Верховный суд Татарстана огласил приговор по делу казанских нацистов. Четырех казанцев — Руслана Архипова, Романа Халилова, Аделя Аскарова и Ростислава Малахова признали виновными в совершении ряда преступлений против человека, порче имущества и пропаганде нацистских ценностей. Главным же преступлением, совершенным Архиповым и Халиловым, стало убийство темнокожего студента из Республики Чад Махджуба Тиджани Хассана.
Заключительное заседание по этому резонансному процессу началось в 10 утра. Для оглашения приговора суд выбрал более вместительный зал, поскольку на заслушивание вердикта, помимо многочисленных журналистов, пришли родители и друзья подсудимых. На соседнем с ними ряду расположились трое друзей Махджуба.
На зачитывание всех эпизодов, фигурирующих в деле, и озвучивание непосредственно самого приговора у судьи Айрата Ибатуллина ушло порядка двух часов.
Не ответят за пять эпизодов
Первым, на чем остановился председательствующий, стал эпизод в отношении потерпевшего Калыгина, совершенный Архиповым и неустановленным лицом в декабре 2016 года. Тогда в районе улицы Ямашева они с помощью телескопической дубинки и кастета нанесли мужчине, внешне похожему на выходца с Кавказа, множество ударов по голове. Пострадавший получил легкий вред здоровью. Из-за того, что данное преступление относится к категории «небольшой тяжести», а также из-за истечения срока давности Архипов подлежит освобождению от наказания.
Халилов в данном случае был оправдан по причине ошибочной квалификации деяний и все тому же истечению срока давности.
По нападению Халилова и неустановленного лица с молотками в руках на выходца из Азербайджана Мамадова, квалифицированному гособвинением как покушение на убийство, подсудимый виновен только в том, что записывал видео нападения с целью дальнейшего его размещения — пропаганды нацистских ценностей.
В случае с нападением на афганца Сабирова, совершенным Архиповым и Халиловым с газовым баллончиком 23 декабря 2016 года, оба освобождены от ответственности из-за истечения срока давности.
Еще один эпизод, по которому решение не вынесено, — нападение на афганца Халимзая. Ему обвиняемые сначала прыснули в лицо перцовым баллончиком, а потом сломали нос. Причина все та же — истечение срока давности совершения преступления.
Последний эпизод, за который никто не ответит, — поджог машины «Мерседес» с киргизскими номерами. Несмотря на причинение значительного материального ущерба (порядка 300 000 рублей), срок давности и тут истек.
Получат по всей строгости
Нападение на гражданина Таджикистана Мусоева, совершенное 5 февраля 2017 года в подземном переходе на Сафиуллина, квалифицируется как покушение на убийство группой лиц по мотивам межнациональной вражды. Судья напомнил, что Архипов и Халилов хотели убить потерпевшего, нанеся ему множество ударов молотком по голове и шилом в различные части тела. Подумав, что жертва нападения скончалась, подсудимые похитили у него 3 000 рублей и скрылись. Мусоев не умер только благодаря своевременной помощи врачей.
Очередное преступление, за которое ответят Архипов и Халилов, — нападение на Мирсаидова. Вооружившись ножом и молотком, они со спины напали на мужчину и нанесли 14 ударов ножом в спину, а потом сбежали с места преступления. К счастью, и в этом случае очевидцы вовремя вызвали медиков, которые оказали помощь потерпевшему и не дали скончаться.
Ибатуллин заявил, что у Аскарова, Халилова и неустановленного лица был преступный умысел в съемке нападений, чтобы в дальнейшем разместить на площадках тематических форумов ради пропаганды неонацистских ценностей. За это им придется ответить.
Убийство иностранного студента
В середине февраля 2017 года Архипов и Халилов по предварительному сговору решили совершить убийство «не белого» студента Махджуба Тиджани Хассана, который приехал в Казань из Республики Чад.
В качестве орудия преступления обвиняемые вновь использовали молоток и нож. Они подкараулили молодого человека на улице Аделя Кутуя. Нападение совершили со спины. Травмы, которые получил студент, оказались несовместимы с жизнью.
Отдельно Ибатуллин остановился на ранениях: проломили голову, что привело к обильному кровоизлиянию, множественные проникающие раны в области грудной клетки с последующим повреждением легкого, удары ножом в живот, поясницу, сквозные ранения в печени и диафрагме. Судья заявил, что подобные действия квалифицируются как убийство, совершенное группой лиц на почве межнациональной вражды. Председательствующий также напомнил, что присяжные единогласно признали Халилова и Архипова в совершении убийства не заслуживающими снисхождения.
За пропаганду и вербовку тоже ответят
Несмотря на все доводы защитника Ростислава Малахова Инны Барлевой, ее клиент ответит за размещение нацистских картинок в социальной сети. Причем делал он это, отбывая срок за схожее преступление. Из-за публичного характера деяний ему грозит новое наказание.
За схожее преступление — публичные призывы — в «места не столь отдаленные» отправится Адель Аскаров, который занимался прямой вербовкой в ряды казанских националистов.
Обоих суд присяжных признал достойными снисхождения, что подразумевает наказание в виде не более чем двух третей от максимального срока.
Более полувека на всех
В итоге Ибатуллин заявил, что за решетку отправятся все четверо, но Халилов, Архипов и Малахов — в колонии строгого режима, а Аскаров — общего. Причина назначения Малахову колонии строгого режима — рецидив, а точнее совершение схожего преступления во время отбывания наказания по похожей статье.
После того как родственники и друзья услышали, что в ближайшие несколько лет не увидят своих «мальчиков», многие девушки перестали скрывать свои эмоции и начали плакать. Оглашение сроков лишь усиливало плачь.
Роман Халилов отправится в колонию строгого режима на 24,5 года, с наложением запрета на работу с детьми в течение 5,5 лет, а также ограничением свободы на полтора года с запретом выезда и изменения места жительства.
Руслан Архипов проведет 24 года в колонии строгого режима, с запретом после этого еще два с половиной года работать с детьми и ограничением свободы на полтора года, а также с запретом выезда и изменения места жительства.
Ростислав Малахов отправится в колонию строгого режима на три года, а также не сможет работать с детьми в течение двух лет.
Адель Аскаров будет отбывать наказание в виде лишения свободы сроком четыре года в колонии общего режима, ограничения свободы полгода, а после — запрет на работу с детьми на аналогичный срок — полгода. На Аскарова в зале суда были надеты наручники.
Ибатуллин дочитал приговор, приставы попросили покинуть зал суда. Однако одна из девушек, вытерев слезы, сиганула в сторону Аскарова, чтобы попытаться его обнять. Сделать ей это не дали. Сразу после этого к ней подбежала другая девушка и обняла.
— Не нарушайте порядок в зале суда. Всем оставаться на своих местах, — заявил судебный пристав.
— Скажешь ребятам, что я в «десятом». Чтоб он связался со мной, — выкрикнул один из осужденных.
— Хоть одно доказательство есть, что мой сын виновен? Кто-нибудь из потерпевших в глаза что-нибудь сказать может? — кричала мать одного из подсудимых уже в коридоре суда.
В разговоре с журналистом KazanFirst гособвинитель Сергей Якунин заявил, что приговор — это точное попадание в срок, который он просил.
— Я был бы удовлетворен, если бы этих преступлений не совершалось в Татарстане, — ответил Якунин на вопрос, доволен ли он решением, которое было вынесено.
Адвокаты осужденных решением суда недовольны. Они планируют обжаловать вынесенный вердикт.
Comment section