейная фабрика при этом обязуется представить на утверждение администрации учебного заведения несколько вариантов формы, проводить презентации моделей и до начала учебного года изготовить и организовать реализацию в оговоренном количестве. Школа же должна издать и довести до сведения учащихся приказ о введении единой школьной формы, провести разъяснительную работу, зачем она нужна, передать компании сведения о количестве учеников (мальчиков и девочек), а также довести до сведения учащихся и их родителей информацию о местах и времени реализации школьной формы.

Еще одна «интересность» отыскалась в «Особых условиях»: «Швейная фабрика оставляет за собой право обеспечить отдельных школьников учебного заведения на особых условиях», предоставив существенные скидки или форму на безвозмездной основе.

Действуют ли сейчас подобные соглашения — неизвестно. Но некоторые из указанных пунктов руководство школ Татарстана явно продолжает исполнять. При этом законность документа вызывает определенные сомнения. К примеру, модели формы по ФЗ должна утверждать не только администрация образовательного учреждения, да и передача информации о числе учащихся «пахнет» не очень хорошо. С другой стороны, школа берет на себя функции чисто разъяснительные — ничего криминального в этом нет. Только вот и не совсем ясно, какую пользу приносит самому учреждению подобное сотрудничество, что, само собой, вызывает у родителей Татарстана сомнения в прозрачности взаимоотношений и наводит на мысли о коррупционной составляющей.

Хотя подобные «упорные рекомендации» по поводу формы носят весьма масштабный характер, родителям переживать по этому поводу нечего, уверен юрист Азат Яппаров.

— Не знаю ни одного случая, чтобы ребенка выгнали из школы из-за формы. В любую школу зайдите — и девочки, и мальчики часто ходят в совсем разной одежде. Локальные акты образовательного учреждения регламентируют форму, ее фасон и цвет, но не заставляют совершать покупку в определенном магазине. Попросите у руководства школы эти нормативы по одежде и в соответствии с ними приобретите костюм — в том же ателье, на рынке, в магазине одежды, хоть сами сшейте, — говорит эксперт. 

В случае если представители образовательного учреждения каким-то образом пытаются воспрепятствовать учебе школьника в «неправильной форме», эксперт советует напомнить им о статье 28 того же ФЗ «Об образовании», который гласит, что «за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся» должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Exit mobile version