Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

Минобрнауки обещает обеспечить всех местами в детсадах к 2022 году.
Минобрнауки обещает обеспечить всех местами в детсадах к 2022 году.

Работники сферы образования начинают подводить итоги 2018/2019 учебного года. Основные результаты и планы на будущий год традиционно обсудят на августовском совещании. А пока проводят секции, на которых обсуждают актуальные вопросы. На первой говорили о доступности дошкольного образования. 

Перед каждым поколением, с одной стороны, стоят одни и те же задачи и способы их решения. С другой — каждый временной отрезок в истории технологически совершеннее другого и ему нужно соответствовать. Рафис Бурганов, министр образования и науки Татарстана, отмечает, что важнейшие принципы как в дошкольном, так и в общем образовании — это качество и доступность. 

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

— Для дошколки более значимое понятие — это доступность. Нужно, чтобы места были рядом с домом, чтобы их было достаточно. По сравнению с прошлым годом могу сказать, что у нас на шесть тысяч еще увеличится количество мест в детских садах. В этом году мы должны завершить строительство 29 садиков только по нацпроекту. Что касается качества обучения. Мы сейчас прошлись по мастер-классам. Конечно, приятно видеть, что коллеги каждый год совершенствуют формы, методики преподавания, чтобы наши современные дети уже с использованием гаджетов могли быстрее усваивать материал, — говорит министр.

Бурганов отмечает, что нехватку кадров в чистом виде никто не ощущает, потому что всех детей, которые идут в школу, — обучают, которые идут в детский сад — воспитывают. В вузах и ссузах нет проблем с предметниками. Другой вопрос — качество преподавания, поэтому здесь важно совершенствоваться. Как сказал глава республиканского ведомства, из топового списка России ушло восемь специальностей. Смена профессий происходит быстро, и он надеется, что мировой чемпионат WorldSkills поднимет у молодежи интерес к рабочим профессиям. 

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

— Мы говорим о том, чтобы качество образования соответствовало времени. Наверное, проблемы будут всегда. Если у нас детский садик или школа находится на расстоянии, которое не устраивает нас с вами, — вот это уже проблема. Когда мы не достигаем того индикатора, который мы себе ставим — я, например, хочу, чтобы все у нас были отличниками, — в образовании всегда будет проблема. Мне хочется, чтобы наши выпускники вузов сразу были готовы к производству. Это проблемы, которые нужно решать с учетом времени, ситуации. А так проблемы в чистом виде решены, потому что ребенка от рождения до выпуска, до рабочего места мы ведем, — говорит Бурганов.

Для казанского образования ключевой задачей является создание условий для комфортного развития детей. В городе образовательные услуги предоставляют 324 детских сада, 188 школ, 48 учреждений дополнительного образования, в которых воспитываются и обучаются более 200 тысяч детей. В учреждениях города трудятся 16 тысяч педагогов, в том числе 6,5 тысячи воспитателей детских садов. 

— В условиях высокой рождаемости, появления новых микрорайонов и отдельных жилых комплексов в городе наблюдается постоянная потребность в условиях дошкольного образования. С 2009 года количество детей в детских садах увеличилось на 26 тысяч человек. В этой связи за 10 лет в Казани построено 86 детских садов, 11 — открываются в этом году. В рамках нацпроекта «Демография» до 2021 года запланировано строительство еще 20 детских садов, — говорит Ильдар Хидиятов, начальник Управления образования Казани.

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

Чиновник отметил, что в столице Татарстана развивается вариативное дошкольное образование: группы кратковременного пребывания, семейные группы, дошкольное отделение при школах, а также система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не стоит на месте дошкольное образование республики в целом. В этом году министерство образования и науки республики приступило к реализации нацпроектов, которые определяют ориентиры развития всех отраслей экономики до 2024 года, в том числе и образования. Для дошкольного важным стал нацпроект «Демография», основной целью которого является повышение рождаемости детей.

— К сожалению, в нашей республике, как и во многих других субъектах России, наблюдается отрицательная динамика данного показателя. С 2015 года он снизился на 18%. Национальным проектом «Демография» предусматривается комплекс мер, направленных на содействие занятости женщин, имеющих детей, в том числе в возрасте до трех лет, — добавляет Ильсур Хадиуллин, первый заместитель министра образования и науки Татарстана. 

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

Для многих семей возможность устройства ребенка в детский сад по достижении 1,5-2 лет и выход мамы на работу влияют на решение о рождении второго и последующих детей. Для этого в дошкольных учреждениях и создают все больше и больше мест в ясельных группах. 

— Программа строительства детских садов реализуется за счет средств федеральной субсидии и республиканского бюджета. На строительство новых детских садов в 2018-2019 годах выделено более 5 млрд рублей, в том числе 994 млн рублей из федерального бюджета, более 4 млрд — из бюджета республики. Отмечу, что вклад республики огромен, учитывая, что необходимый уровень софинансирования федеральной субсидии составляет всего 720 млн рублей, — акцентировал внимание Хадиуллин.

Все детские сады по нацпроекту «Демография» будут иметь ясельные группы на первых этажах. На сегодняшний день два учреждения на 140 мест уже введены в эксплуатацию в Арске и в Тукаевском районе. До конца 2019 года сдадут ещё 27 новых детских садов: 10 строятся в Казани, шесть в Набережных Челнах, по два — в Альметьевске и Нижнекамске, по одному — в Елабуге, Азнакаево, Мензелинске, Пестречинском, Лаишевском, Кайбицком, Нурлатском районах. 

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

Если говорить о будущем, то и в ближайшие несколько лет Татарстану гарантировано финансирование для строительства детсадов. Заключены соответствующие соглашения о предоставлении федеральной субсидии: более 1 млрд 200 млн рублей в 2020 году и около 1,5 млрд рублей в 2021-м. В целом реализация программы позволит дополнительно обеспечить местами в ДОУ около 15 тысяч детей.

К 2022 году Минобрнауки РТ поставило цель — достижение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей 1,5-3 лет. На 2019 год в региональном проекте утвержден показатель 67,5%. На начало года наиболее низкий показатель доступности наблюдается в городах: около 21% в Казани, чуть более 31% в Набережных Челнах. От 35 до 49% — в Пестречинском, Высокогорском и Лаишевском районах.

— Задача каждого муниципалитета — максимально заполнить детские сады, соответственно, уменьшить актуальную очередность. Совершенно неприемлемы ситуации, когда в детских садах имеются свободные места при наличии актуальной очереди, — заявил Хадиуллин. 

Бурганов: В дошкольном образовании важны качество и доступность

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики сегодня становится создание полилингвальных образовательных комплексов. До 2022 года запустят шесть подобных учреждений, в каждом из которых обучение будут вести на трех языках — татарском, русском и английском. Первый из них — «Адымнар — путь к знаниям и согласию» — в Казани планируют ввести в 2020 году.  

— Важно, что сегодня в дошкольном образовательном пространстве республики, в том числе и среди базовых детских садов, есть учреждения, имеющие опыт обучения детей языкам с погружением в речевую среду. Так, детский сад №34 в Челнах около 10 лет участвует в городском проекте «Open city — Открытый город». В группах работают воспитатели, которые в течение дня общаются с детьми на английском языке, — говорит замминистра.

В заключение Хадиуллин отметил, что одним из основных принципов госстандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Поэтому перед ДОУ стоят серьезные задачи, в первую очередь, по внедрению современных развивающих образовательных технологий и методик. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: