Site icon KazanFirst

Тупиковая ветка: почему Курбан Бердыев ушел из «Рубина»

Обозреватель KazanFirst резюмирует второе пришествие тренера в Казань.
Обозреватель KazanFirst резюмирует второе пришествие тренера в Казань.

«Надо сразу уходить, чтоб никто не привыкал», — пели мы на дискотеках на ранних курсах учебы. Эта строчка группы «Звери» про нынешнюю ситуацию с Курбаном Бердыевым. Второй шанс, одна река и прочие статусы из «ВКонтакте» смешны и обаятельны, но не в тот момент, когда на кону стоят миллиарды рублей. 

То, о чем говорили давным-давно, наконец-то подтвердилось. Я вижу высший символизм в том, что об уходе Бердыева объявили простой новостью на официальном сайте. Два сухих абзаца и один «мокрый» про благодарность. После первых слухов об уходе тренер начал торговаться, но в итоге руководство решило пойти другим путем, признав Бердыева тупиковой веткой. 

Лично у меня не было сомнений в том, что специалист покинет Казань. Это стало понятно сразу же после его речи на открытой тренировке. А последние сомнения развеялись, когда клуб объявил, что оба предсезонных сбора пройдут в Казани. Какое бы финансовое состояние ни было у «Рубина», Бердыев никогда бы не позволил себе готовиться к сезону в Соцгороде, когда за забором гуляют мамы с колясками. Это просто не в его природе. Он всегда прячет команду. Видимо, теперь кросс игроки будут бегать по маршруту Ленинградская-Копылова-Максимова? Оптимизация — это правильно, но экономить нужно не на этом.

Игра

Говоря об отставке, в сообщениях СМИ в первую очередь всплывают абзацы про деньги. Оклад тренера — самый высокий в лиге (3 миллиона евро в год, или 18 миллионов рублей в месяц), по мне, так вторичен. Эту дикую зарплату можно было бы терпеть, будь у «Рубина» внятная игра. В случае яркой игры торг был бы уместен, но… Трусливость, апатия, безнадега, стыд — эти чувства я испытывал, когда сидел на трибуне. Пустые кресла «Казань Арены» — ответ именно на это, а не на гигантский оклад тренера. Всего один раз за сезон команда выиграла с преимуществом больше, чем в один мяч! На фоне подвигов «Арсенала» и «Оренбурга», бросавших болельщикам сочные кости, это смотрится позорно. Да даже «Крылья Советов», оставшиеся в элите только благодаря стыковым матчам, давали концерты. Зрители идут за эмоциями, но на «Казань Арене» их никогда не было.

Бердыев за два сезона не смог построить ничего, хотя все ресурсы для этого у него были. Финансовый фэйр-плей и концовка нынешнего сезона с ребятами из школы здесь вторичны. Когда тренер возвращался в Казань, то в его распоряжении были Сонг, Жонатас, Рочина, Бауэр и Лестьенн, не говоря уже о других легионерах. Был и добротный российский блок — Рыжиков, Набиуллин, Оздоев и звезда завтрашнего дня Ахметов. Эти игроки были на контратаках, но тренеру потребовались другие — Джанаев, Кудряшов, Гранат, Могилевец, что тоже сработало в пользу бухгалтерии и отчетности перед УЕФА. Он не хотел перестраиваться, искать, пробовать, а просто решил сработать по старым лекалам.

Офис

Естественно, все это на фоне непонятных отношений в офисе. Переход на другую форму собственности так и остался для всех загадкой. Боссы «Газпрома» и «Лукойла» регулярно говорят на публике о «Зените» и «Спартаке» — для них это часть пиара и имиджа. Болельщики тратят деньги — они вправе знать о жизни клуба по максимуму. В «ТАИФе» же заняли непонятную глухую оборону. 

На каждом углу заявлялось о частной форме собственности клуба, но при этом официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова говорит, что они не подтверждают отставку тренера. О каком частном клубе может идти речь в таком случае?

Отношения Курбана Бердыева и Рустема Сайманова — это отдельная история. Похоже, что разлад в тандеме произошел уже давно, когда босс понял, что 3 миллиона евро за этот футбол — слишком. Бердыев публично заговорил о готовности пойти на понижение, когда все вокруг уже полыхало ярким пламенем. Ни один адекватный топ-менеджер, к коим Сайманов себя причисляет, не должен покупаться на такие манипуляции. 

И опять-таки у Бердыева нет армии болельщиков за спиной, готовых поднять руководство на вилы. Он даже не подошел к трибуне после матча с «Анжи», хотя прекрасно понимал, что эта игра может стать последней домашней.

Руины

Бердыев оставляет клуб в руинах. Можно было бы поделить ответственность, но Сайманов остается. Ему вытягивать «Рубин» из этого ужаса. По факту за полтора месяца до возобновления сезона у Казани нет тренера, игроков и вектора. В футболе не бывает мелочей и чудес. За такой срок собрать боеспособную команду практически нереально. Но болельщики не поймут этого. Они приходят на стадион и хотят видеть игру. В современном футболе никто не даст переходный период. Это профессиональная команда с миллиардным бюджетом на одном из лучших стадионов страны. Тут надо сразу все показывать и доказывать. Нужна стратегия, нужны деньги (много), нужен тренер, под которого пойдут игроки, полная смена имиджа, люди с готовыми идеями. Нет смысла гордиться тем, что у нас играют футболисты с Кировского района, — это вынужденная мера, а не стратегия.

Думаю, что ближайшее время телефон Рустема Сайманова не будет выключаться, а батарейка будет садиться через три часа работы. Он произведёт гигантское количество звонков и встреч. На пороге офиса нет очереди из наставников. Брать условного тренера «из пула», один за другим всплывающих сразу, когда какая-то команда говорит об отставке своего наставника, — путь в ад. После Грасии и Бердыева «Рубин» уже не имеет права на ошибку. Иначе билет в ФНЛ.  

Exit mobile version