«Техническое творчество - это про креативность»

На фестивале Rukami показали, как энтузиасты меняют мир вокруг нас.

На выходные столица Татарстана стала центром притяжения технологических энтузиастов, мейкеров и технарей. На площадке Казанской ярмарки стартовал фестиваль идей и технологий Rukami. Столица Татарстана стала четвёртой региональной площадкой, где проводят это мероприятие. До этого были Челябинск, Тула и Нижний Новгород, а всего в списке 10 городов. 

Лучшие работы участников представят на Московском фестивале, который пройдет 24-25 августа на ВДНХ.  

- Мы благодарны за то, что Казань была выбрана одной из площадок. Мы любим техническое творчество. Для его развития у нас есть все условия. Большое количество учебных заведений этого профиля, предприятий этого профиля, где ребята могут в дальнейшем продолжить своё творчество, встав за станки, сев за компьютеры, поднимать в воздух самолёты, вертолеты, производить компрессоры, холодильные машины, строить объекты на базах шасси, камазах. Мы недавно видели кванториумы, которые приспособили под передвижные пункты для того, чтобы дети во всех городах могли заниматься этим творчеством, - отметил министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов.

Директор центра поддержки проектов по развитию технологических сообществ Фонда Национальной технологической инициативы, руководитель проекта Rukami Наталья Смелкова говорит, что проект направлен на привлечение внимания молодежи к технологическому творчеству, мейкерству, созданию собственных проектов в кружках.

- Несмотря на утро, площадка уже почти заполнена. Я вас понимаю, хочется попробовать что-то делать руками. На самом деле это основа нашей концепции. Нам важно, чтобы с каждым объектом фестиваля вы могли взаимодействовать: нажать на кнопку, что-то покрутить, достроить, чему-то научиться. Нам хочется, чтобы вы, даже если еще вчера не знали, что такое техническое творчество, вовлекаясь в этот проект сегодня, записались на кружок завтра. В Казани таких много. Подходите, пробуйте и общайтесь со всеми, - обратилась к гостям фестиваля Смелкова.

На площадке представлены технологические и мейкерские проекты участников, проводятся мастер-классы, воркшопы и зрелищные показательные шоу по направлениям: Умный город, Автономные транспортные системы, Беспилотные авиационные системы, Интеллектуальные робототехнические системы, Начально-техническое моделирование, Аэрокосмические системы, Большие данные и машинное обучение.

Rukami проходит по так называемым двум трекам. Первый - «Дети для детей». Он включает в себя игровые квесты, интерактивные площадки, мастер-классы и конкурсы от ребят от 14 лет до 21 года, которые уже занимаются техническим творчеством. Второй - «Педагоги для детей». В рамках этого трека для всех зрителей и гостей проводятся мастер-классы и воркшопы от действующих мейкеров, изобретателей Татарстана.

У фестиваля есть и совсем юные изобретатели, которые вовсе не стеснялись рассказывать гостям о своих проектах. Георгию Чучалову 9 лет. Он придумал и разработал проект под названием «Робо-Азбука». В некоем процессе игры дети изучают русский и английский алфавит, цифры, цвета, развивают мелкую моторику, абстрактное и образное мышление, а также логику и память.

- В набор входит 20 карточек, 7 роботов, дополнительные элементы и инструкция. На карточках написаны буквы. Из роботов можно сложить практически любую букву, а потом и слова. Это помогает изучать иностранные языки. С такими фигурками мы занимались на уроке английского языка, дети занимались в детском саду, - говорит мальчик. - Методику помогала разрабатывать мама и мой руководитель по робототехнике Мария Львовна. У нас это дополнительный предмет. Я ею занимаюсь два года, и мне нравится. Всех роботов для игры делал сам из пластика 3D-ручкой. На одного робота уходит два дня или где-то четыре часа. Фигурки получались как-то в процессе. Если у меня вдохновение, то руки сами рисуют.

Поскольку сегодня в нашу жизнь активно внедряются «умные технологии», мы обратили внимание на проект «Умный сад». Юлия Манина, биотехнолог лаборатории агроэлектроники центра молодежного-инновационного творчества «Авиатор», отмечает, что команда проекта занимается разработкой гидропоновых систем для домашнего использования и сети фермеров.

- Эта технология полностью автоматизирована и предназначена для домашнего использования. Вы может поставить ее на кухне, в зале, подключить к водоснабжению. Она все делает сама: добавляет воду, контролирует состав питания, регулирует ph. Все отражается на экране. С помощью приложения можно подкорректировать настройки. А так система полностью автоматизирована. Вам нужно лишь посадить семечко в горшочек и потом уже собрать урожай, - объясняет Манина.

После открытия фестиваля участники посетили деловую программу, на которой спикеры обсудили предложения для развития технического образования, какими компетенциями должен обладать мейкер или технолог, как популяризовать кружковое движение.

Наталья Смелкова отмечает, что сегодня есть большая проблема в том, что техническое творчество не популярно.

- Мало детей знают, что такое техническое творчество и что вообще есть технологические кружки, хотя их много. Родители выбирают привычное направление для своих детей: дзюдо, музыкалка, фигурное катание, в лучшем случае - робототехника. Многие думают, что если, например, забыли про авиамоделирование 20 лет назад, то так ничего и не происходит, а про биоинформатику вообще не слышали. Стало понятно, что не хватает популяризации, - высказывает мнение руководитель фестиваля.

Тогда Смелкова решила создать Rukami и проводить его именно на уличных площадках, в парках, где люди, просто гуляя с детьми, могут узнать для себя что-то новое. Руководитель проекта поставила для себя цель - реализовать следующий блок под названием «Обмен практиками», если на Rukami придет большой поток детей и он станет востребованным.

«Обмен практиками» направлен на работу с организаторами кружков. Блок научит их правильно подбирать бизнес-модели, ориентироваться в сфере маркетинга и предпринимательства, поможет им в создании разнообразных качественных площадок, способных привить интерес к технологиям у детей и молодежи.

- Блок состоит из онлайн-курса. Осенью мы его запустим, а сейчас проходит съемка со спикерами. Помимо онлайн-курса у нас будут воркшопы. Казань мы также рассматриваем одной из площадок, на которой их можно проводить. Это будут открытые программы по регистрации, где какой-то одной теме мы будем посвящать один-два дня работы, - поделилась Смелкова.

Дмитрия Иванова, генерального директора казанского Дома занимательной науки и техники, зацепила фраза Смелковой про популяризацию. Он согласен, что это большая проблема, и считает, что важным является работа с интерактивными центрами.

- Дети идут на преподавателя кружка в первую очередь. Им важен человек, который хочет передать им знания, - говорит Иванов. - У преподавателя должна быть достойная зарплата, чтобы он мог сосредоточиться на главных задачах, а не на финансах. На кружках ты не можешь жить.

Затем спикеры перешли к обсуждению компетенций технологического лидера. Михаил Юриков, директор центра казанского молодежного инновационного творчества «Авиатор», считает, что он должен обладать бизнес-навыками. С детьми в этом плане работать сложнее, поэтому Юриков предпочитает молодых людей, у которых есть опыт взаимодействия с родителями и которые могут встать в позицию лидера.

Смелкова считает, что до предпринимательства в России есть проблемы на уровне мейкерства. Зачастую хорошие проекты отечественная молодежь просто не может продать из-за плохой «упаковки», поэтому проигрывает Западу.

- Мейкер помимо технологических навыков сочетает в себе дизайнерские компетенеции, гуманитарные, потому что нужно рефлексировать над тем, что ты создаешь. Если говорить про компетенции технологического лидера, то мы должны говорить, скорее, про тех, кого хотим вырастить. Техническое творчество - это про креативность. Мейкерство развивает эту креативность, - говорит руководитель Rukami.

В свою очередь Ранис Идрисов, директор Республиканского центра внешкольной работы, рассказывает, что сегодня много людей критикуют систему образования, но не могут ничего предложить взамен, много проектов существует, но они развиваются лишь до определенных моделей, а дальше застой. Эксперт считает, что нужно развивать неформальное образование, а в ситуации с разработкой проектов находить баланс между экономической и образовательной составляющей, а не «вечером деньги, а утром стульчики».

Дмитрий Иванов также в завершение добавил, что сегодня нужно вкладывать деньги в профориентацию, но её нужно проводить не на последних классах школы, а на ранних стадиях, где ребенку предоставляются возможности попробовать себя в разных сферах и найти что-то интересное для себя.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Киа
Рабочим профессиям нужны достойные зарплаты
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite