«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

Обсуждаем
Обсуждаем, кто такие современные художники и чего им не хватает.

По мнению большинства, современные художники — это группа людей, далекая от общества, сидящая перед мольбертами и зарабатывающая на жизнь картинами. Но это далеко не так.

Современный художник — это не только тот, кто привык держать правильно кисть и прошел множество курсов, школ и уроков по рисованию, но и тот, кто создает и приносит в нашу жизнь что-то новое и интересное: новые скульптуры, фотографии, картины, одежду, фильмы короткого метра и всё то, что способно нас вдохновлять.

Разобраться в вопросе «Кто же такие современные художники?» нам помогли деятели искусства, преподаватели, ну и, конечно, сами «творцы».

Нашего первого героя зовут Архип Знаков. Он выделяется среди других своим необычным взглядом на мир и нестандартной внешностью. — Современное искусство — то, что происходит прямо сейчас. Оно рядом с нами, а не где-то под землей, в руинах. Оно в мыслях, моменте, во взаимодействии импульсов, окружающих всех нас прямо здесь и сейчас. В интернете, на улице, — считает Архип.

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

Татуировки — лишь часть творчества молодого художника. Он развивается в совершенно разных направлениях — от современной живописи до дизайна одежды.  

— Время от времени пишу холсты крупного формата, расписываю стены (интерьер/экстерьер), также делаю кастомные модели одежды для себя и под заказ. Очень люблю живопись аэрозолью, — рассказывает собеседник. 

Себя Архип считает самоучкой, хотя он и посещал художественную школу. Бросил на последнем годе обучения. Говорит, что образование там слишком «рамочное». Оно дает базу, но не учит мыслить творчески, не раскрывает горизонты.

Впрочем, и у педагогов есть определенные претензии к современным детям: работать стали медленнее, читают меньше, построение композиции дается им труднее.   

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

— С другой стороны, у них есть интернет, где они могут что-то подсмотреть и в кратком содержании что-то вытянуть, — говорит директор детской художественной школы №4 Лада Выборнова. — Мы работаем и со взрослыми, и с детьми, в чем-то со взрослыми работать легче, потому что они всё пропускают через себя, всё делают осознанно, в отличие от молодого поколения. Дети новее, лишних вопросов не задают, делают всё на интуиции, на вере.

— Вдохновением может на самом деле стать что угодно: от природных явлений до взаимоотношений между людьми, — продолжает Архип. — Так как в последнее время моё творчество становится все более абстрактным и психоделичным, вдохновением может послужить практически что угодно: от секундного, пробирающего до мурашек звука, объятия с любимой, какого-либо яркого события до простого пятна на потолке в парадной.

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

При этом он спокойно относится к тому, что на его творчество люди реагируют негативно. Он объясняет это тем, что в сегодняшнем мире происходит сумасшедшая борьба за право называться самым важным, правильным. Поэтому чем сильнее ты отличаешься от массы (или показываешь, что отличаешься), тем больше её давление на тебя. 

— Жаль, что многие не осознают, что де факто нет ничего плохого/хорошего/правильного. Есть только ситуация и твоё отношение к ней. Если тебя задевает прохожий своим внешним видом, то проблемы в тебе, комплексы и непринятие себя, нелюбовь. Мы рефлексируем на то, что есть в нас самих. Сами подумайте, когда вы счастливы, довольны собой и на подъеме настроения, то плевать на все невзгоды и мелкие «фи», — высказывает точку зрения собеседник. 

Говоря о проблемах современных художников, Архип Знаков во главу угла ставит вполне себе бытовые причины: отсутствие денег, жилья, депрессия, непонимание окружающих.  

— Всё сейчас как на ладони. Если раньше можно было быть крутым, будучи просто самым мощным инфлюенсером в городе, то сейчас какой-то чувак из Кореи делает крышесносный арт, а ты в своей Караганде уже шлак, — добавляет художник. 

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

Продолжая разговор о проблемах авторов, Ксения Баталова, студентка 2-го курса направления «Искусство костюма и текстиля», основной для себя видит дороговизну материала. 

— Для реализации своей идеи иногда просто не хватает средств. Очень часто клиенты недооценивают труд художников и совсем мало платят за работу, которая просто не окупается. Еще одна проблема в том, что многие не считают работу художника стоящей профессией, — рассуждает Ксения.

По мнению собеседницы, чтобы стать хорошим художником, быть просто творческой личностью недостаточно. Нужно много работать и набивать руку.

Еще одна студентка — продюсер казанских проектов «Небесная» (режиссер Вера Гончарова) и «Падай» (режиссер Рудольф Хайнуров) Влада Крылова рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются творческие личности, привязанные к киноплощадке.

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

— В первую очередь большой проблемой является отсутствие хорошего сценариста. Потому что всё кино исходит от первоначальной задумки, выполненной на бумаге. А если нет хорошего сценария, значит, фильм будет плохой. Вторая проблема — финансирование. В последнее время стали выдавать больше грантов и субсидий на реализацию проектов, что несомненно радует. Но суммы пока небольшие, я надеюсь, что в будущем они будут куда больше, — отмечает Влада.  

Молодые и амбициозные люди стремятся только вперед. Желание и материал есть, были бы только деньги на реализацию всех задумок. Проявление себя, своей смелости и решительности — главные черты молодого успешного художника. Но что на это ответит поколение, имеющее опыт за плечами?

— Современные художники — это творцы-трудяги, которые в сложных условиях пытаются доносить прекрасное обществу, которое еще не готово воспринять это прекрасное. Некоторые настолько оригинальны, что понимание приходит только через какое-то время, что вот оно, новаторство, — считает и. о. председателя Союза художников Татарстана Альберт Шиабиев.  

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

Главное, что сегодня необходимо художнику, — мастерская. Чтобы содержать помещение, нужны деньги, а их не хватает. Шиабиев говорит, что эту проблему помогает решать министерство культуры Татарстана.  

Лада Выборнова уверена, что понятие свободный художник вообще ушло. Если ты семи пядей во лбу, это ещё не значит, что все получится. Можно просто оказаться в нужное время в нужном месте, тебя заметят, распиарят и станут покупать, но таких единицы. 

— Народ не покупает искусство, пока он голодный. Потому что сначала любой человек обеспечивает себе существование. И только когда у него появляются излишки, он будет думать о культуре, — считает директор художественной школы.  

Далеко не все художники доходят до выставок и галерей. Многие остаются незамеченными или же работают только на свою небольшую, но преданную аудиторию. Слава Зайцев занимается выставочной деятельностью уже три года. Картины из самых неожиданных материалов привлекают посетителей и позволяют выставке расширяться.

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

— Выставка необычна тем, что ее организовал сам художник, она постоянная и заявляется мастерской. Что создается во время выставки, обновляется и дает ей дальнейшую жизнь. На выставке представлены работы, в которых используются различные материалы, к примеру, из металла. Тем самым я хочу показать, что промышленность делает наш мир, с одной стороны, ярче и проще, а с другой — скуднее и убивает окружающую среду, — рассказал Слава Зайцев.  

Говоря о сложностях современного искусства, художник выделил несколько проблем:

— Во-первых, отсутствие инфраструктуры. Молодому художнику сложно куда-либо сунуться. Во-вторых, нас, художников, никто не обучает какой-то организации самостоятельного продвижения. То есть по факту мы продвигаем себя сами, потому что нет какого-то организованного арт-рынка или арт-дилера, — замечает собеседник. 

«Народ не покупает искусство, пока он голодный»

Пока есть художники с их безграничным потенциалом, который не загоняют в рамки, искусство будет процветать, а творческим лабораториям и выставочным площадкам нужно лишь немного помочь в развитии современных авторов.


Автор материала: София Зенченко


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *