В Казани в эти дни проходит международный форум, посвященный 750-летию Золотой Орды. В столицу республики съехались популярные авторы и историки, чтобы обсудить вопросы исследования средневекового тюркского государства. А это 95 докладов ученых, археологов, религиоведов, нумизматов и других специалистов узкого профиля.
Одним из организаторов форума выступил Институт истории имени Марджани и его структурное подразделение — Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств.
Открывал заседание глава Института истории Рафаэль Хакимов. Помимо традиционных для ученых-татароведов тем, он затронул исторический момент, когда в августе 1944 года ЦК ВКП(б) по поручению Иосифа Сталина принял постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации».
Этим документом осуждалось изучение истории Золотой Орды, народный эпос «Идегей» объявлялся «ханским» и антирусским. По этому постановлению была произведена кадровая работа с людьми, изучающими историю и литературу татарского народа. От специалистов потребовали изменить подход к преподаванию, тех же, кто отстаивал принципы, уволили. В ходе реализации постановления были переписаны все учебники, где просто удалялись любые упоминания о Золотой Орде.
И вот интерес к истории тюркского государства в Татарстане вновь пробудился в конце 80-х годов прошлого века. Работа по изучению нарративов, археологических и письменных источников идет без цензуры на протяжении более 35 лет. Закономерно, что обществу пора перед учеными ставить новый вопрос: каким образом популяризировать историю Золотой Орды и как преодолеть её негативный образ, распространяемый в современной российской массовой культуре?
Ряд ученых не уверены в целесообразности популяризации этой страницы, другие считают это невозможным из-за ограниченного круга письменных источников.
— Мы только-только стали открывать для себя страницы истории Золотой Орды. У нас сегодня есть совсем другое понимание того времени, чем было 30-40 лет назад. Если писать книгу, например, для детей, то сможем ли мы поведать о таком страшном событии в Золотой Орде, как Черная чума, охватившая в XIV веке почти всё государство? — вопрошает историк, татарин американского происхождения Юлай Шамильоглу.
Он рассказывает, что сейчас как раз пишет новую книгу, где для оценки средневекового государства хочет применить междисциплинарный подход — разобраться с географией и природно-климатическими условиями ордынцев, в их кочевом и оседлом образе жизни, в ордынской интерпретации исламской культуры, в экономике и торговле зерном Золотой Орды с итальянскими колониями в Черном море, с династической историей и процессами в племенной структуре государства и в связи распада Ордынского государства с чумой.
Автор исторических книг и профессор, завкафедрой теории и истории права и государства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Роман Почекаев считает, что запрет на Золотую Орду в СССР в 1944 году больше носил рекомендательный характер и не был столь жестким. По его мнению, ученые всё равно ухищрялись писать о средневековом государстве татар, правда, в контексте истории Русского государства и отказывали ему в самодостаточности. В то же время профессор видит в стремлении сегодня популяризировать историю Золотой Орды и негативные моменты.
— Не следует увлекаться популяризацией истории Золотой Орды, за счет дешевых эффектов расширять аудиторию, подчеркивать самобытность именно Золотой Орды как вещи в себе. Золотая Орда интересна как государство, лежавшее на пересечении торговых путей. Она впитывала в себя элементы всех тех государств, цивилизаций и регионов, с которыми она общалась и взаимодействовала. И в этом была миссия Золотой Орды. Интересны мультикультурность, мультинациональность, мультиконфессиональность этого государства. Очень мало изучаются связи Золотой Орды с Европой, с восточными государствами, с мусульманскими странами и связи с Китаем, — говорит историк.
Собеседник также объясняет, почему объективный фильм о Золотой Орде без негативных стереотипов в России не скоро снимут.
— Сегодня про Золотую Орду снимают те фильмы, которые хотят увидеть. Ученые, конечно, могут сказать, как именно надо показывать Золотую Орду. Но услышат ли их? Одно дело, подать историю развлекательно, а развлекательно — это значит угодить ожиданиям аудитории. А если ученые начнут на широкую аудиторию вещать, что Золотая Орда была передовым средневековым государством, то такой продукт никто смотреть не станет, никто не будет воспринимать то, что переворачивает устоявшиеся представления. Отсюда мы и видим соответствующего содержания современные фильмы и сериалы о Золотой Орде, в которых представляют это государство как дикое, кочевое, необузданное, со странными и маргинальными ордынцами, приезжающими на Русь, — считает Почекаев.
Чаще всего то, о чем говорят ученые, — это скучно. Если историки рассказывают интересно, то это, как правило, реверанс перед широкой и неподготовленной аудиторией. Но в этом случае авторы ударяются в популяризацию и в угоду этому искажают факты.
— К сожалению, негативный стереотип по Золотой Орде сохраняется. Пока, независимо от научных разработок, в общественном мнении всё-таки есть восприятие ордынского периода как черной полосы в русской истории. Да, были негативные моменты в Средние века. В последние годы благодаря работе казанских историков и подобных международных форумов всё более и более крепнет убеждение, что Золотая Орда — это очень яркое историческое явление для познания истории человечества, — рассуждает руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Трепавлов.
По его словам, причина неоцененности значимости Золотой Орды для народов Евразии кроется в малом количестве документов и письменных источников того времени.
Историк опровергает распространенный в общественном сознании тезис, что негативные проявления, связанные с централизацией власти в России, исходят непосредственно от Золотой Орды.
— Пассивность населения, всевластие бюрократии, централизацию власти в России приписывать наследию государства, которого уже не существует несколько столетий, неправильно. Да, определенная роль Золотой Орды в установлении российского самодержавия есть, но в истории существовали гораздо более деспотичные государства, которые смогли выйти на демократический путь развития. Да, Золотая Орда сыграла свою роль, но не она виновата, что у нас сегодня нет полноценной демократии, — резюмирует ученый.
На форум в Казани приехали несколько историков из Казахстана, где так же отмечается на государственном уровне 750-летие образования Золотой Орды.
— Запрет на изучение был не только в Татарстане, но и в Казахстане. Причем в наших республиках процессы были параллельные. Ваших историков и наших казахских прессовали одинаково жестко. У нас 1944 год — это начало очернения образа Золотой Орды. У вас в Татарстане в этом году стали преследовать историков за эпос «Идегей», например, Наки Исанбета. У нас же в Казахстане за тот же эпос «Идегей» преследовали историка Алькея Маргулана. Он написал книгу «Идегей» в 1944 году, но её тогда и сегодня нигде нельзя найти. Говорят, что КГБ полностью изъял это издание из оборота, потому что оно мешало интернационализации в Советском Союзе. Упоминание этой книги у других авторов есть, критика содержания её есть. А самой книги нет, — рассказывает эксперт института Мировой экономики и политики при фонде первого президента в Нур-Султане Жаксылык Сабитов.
Он вспоминает, что в советское время насаждали позицию, что от ордынского ига страдали и русские, и волжские булгары, и казахские кипчаки. Но на самом деле это не совсем так. Сегодня в Казахстане исправляют распространенный миф, что Золотая Орда — это негатив для истории Евразии.
— Чтобы преодолеть негативный образ Золотой Орды, нужно как можно чаще проводить международные форумы, издавать учебные пособия, как можно больше научно-популярных книг, — говорит заведующий Центра изучения татарской диаспоры ИТЭР АН РТ Булат Хамидуллин.
В то же время собеседник отмечает, что для популяризации нужны и другие форматы и виды контента — мультфильмы, короткие видео в соцсетях, на YouTube. Тяжеловесные научные книги не популярны даже в среде так называемых знатоков истории Золотой Орды. Но к написанию популярной книги нужно подключать профессиональных литераторов, потому что сами историки не смогут выпустить читаемое издание.
Comment section