Site icon KazanFirst

«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Театры тюркских народов собрались в Казани
Театры тюркских народов собрались в Казани, чтобы показать свою самобытную
культуру.

В Казани проходит главный театральный фестиваль тюркских народов — «Науруз». В этом году его устраивают уже в четырнадцатый раз. Впервые фестиваль состоялся в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в Алма-Ате. После распада СССР он не проводился в течение пяти лет. Возрождение фестиваля случилось в 1998 году благодаря татарстанским инициаторам. С тех пор он «прописался» в Казани и стал проходить раз в четыре года, получив статус международного. С 2009-го «Науруз» проводят один раз в два года.  

— В республике проводится много фестивалей, но этот хочется отметить отдельно. Потому что он объединяет тюркские народы и их истории. Судя по масштабам, фестиваль активно растет. Мы свидетели того, что в прошлом году участниками мероприятия были 500 человек, в этом — 1 000. В чем же секрет? Все благодаря команде организаторов, — говорил в преддверии открытия фестиваля заместитель министра культуры Татарстана Дамир Натфуллин.

Что касается самих организаторов, то они называют резкое увеличение количества участников беспрецедентным. Хотя на недавних встречах камаловцев с журналистами заявлялось, что в этом году планируется принять примерно такое же число гостей, что и в прошлом, — 500 человек. Не испытывает ли театр неудобства от такого резкого увеличения гостей, спросили мы позднее у сотрудника театра.

— Нам придется нелегко, но мы постараемся провести все на высшем уровне. Такая несостыковка объясняется тем, что мы изначально определили участниками одно количество театров, а потом видели и другие хорошие работы и приглашали их к нам тоже. Теперь они украшают нашу афишу. Это все приятные хлопоты, — отвечают нам.

Что нового?

С традиционным вопросом о том, чего стоит ожидать от нынешнего фестиваля, обращаемся к главному режиссеру Камаловского театра и по совместительству художественному руководителю «Науруза» Фариду Бикчантаеву. Он рассказал о том, что делает этот фестиваль не похожим на предшествующие, но сразу оговорился, что пока рассказывать о каких-либо различиях трудно, ведь их будет видно лишь после показов спектаклей. Но как бы ни скромничал Бикчантаев, новенького на фестивале будет много.

— У нас есть новые участники — Узбекистан и Дагестан. Мы много лет добивались того, чтобы Узбекистан приехал к нам. Первый ход сделали сами — поехали к ним с гастролями. И, наконец, случилось — они приехали, — делится худрук.

Среди тех, кто на фестивале впервые, — театр из Румынии Nottara Theater и театр музыкальной комедии Худжанди из Таджикистана.

Впервые в истории «Науруза» пройдет шоукейс — для просмотра фестивальных спектаклей пригласят продюсеров из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии.

— Формат шоукейса очень важен для нас. Мы хотим, чтобы известные театральные продюсеры обратили внимание на спектакли театров тюркоязычных стран, — объясняет Бикчантаев.

Ново и интересно еще и официальное продолжение — его образовательная часть в формате первого международного фестиваля национальных студенческих спектаклей «Науруз School». Он запланирован на период с 10 по 15 июня. Это в первую очередь проект для студентов молодых национальных театров и студий, которых организаторы хотят поддержать.

В рамках фестиваля, помимо показа постановок, пройдут открытые уроки, мастер-классы по актерскому мастерству и пластике от выдающихся педагогов.  

— Было бы интересно, если бы педагог из Якутии провел мастер-класс для наших татарстанских студентов. Такой обмен опытом, посмотрим, кто и как занимается со студентами. Приедет и Григорий Заславский (ректор ГИТИСа. — Ред.), чтобы провести мастер-класс, — рассказал Бикчантаев.

Башкирский театр — ты главный гость

В последние несколько лет «Науруз» проходит под эгидой одной из активных в театральном искусстве республик или стран тюрков. И если в прошлом году фестиваль был посвящен Якутии, то в этом — Башкортостану. Всего в фестивале примут участие шесть театров из соседней республики: Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Салаватский башкирский театр, Башкирский государственный театр кукол, Уфимский татарский театр «Нур», Стерлитамакское театрально-концертное объединение, Национальный молодежный театр им. М. Карима.

— Очень хотелось бы, чтобы был сделан акцент на республику, именно на то, что происходит сейчас в театре Башкортостана. Тем более театру драмы им. М. Гафури исполняется 100 лет. Нам очень хотелось, чтобы они привезли как можно больше своих спектаклей, — говорит Бикчантаев.

Таким образом, из 30 спектаклей семь постановок будут представлять Башкортостан.

— Наш театр участвует в каждом «Наурузе». Приглашение на этот фестиваль мы получили ещё устно в начале октября прошлого года, когда руководители Камаловского театра приехали к нам в Уфу. Тогда же нам сказали, что этот «Науруз» будет посвящен башкирскому театру. Мы были очень обрадованы, — рассказывает исполняющий обязанности директора башкирского театра драмы  Гафури Иршат Файзуллин.

Всего же участниками фестиваля стали 28 театров из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России. 

«Зулейха открывает глаза» в особом прочтении

Директор театра Гафури говорит, что вопроса о том, что везти в Казань, не было. Конечно, «Зулейха открывает глаза». Эта работа удостоилась премии «Золотая маска». И вот уже второй год каждая постановка собирает аншлаги. Файзуллин заявляет, что спектакль стал успешным коммерческим проектом, повышенные цены на билеты везде, где его показывают, — тому объяснение. На московских гастролях стоимость билета на него достигала 10 тысяч рублей.

— Но цель показать спектакль десять раз подряд и заработать деньги мы не ставим. У нас есть и другие хорошие спектакли, возможно, не такие кассовые, как «Зулейха», — говорит и.о. директора.

В Казани особенно ждали этот спектакль все, кто не успел сходить на него в апреле, во время весенних гастролей театра. В зале ожидаемо — аншлаг. Судя по долгим громким аплодисментам, почти трехчасовую постановку режиссера Айрата Абушахманова зрители приняли с большим удовольствием.

Главную роль Зулейхи исполняет башкирская актриса Римма Кагарманова. В это трудно поверить, но к тому, чтобы блестяще воплотить образ на сцене сейчас, она прошла через полное непонимание и несогласие со своей героиней.

— Нельзя сказать, что я сразу влюбилась в эту работу. Сначала не понимала свою героиню совсем. «Ну поборись ты, ну сделай ты что-нибудь», — думала я. А потом поняла, что смирение — это очень высокое чувство. Зулейха научила меня принятию того, что тебе не поддается. Это не я её сделала, а она меня той актрисой, которая может играть её Величество Зулейху. Она научила меня жить с миром, принимать то, что дает жизнь. Если что-то не получается, нужно с чем-то смириться. В этих ужасных обстоятельствах она выжила только потому, что была слабой. Зулейха еще раз доказывает, что сила женщины в её слабости.

— Так уж вышло, что о романе Яхиной стали говорить везде и сразу. Как это сказывалось на вашем спектакле?

— Даже Нияз Игламов подходил и говорил, что спектакль и роман отличаются друг от друга. У нас постановка про человека, про жизнь. Для нас было важно показать то, как человек противостоит репрессиям.

— Как вы относитесь к критике своей героини?

— Интересно то, что все любят осуждать Зулейху, но никто не говорит о ней открыто. Впервые о ней заговорили на фестивале «Туганлык», но меня там не было. И на «Наурузе» почему-то этого нет. Критика-то есть всегда, мне не хватило обсуждения после показа. Работа над ошибками всегда интересна. Я много работаю над собой, понимаю, где что сделала не так, и исправляюсь.

«Большая радость — узнавать один театр в другом» 

— «Науруз» — это уникальное событие для всего мира. Я с завистью смотрю на вас, потому что вы узнаете свой язык в чужом языке и узнаете себя в чем-то другом. Мало кто может ощутить такое счастье. Эти фестивали, которые вы устраиваете, показывают, что нет только отдельного театра Камала или таджикского театра. Есть один большой. Это невероятно большая радость — узнавать один театр в другом. Мы можем узнать среди всех хорошие, плохие, странные, но в любом случае мы начинаем видеть что-то роднящее нас. Сегодня, особенно в Год театра, важно, чтобы вместо парадов танков создавались замечательные фестивали, как ваш. Потому что ваша доброта распространяется по всему миру, который сегодня чрезвычайно агрессивен.  Ваша лепта, которую вы вносите в ауру всей планеты с такой дружбой и теплотой, вам зачтется, — говорит гость фестиваля Юрий Альшац.

Тем временем фестиваль продолжается. До 8 июня у казанцев и гостей города ещё есть возможность сходить на один из представленных спектаклей от участников «Науруза». Более подробную информацию о наличии билетов и месте показов можно узнать на официальном сайте театра Камала.

Exit mobile version