«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Автор фото: vk.com/nauruz2019
Культура 09:02 / 3 июня
8
«Парады танков должны смениться фестивалями, подобными «Наурузу»

Театры тюркских народов собрались в Казани, чтобы показать свою самобытную культуру.

В Казани проходит главный театральный фестиваль тюркских народов - «Науруз». В этом году его устраивают уже в четырнадцатый раз. Впервые фестиваль состоялся в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в Алма-Ате. После распада СССР он не проводился в течение пяти лет. Возрождение фестиваля случилось в 1998 году благодаря татарстанским инициаторам. С тех пор он «прописался» в Казани и стал проходить раз в четыре года, получив статус международного. С 2009-го «Науруз» проводят один раз в два года.  

- В республике проводится много фестивалей, но этот хочется отметить отдельно. Потому что он объединяет тюркские народы и их истории. Судя по масштабам, фестиваль активно растет. Мы свидетели того, что в прошлом году участниками мероприятия были 500 человек, в этом - 1 000. В чем же секрет? Все благодаря команде организаторов, - говорил в преддверии открытия фестиваля заместитель министра культуры Татарстана Дамир Натфуллин.

Что касается самих организаторов, то они называют резкое увеличение количества участников беспрецедентным. Хотя на недавних встречах камаловцев с журналистами заявлялось, что в этом году планируется принять примерно такое же число гостей, что и в прошлом, - 500 человек. Не испытывает ли театр неудобства от такого резкого увеличения гостей, спросили мы позднее у сотрудника театра.

- Нам придется нелегко, но мы постараемся провести все на высшем уровне. Такая несостыковка объясняется тем, что мы изначально определили участниками одно количество театров, а потом видели и другие хорошие работы и приглашали их к нам тоже. Теперь они украшают нашу афишу. Это все приятные хлопоты, - отвечают нам.

Что нового?

С традиционным вопросом о том, чего стоит ожидать от нынешнего фестиваля, обращаемся к главному режиссеру Камаловского театра и по совместительству художественному руководителю «Науруза» Фариду Бикчантаеву. Он рассказал о том, что делает этот фестиваль не похожим на предшествующие, но сразу оговорился, что пока рассказывать о каких-либо различиях трудно, ведь их будет видно лишь после показов спектаклей. Но как бы ни скромничал Бикчантаев, новенького на фестивале будет много.

- У нас есть новые участники - Узбекистан и Дагестан. Мы много лет добивались того, чтобы Узбекистан приехал к нам. Первый ход сделали сами - поехали к ним с гастролями. И, наконец, случилось - они приехали, - делится худрук.

Среди тех, кто на фестивале впервые, - театр из Румынии Nottara Theater и театр музыкальной комедии Худжанди из Таджикистана.

Впервые в истории «Науруза» пройдет шоукейс - для просмотра фестивальных спектаклей пригласят продюсеров из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии.

- Формат шоукейса очень важен для нас. Мы хотим, чтобы известные театральные продюсеры обратили внимание на спектакли театров тюркоязычных стран, - объясняет Бикчантаев.

Ново и интересно еще и официальное продолжение - его образовательная часть в формате первого международного фестиваля национальных студенческих спектаклей «Науруз School». Он запланирован на период с 10 по 15 июня. Это в первую очередь проект для студентов молодых национальных театров и студий, которых организаторы хотят поддержать.

В рамках фестиваля, помимо показа постановок, пройдут открытые уроки, мастер-классы по актерскому мастерству и пластике от выдающихся педагогов.  

- Было бы интересно, если бы педагог из Якутии провел мастер-класс для наших татарстанских студентов. Такой обмен опытом, посмотрим, кто и как занимается со студентами. Приедет и Григорий Заславский (ректор ГИТИСа. - Ред.), чтобы провести мастер-класс, - рассказал Бикчантаев.

Башкирский театр - ты главный гость

В последние несколько лет «Науруз» проходит под эгидой одной из активных в театральном искусстве республик или стран тюрков. И если в прошлом году фестиваль был посвящен Якутии, то в этом - Башкортостану. Всего в фестивале примут участие шесть театров из соседней республики: Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури, Салаватский башкирский театр, Башкирский государственный театр кукол, Уфимский татарский театр «Нур», Стерлитамакское театрально-концертное объединение, Национальный молодежный театр им. М. Карима.

- Очень хотелось бы, чтобы был сделан акцент на республику, именно на то, что происходит сейчас в театре Башкортостана. Тем более театру драмы им. М. Гафури исполняется 100 лет. Нам очень хотелось, чтобы они привезли как можно больше своих спектаклей, - говорит Бикчантаев.

Таким образом, из 30 спектаклей семь постановок будут представлять Башкортостан.

- Наш театр участвует в каждом «Наурузе». Приглашение на этот фестиваль мы получили ещё устно в начале октября прошлого года, когда руководители Камаловского театра приехали к нам в Уфу. Тогда же нам сказали, что этот «Науруз» будет посвящен башкирскому театру. Мы были очень обрадованы, - рассказывает исполняющий обязанности директора башкирского театра драмы  Гафури Иршат Файзуллин.

Всего же участниками фестиваля стали 28 театров из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России. 

«Зулейха открывает глаза» в особом прочтении

Директор театра Гафури говорит, что вопроса о том, что везти в Казань, не было. Конечно, «Зулейха открывает глаза». Эта работа удостоилась премии «Золотая маска». И вот уже второй год каждая постановка собирает аншлаги. Файзуллин заявляет, что спектакль стал успешным коммерческим проектом, повышенные цены на билеты везде, где его показывают, - тому объяснение. На московских гастролях стоимость билета на него достигала 10 тысяч рублей.

- Но цель показать спектакль десять раз подряд и заработать деньги мы не ставим. У нас есть и другие хорошие спектакли, возможно, не такие кассовые, как «Зулейха», - говорит и.о. директора.

В Казани особенно ждали этот спектакль все, кто не успел сходить на него в апреле, во время весенних гастролей театра. В зале ожидаемо - аншлаг. Судя по долгим громким аплодисментам, почти трехчасовую постановку режиссера Айрата Абушахманова зрители приняли с большим удовольствием.

Главную роль Зулейхи исполняет башкирская актриса Римма Кагарманова. В это трудно поверить, но к тому, чтобы блестяще воплотить образ на сцене сейчас, она прошла через полное непонимание и несогласие со своей героиней.

- Нельзя сказать, что я сразу влюбилась в эту работу. Сначала не понимала свою героиню совсем. «Ну поборись ты, ну сделай ты что-нибудь», - думала я. А потом поняла, что смирение - это очень высокое чувство. Зулейха научила меня принятию того, что тебе не поддается. Это не я её сделала, а она меня той актрисой, которая может играть её Величество Зулейху. Она научила меня жить с миром, принимать то, что дает жизнь. Если что-то не получается, нужно с чем-то смириться. В этих ужасных обстоятельствах она выжила только потому, что была слабой. Зулейха еще раз доказывает, что сила женщины в её слабости.

- Так уж вышло, что о романе Яхиной стали говорить везде и сразу. Как это сказывалось на вашем спектакле?

- Даже Нияз Игламов подходил и говорил, что спектакль и роман отличаются друг от друга. У нас постановка про человека, про жизнь. Для нас было важно показать то, как человек противостоит репрессиям.

- Как вы относитесь к критике своей героини?

- Интересно то, что все любят осуждать Зулейху, но никто не говорит о ней открыто. Впервые о ней заговорили на фестивале «Туганлык», но меня там не было. И на «Наурузе» почему-то этого нет. Критика-то есть всегда, мне не хватило обсуждения после показа. Работа над ошибками всегда интересна. Я много работаю над собой, понимаю, где что сделала не так, и исправляюсь.

«Большая радость - узнавать один театр в другом» 

- «Науруз» - это уникальное событие для всего мира. Я с завистью смотрю на вас, потому что вы узнаете свой язык в чужом языке и узнаете себя в чем-то другом. Мало кто может ощутить такое счастье. Эти фестивали, которые вы устраиваете, показывают, что нет только отдельного театра Камала или таджикского театра. Есть один большой. Это невероятно большая радость - узнавать один театр в другом. Мы можем узнать среди всех хорошие, плохие, странные, но в любом случае мы начинаем видеть что-то роднящее нас. Сегодня, особенно в Год театра, важно, чтобы вместо парадов танков создавались замечательные фестивали, как ваш. Потому что ваша доброта распространяется по всему миру, который сегодня чрезвычайно агрессивен.  Ваша лепта, которую вы вносите в ауру всей планеты с такой дружбой и теплотой, вам зачтется, - говорит гость фестиваля Юрий Альшац.

Тем временем фестиваль продолжается. До 8 июня у казанцев и гостей города ещё есть возможность сходить на один из представленных спектаклей от участников «Науруза». Более подробную информацию о наличии билетов и месте показов можно узнать на официальном сайте театра Камала.

КОММЕНТАРИИ (16)
Динар
В Румынии есть тюрки? не знал
0
ОТВЕТИТЬ
Шабат
Насчет тюрок не знаю, но румыны считают себя потомками римлян
0
Дарвин
Предок человека - шимпанзе. А делить людей по религиям,это помогать власти править, развязывать войны и просто грабить нас.
0
Местный
Да уж все билет наверн распроданы у нас народ любит приезжие театры
0
ОТВЕТИТЬ
Ильсур
на зулейхе все помешались. средняя же книжеца а пиарят так будто тaтapcкий Достоевский в юбке. да она даже написана на русском
-2
ОТВЕТИТЬ
Исмаил Бей
Древний арийский языческий праздник Науруз почему-то празднуют тюрки, исповедующие мусульманство. Парадокс, да и только
0
ОТВЕТИТЬ
Басков
В некоторых мусульманских странах кстати говоря Науруз запрещен. по-моему саудиты и ещё какие-то арабы запретили
0
здоровый
Казань прямо в одну из театральных столиц превращается
0
ОТВЕТИТЬ
Знаток
В республиках средней азии очень сильные театры. хорошо, что их в Казань привозят
0
ОТВЕТИТЬ
Странно
Странно, что башкирский театр первым поставил "Зулейху", а не татapский
0
ОТВЕТИТЬ
За рулем
Хаматова в роли Зулейхи кажется более гармонично смотрится
0
ОТВЕТИТЬ
Старик
дружба народов культурная является залогом очень хорошего и долговечного союза. причем добровольного, а не принудительного, каким был сами знаете какой
0
ОТВЕТИТЬ
Внимательный
У актеров узбекского театра очень красочные и запоминающиеся костюмы)
0
ОТВЕТИТЬ
Вежливый
билетов крайне мало. быстро раскупают
0
ОТВЕТИТЬ
Театрал
Надеюсь, всякие мастер-классы не из разряда современных типа без сцены, без сценария, голые и тд?
0
ОТВЕТИТЬ
За ха
Раз со своими самолетами у нас ничего не получилось, будем теперь с бубнами танцевать. Экзотические мусульманские танцы.
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Хочется вот так гулять по парку и приобщаться к искусству»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 07:43 / 3 июня
13
«Хочется вот так гулять по парку и приобщаться к искусству»

В Казани выбрали победителя уникального проекта «Слова и музыка».

В этот вечер сквер имени Аксёнова можно было найти по звуку: лиричные мелодии, звонкий голос чтецов - все это было слышно за несколько десятков метров от места действа. Открыла вечер известная татарская певица Илюса Хузина, которая исполнила романс Эльмира Низамова на слова Равиля Файзуллина.

Проект «Слова и музыка» объединил людей разных возрастов, интересов и профессий. Здесь, среди чтецов, можно было встретить даже капитана внутренней службы ГУ МЧС России по РТ. И все эти люди сошлись в одном: в неподдельном интересе к возрождающемуся жанру мелодекламации. 

Мелодекламация - это чтение стихов или прозы, сопровождаемое музыкой. При этом поэт соблюдает ритмику мелодии, под которую идет чтение. Как самостоятельный жанр она зародилась в Европе в XVIII веке, а в России широкое распространение получила в конце XIX. 

- Несмотря на то, что участники не являлись профессионалами, мы оценивали их с профессиональной точки зрения - это говорит о высоком уровне их подготовки, - рассказывает один из членов жюри преподаватель КФУ, писатель и «немножечко блогер» Антон Боровиков.

Организаторы запустили рубрику «открытый микрофон», поэтому помимо тройки лидеров в перерыве между турами на сцене мог выступить любой желающий. Горожане читали стихи собственного сочинения в разных стилях (место нашлось даже для авангарда) и на разных языках.

- Я написал это стихотворение для своей девушки, когда мы ещё встречались. Теперь это моя жена, она тоже выступает на этой сцене, - рассказал свою историю один из выступающих, которого зовут Ильназ.

Финалисты же читали стихи на татарском и русском языках, а в конце их ждало испытание импровизацией. Тема конкурса - вечер. Именно об этом участники должны были придумать стихотворение. Надо признать, экспромт удался всем претендентам на победу. Финалисты показали высокий уровень владения словом, потому жюри было очень непросто выбрать победителя, но сделать это было нужно. 

В итоге места распределились следующим образом: первым стал Андрей Кондаков, второй - Камила Латыпова, тройку замкнула Юлия Рахманюк.

- Я уже 30 лет пишу стихи. А вообще я юрист, магистр психологии. Работал на государственной службе, руководил подразделением безопасности в частной организации, сейчас пока не работаю. Эмоции от победы невероятные, ещё даже не осознаю, что выиграл, - рассказал после объявления результатов Андрей.

Многие попали на фестиваль случайно, просто проходя мимо. Например, Оксана Исхакова пришла в сквер Аксенова на прогулку с детьми.

- Мы ничего не знали об этом фестивале, просто вечером вышли погулять, шли «на звук». У меня дети даже замерли от того, что происходило на сцене. Очень искренне, сильно читали, мне понравилось. Хочется, чтобы такого было больше. Хочется иметь возможность вот так вот гулять по парку и приобщаться к искусству, - делится впечатлениями слушательница. 

- Эмоции, конечно, переполняют. Я думаю, что наши встречи продолжатся и будут ещё более теплыми, более информативными, более душевными, - в свою очередь подвела итог конкурса член жюри заместитель генерального директора телеканала «Татарстан 24» Ирина Лебедева.

1/0

Как и в каком формате продолжится проект «Слова и музыка», дальше пока неизвестно. Но в том, что второго его сезона ждут, нет никаких сомнений. 

КОММЕНТАРИИ (16)
Игнатий
В зеленом платье ниче такая поэтесса. большое будущее её ждет
0
ОТВЕТИТЬ
Зритель
Игнатий, это не поэтесса, а телеведущая
0
Чеган
да там много симпотных было
0
Хep майор
вот мужикам заняться нечем. Ладно бабы с ума сходят, но мужики то пахать должны а не стишками балловаться
0
ОТВЕТИТЬ
Сирин
Ой ладно дети замерли. дети от всего замирают на то они и дети
0
ОТВЕТИТЬ
Ольга Степлер
Как самостоятельной жанр мелодекламация зародилась ещё в Древней Греции, автор не пори чушь
0
ОТВЕТИТЬ
Горожанка
Очень классное мероприятие почаще бы чего нить такого в Казани проводили
0
ОТВЕТИТЬ
Знающий
Народ нынче стихов не знает. а зря. поэзия память развивает и навык пуличных выступлений ну когда вслух читаешь
0
ОТВЕТИТЬ
Сигаретный дел мастер
А че фотограф специально фота л выступающих, когда у них глаза закрыты были???
0
ОТВЕТИТЬ
Марат
приобщаться к искусству не в парке нужжно. для этого музеи и театры существуют. в парке свежим воздухом дышать надо и к природе приобщаться
0
ОТВЕТИТЬ
Бутербродский
Нынче репэров поэтами величают. хотя они обычные рифмоплеты
0
ОТВЕТИТЬ
неПоэт
особо примечательно, что финал состоялся у кинотеатра "Мир", одного из памятников советской эпохи, когда мелодекламация и была популярна
0
ОТВЕТИТЬ
Спец широкого профиля
Магистр психологии звучит как из какого-нибудь властелина колец
0
ОТВЕТИТЬ
Внимательный
Победили в обратном порядке побед по турам))) Рахманюк победила в первом - стала третьей и так далее
0
ОТВЕТИТЬ
Зритель
Проект не без изъяна конечно, но все-таки хорош. Побольше бы таких, глядишь и жители Казани культурнее станут
0
ОТВЕТИТЬ
Ценитель
Скажу пафосно, но это один из совсем немногих казанских проектов, которые действительно ценны
0
ОТВЕТИТЬ
Показать ещё
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх