«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Автор фото: KazanFirst
Наука 13:57 / 5 июля
6
«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Национальная самобытность в республике сменяется объединением народов.

Участники Конгресса антропологов и этнологов России обсудили тему религиозных и межконфессиональных отношений. У каждого региона, страны есть собственный опыт сохранения мира между народами, но при этом существуют болевые точки, которые мешают это делать. Вот на них во время дискуссии ученые и заострили внимание.    

Татарстан размышляет над идеей объединения народов 

В то время как одни долго и беспрестанно обсуждают мысль о создании некой национальной идеи, объединяющей все народности, другие уже почти придумали её. Казанский социолог Аида Нуртдинова  (доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ. - Ред.) давно наблюдает за возрождением интереса людей к традициям. Причем она отмечает, что русские интересуются татарской культурой, а татары - русской. 

- Происходит некоторое сращивание этнических традиций татар и русских. Стираются четкие грани, что это исключительно татарское, а это русское, - рассказывает Нуртдинова.  

Теперь считающиеся когда-то чисто этническими праздники вроде Пасхи или Сабантуя воспринимаются людьми как общенародные. 

- Мы проводили анализ медийного дискурса Сабантуя. Большая часть относится к нему исключительно как к татарскому национальному празднику. Другая - как к некоему народному празднику, который отмечают разные этнические группы. На наш взгляд, вопрос в дискуссии ведется относительно того, какая может быть национальная идея, которая могла бы каким-то образом объединить людей, - делится результатами работы социолог. 

Нуртдинова уверена, что изучаемые ею этнические праздники, которые переходят в статус общенародных, могли бы быть включены в национальную идею, которая так и не дает покоя современникам.  

Новые религиозные движения опасны 

Судя по речи следующего докладчика из Кыргызстана Байболота Абытова (доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ. - Ред.), в республике ближнего зарубежья о общенациональной идее пока не задумываются. Тут проблемы несколько другие. Ученых очень волнует религиозный вопрос. А именно то, что в Кыргызстане за первые 15 лет суверенитета после распада СССР резко возросло количество неофициальных религий. 

- До 1990 года в Кыргызстане существовало всего лишь две традиционные конфессии: суннитский ислам и православное христианство. Среди официально зарегистрированных были еще "Свидетели Иеговы" и католики. Остальные - строго запрещены. А в постсоветское время активизировались те движения, о которых мы даже не догадывались. К 2005 году их стало более 60, - приводит точные данные профессор.

Вместе с тем в республике стали строиться новые молельные дома, храмы, старообрядческие церкви и даже женский монастырь. 

- Это же так чуждо для нас, - добавляет ученый.

Самый волнующий момент для Абытова во всем этом - все богослужения происходят на кыргызском языке. 

- Они переводят всю свою литературу на наш язык, ходят по нашим аилам, иногда встречаются их миссионеры. В Бишкеке десятки молельных домов, в которых обряды проходят на кыргызском языке. Это, конечно, беспокоит нашу республику, - рассказывает Абытов. 

К 2015 году, по данным государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызстана, было 2 475 религиозных организаций, а на сегодняшний день их более 3 тысяч, сообщает исследователь. Из них 2 881 придерживается исламского направления, 313 - протестантского, 20 - лютеранского, пятидесятников - 56, аметистов - 50, "Свидетелей Иеговы" - 36. Кроме того, появились еще десятки нетрадиционных конфессий внутри официально признанных. Большинство из них включены в список запрещенных. 

- Все это говорит о том, что, желая или не желая того, Кыргызская Республика стала государством нетрадиционных конфессий. Просим власть обратить внимание на этот вопрос, - заключил доктор наук. 

Существует скрытое противостояние 

«В Хакасии уживаются более 100 этнических сообществ», - заявляет кандидат исторических наук Татьяна Кискидосова. Но большая часть населения, по её словам, идентифицирует себя православными. 

- По данным 2015 года, в республике зарегистрировано 117 религиозных учреждений. Самих же неофициальных и официальных организаций более 200, - говорит спикер. 

Особенное внимание исследователь обращает на исламские. Довольно долгое время их было всего две, а в 2019-м стало четыре. Их членами являются выходцы из Татарстана, Азербайджана, Северного Кавказа. Мусульман в республике становится с каждым годом всё больше в связи с ростом трудовой миграции из Средней Азии. Однако условий для их богословской деятельности в Хакасии нет, а их созданию всячески противостоят.

- В 2009 году мусульманская община Абакана зарегистрировала земельный участок под строительство мечети. Её до сих пор не построили. Это связано не столько с техническими проблемами проекта, сколько с протестами жителей ближайших районов города. Существуют препятствия и со стороны городской администрации. Хотя Верховный суд Хакасии постоянно поддерживает строительство мечети, - рассказала Кискидосова. 

Кроме православных и мусульман заметное место занимает община протестантов. Однако есть проблема и здесь. Слабая погруженность коренного населения в вопросы религии приводит к тому, что в его сознании нет различий между протестантизмом и христианством. 

С 1953 года в Хакасии стала развиваться община пятидесятников. На какое-то время она была запрещена, но в 90-е вернулась к активности. Две трети верующих составляют женщины. Кискидосова добавляет, что в Хакасии полноценно функционирует синагога, проявляют себя буддисты, в числе которых в основном буряты, калмыки и тувинцы. 

А в последние годы в республике отмечается подъем интереса к древним традиционным религиям для установления культовой практики, восстановления социальных институтов. 

- Это проявляется в том, что местные коренные жители пытаются защитить места силы, традиционных поклонений небу, земле, воде, предкам. Все это поспособствовало активизации исследований хакасских народных праздников, - говорит исследователь. 

Жители Хакасии считают, что в их республике сложилась стабильная религиозная ситуация, и 89% уверены, что открытых конфликтов между разными конфессиями у них нет. 

- Наличие большого количества различных религиозных организаций свидетельствует о продолжении поиска идентификации духовной жизни. Это нормальное явление, когда люди самоидентифицируют к тому или иному вероисповеданию. В то же время в республике существует скрытая межконфессиональная напряженность, причиной которой является меняющаяся миграционная ситуация, - заключила хакасский ученый.

КОММЕНТАРИИ (11)
Валерия
Такое ощущение что только все к нам и едут чтобы посмотреть на разные народы. Везде всё так плохо?) Ну или за въезд надо денег брать со всех этих организаций
0
ОТВЕТИТЬ
фая
Не раскачивайте лодку
4
ОТВЕТИТЬ
Булат
нынче люди тольк о бабках думают. если в день человеку по 100 рублей давать за то, что он тaтapином себя называет, дык он будет себя называть. попробуйте
1
ОТВЕТИТЬ
Фазыл
Манкypты! Татарскую нацию отравили манкypты! не знают не языка не племени своего!
-1
ОТВЕТИТЬ
Казанец
Вот бы девушки начали в нaциoнaльныx костюмах ходить а не голые жoпы показывать. вот это было прикольно я только мужиков видел в традиционных тaтapcких костюмах, а женщины все за мимолетной модой гонятся
4
ОТВЕТИТЬ
Жора
Кискидосова прикольная фамилия. Первый раз такую слышу, кто она по нациoнaльнocти???
2
ОТВЕТИТЬ
Марат
Ничего у нас не сращивается. Всё отлично. Сращиваются только места у власть придержащих
6
ОТВЕТИТЬ
!
Ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – "Вырождение через 200 лет". В этой книге предсказывается, что страшная болезнь "татаризм", которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. __________ На душе Джагфара стало еще тяжелее, так как по книгам он хорошо знал, кому принадлежали когда-то все эти магазины и лавки и чем в них торговали. И вновь перед его глазами встала трагическая картина постепенного вымирания бывших владельцев торговых заведений, его соплеменников, и их крики в агонии словно отозвались эхом в его душе. Но настоящее потрясение Джагфар пережил чуть далее, когда он увидел, как над входом в Сеннобазарскую мечеть какие-то люди укрепляли вывеску с надписью золотыми буквами: "Болгарский музей". За этим наблюдало множество горожан. Целая гора цветов была навалена у входной двери, гирлянды лампочек для вечернего освещения украшали фасад здания. Джагфар вспомнил: сегодня было 2 октября, годовщина взятия Казани русскими, праздничный день. Очевидно, открытие музея специально приурочили к празднику. Выяснилось, что этому событию будет предшествовать краткое вступительное слово русского историка, посвященное истории булгар. У Джагфара возникло желание быстрее покинуть площадь перед мечетью, но извозчику пришлось долго протискиваться через толпу зевак. "Бывшая мечеть, бывшая мечеть" — эти слова, то и дело слышавшиеся вокруг, неприятно кольнули Джагфара. Наконец, пролетка, выбравшись из толчеи, покатила вдоль озера Кабан. И снова неожиданность, заставившая его горестно вздохнуть: над входом в Апанаевское медресе теперь красовалась надпись: "Приют". Выезжая на Екатерининскую улицу, Джагфар услышал звон колокола. Он исходил со стороны Апанаевской мечети, служившей теперь пожарной частью, причем колокол был установлен прямо на минарете. Джагфар, буквально сраженный этим невероятным превращением, попросил извозчика ехать резвее. Теперь они двигались мимо другой мечети, Бурнаевской. Какой ужас! Ее минарет оказался переоборудованным в павильон, в котором стояли или прохаживались официанты в белых передниках и барышни с цветами в волосах. Смятение охватило Джагфара, он закрыл глаза, и тут же воображение нарисовало перед ним картину: в мечети мулла читает проповедь, в то время как в павильоне на крыше здания царит веселье... Он хотел было направиться в сторону Азимовской мечети, но испугался, что и там его подстерегает очередная неприятность. Он сказал извозчику, чтобы тот с Мещанской повернул в сторону Сенного базара. Однако неизбежное словно гналось за ним: Голубой мечети не было на месте! Впрочем, память быстро подсказала ему, что о падении ее минарета писали в газетах. Ныне здание мечети использовалось как больница. Вывеска на фасаде находившегося рядом медресе информировала прохожих, что здесь располагаются акушерские курсы. Дальше — больше: мечеть Субаева была переоборудована в библиотеку, а Галиевское медресе, в котором некогда одновременно учились сотни шакирдов, стала "Приютом для неизлечимо больных". Извозчик, явно раздраженный постоянными изменениями маршрута, обернулся к пассажиру: "Ну а теперь куда?". Эти слова заставили Джагфара отвлечься от своих мыслей. Он велел ехать к ближайшим номерам. Однако и на этом, последнем отрезке не избежал очередной безрадостной картины: на вершине башни одного из зданий развивался флаг, а из него выходили люди с цветами в руках. Приглядевшись, он узнал Усмановскую мечеть8, превращенную, таким образом, в цветочный магазин. Страшно утомленный всем увиденным за день, Джагфар жаждал успокоения и быстро направился к входу в гостиницу. Но что за наваждение: и она была переоборудована из бывшего медресе. Об этом красноречиво свидетельствовала надпись, сохранившаяся на воротах: "Вакуф-медресе Усмановской мечети".
3
ОТВЕТИТЬ
Честный.
Надо воспитывать с детства в своих традициях и никакая нация не исчезнет .
3
Честный.
Чему быть тому не миновать сколько не надрывайся ,а так от человека зависит сейчас большинство плохие люди ,а хороших людей мало.
1
ОТВЕТИТЬ
Комиссар
Уважаемый восклицательный знак, (надеюсь вы именно это имели в виду, то, что вы с таким ужасом воспринимаете в строках Гаяза Исхаки является не чем иным, как СВЕТСКИМ ОБЩЕСТВОМ. Это естественный путь развития. От общинно-племенного строя к федерации. От религиозно-патриархального к светско-гуманному. Возможно автор книги несколько сгустил краски, пытаясь донести до читателей свою озабоченность судьбой татарской идентичности, не не несомненно одно: будущее человечества за наукой а не религией. "В космос по минарету не влезешь".
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Золотая Орда не виновата, что в России нет полноценной демократии»

Автор фото: KazanFirst
Наука 09:57 / 27 июня
5
«Золотая Орда не виновата, что в России нет полноценной демократии»

Историки пока не готовы популяризировать тюркское государство перед массами.

В Казани в эти дни проходит международный форум, посвященный 750-летию Золотой Орды. В столицу республики съехались популярные авторы и историки, чтобы обсудить вопросы исследования средневекового тюркского государства. А это 95 докладов ученых, археологов, религиоведов, нумизматов и других специалистов узкого профиля. 

Одним из организаторов форума выступил Институт истории имени Марджани и его структурное подразделение - Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств. 

Открывал заседание глава Института истории Рафаэль Хакимов. Помимо традиционных для ученых-татароведов тем, он затронул исторический момент, когда в августе 1944 года ЦК ВКП(б) по поручению Иосифа Сталина принял постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». 

Этим документом осуждалось изучение истории Золотой Орды, народный эпос «Идегей» объявлялся «ханским» и антирусским. По этому постановлению была произведена кадровая работа с людьми, изучающими историю и литературу татарского народа. От специалистов потребовали изменить подход к преподаванию, тех же, кто отстаивал принципы, уволили. В ходе реализации постановления были переписаны все учебники, где просто удалялись любые упоминания о Золотой Орде. 

И вот интерес к истории тюркского государства в Татарстане вновь пробудился в конце 80-х годов прошлого века. Работа по изучению нарративов, археологических и письменных источников идет без цензуры на протяжении более 35 лет. Закономерно, что обществу пора перед учеными ставить новый вопрос: каким образом популяризировать историю Золотой Орды и как преодолеть её негативный образ, распространяемый в современной российской массовой культуре? 

Ряд ученых не уверены в целесообразности популяризации этой страницы, другие считают это невозможным из-за ограниченного круга письменных источников.

- Мы только-только стали открывать для себя страницы истории Золотой Орды. У нас сегодня есть совсем другое понимание того времени, чем было 30-40 лет назад. Если писать книгу, например, для детей, то сможем ли мы поведать о таком страшном событии в Золотой Орде, как Черная чума, охватившая в XIV веке почти всё государство? - вопрошает историк, татарин американского происхождения Юлай Шамильоглу

Он рассказывает, что сейчас как раз пишет новую книгу, где для оценки средневекового государства хочет применить междисциплинарный подход - разобраться с географией и природно-климатическими условиями ордынцев, в их кочевом и оседлом образе жизни, в ордынской интерпретации исламской культуры, в экономике и торговле зерном Золотой Орды с итальянскими колониями в Черном море, с династической историей и процессами в племенной структуре государства и в связи распада Ордынского государства с чумой. 

Автор исторических книг и профессор, завкафедрой теории и истории права и государства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Роман Почекаев считает, что запрет на Золотую Орду в СССР в 1944 году больше носил рекомендательный характер и не был столь жестким. По его мнению, ученые всё равно ухищрялись писать о средневековом государстве татар, правда, в контексте истории Русского государства и отказывали ему в самодостаточности. В то же время профессор видит в стремлении сегодня популяризировать историю Золотой Орды и негативные моменты. 

- Не следует увлекаться популяризацией истории Золотой Орды, за счет дешевых эффектов расширять аудиторию, подчеркивать самобытность именно Золотой Орды как вещи в себе. Золотая Орда интересна как государство, лежавшее на пересечении торговых путей. Она впитывала в себя элементы всех тех государств, цивилизаций и регионов, с которыми она общалась и взаимодействовала. И в этом была миссия Золотой Орды. Интересны мультикультурность, мультинациональность, мультиконфессиональность этого государства. Очень мало изучаются связи Золотой Орды с Европой, с восточными государствами, с мусульманскими странами и связи с Китаем, - говорит историк. 

Собеседник также объясняет, почему объективный фильм о Золотой Орде без негативных стереотипов в России не скоро снимут. 

- Сегодня про Золотую Орду снимают те фильмы, которые хотят увидеть. Ученые, конечно, могут сказать, как именно надо показывать Золотую Орду. Но услышат ли их? Одно дело, подать историю развлекательно, а развлекательно - это значит угодить ожиданиям аудитории. А если ученые начнут на широкую аудиторию вещать, что Золотая Орда была передовым средневековым государством, то такой продукт никто смотреть не станет, никто не будет воспринимать то, что переворачивает устоявшиеся представления. Отсюда мы и видим соответствующего содержания современные фильмы и сериалы о Золотой Орде, в которых представляют это государство как дикое, кочевое, необузданное, со странными и маргинальными ордынцами, приезжающими на Русь, - считает Почекаев.

Чаще всего то, о чем говорят ученые, - это скучно. Если историки рассказывают интересно, то это, как правило, реверанс перед широкой и неподготовленной аудиторией. Но в этом случае авторы ударяются в популяризацию и в угоду этому искажают факты. 

- К сожалению, негативный стереотип по Золотой Орде сохраняется. Пока, независимо от научных разработок, в общественном мнении всё-таки есть восприятие ордынского периода как черной полосы в русской истории. Да, были негативные моменты в Средние века. В последние годы благодаря работе казанских историков и подобных международных форумов всё более и более крепнет убеждение, что Золотая Орда - это очень яркое историческое явление для познания истории человечества, - рассуждает руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Трепавлов.

По его словам, причина неоцененности значимости Золотой Орды для народов Евразии кроется в малом количестве документов и письменных источников того времени. 

Историк опровергает распространенный в общественном сознании тезис, что негативные проявления, связанные с централизацией власти в России, исходят непосредственно от Золотой Орды. 

- Пассивность населения, всевластие бюрократии, централизацию власти в России приписывать наследию государства, которого уже не существует несколько столетий, неправильно. Да, определенная роль Золотой Орды в установлении российского самодержавия есть, но в истории существовали гораздо более деспотичные государства, которые смогли выйти на демократический путь развития. Да, Золотая Орда сыграла свою роль, но не она виновата, что у нас сегодня нет полноценной демократии, - резюмирует ученый. 

На форум в Казани приехали несколько историков из Казахстана, где так же отмечается на государственном уровне 750-летие образования Золотой Орды. 

- Запрет на изучение был не только в Татарстане, но и в Казахстане. Причем в наших республиках процессы были параллельные. Ваших историков и наших казахских прессовали одинаково жестко. У нас 1944 год - это начало очернения образа Золотой Орды. У вас в Татарстане в этом году стали преследовать историков за эпос «Идегей», например, Наки Исанбета. У нас же в Казахстане за тот же эпос «Идегей» преследовали историка Алькея Маргулана. Он написал книгу «Идегей» в 1944 году, но её тогда и сегодня нигде нельзя найти. Говорят, что КГБ полностью изъял это издание из оборота, потому что оно мешало интернационализации в Советском Союзе. Упоминание этой книги у других авторов есть, критика содержания её есть. А самой книги нет, - рассказывает эксперт института Мировой экономики и политики при фонде первого президента в Нур-Султане Жаксылык Сабитов

Он вспоминает, что в советское время насаждали позицию, что от ордынского ига страдали и русские, и волжские булгары, и казахские кипчаки. Но на самом деле это не совсем так. Сегодня в Казахстане исправляют распространенный миф, что Золотая Орда - это негатив для истории Евразии. 

- Чтобы преодолеть негативный образ Золотой Орды, нужно как можно чаще проводить международные форумы, издавать учебные пособия, как можно больше научно-популярных книг, - говорит заведующий Центра изучения татарской диаспоры ИТЭР АН РТ Булат Хамидуллин.

В то же время собеседник отмечает, что для популяризации нужны и другие форматы и виды контента - мультфильмы, короткие видео в соцсетях, на YouTube. Тяжеловесные научные книги не популярны даже в среде так называемых знатоков истории Золотой Орды. Но к написанию популярной книги нужно подключать профессиональных литераторов, потому что сами историки не смогут выпустить читаемое издание.

КОММЕНТАРИИ (11)
Алексей
История не наука! Никакой Золотой Орды не было, это все Великая Тартария!
-2
ОТВЕТИТЬ
Ильсур
Вот никак не ожидал, что первый коммент оставит наглухо отбитый альтернативщик)
3
Дмитрий
Читайте Фоменко и Носовского только у них правда! Они математики тобишь умные люди, а не убогие гуманитарии!
-2
ОТВЕТИТЬ
Карим
Хакимов так то физик. Так что не надо тут его дураком выставлять
0
Влад
ПОНОСенков ещё норм пишет, правда войну 1812 года, но тоже правда а не дич которую нам в школе пихали
0
ОТВЕТИТЬ
Скептик
Где сейчас современная Монголия? правильно в одном не хорошем месте. Вот и ответ на то, что такое Золотая орда
0
ОТВЕТИТЬ
Калаши
Да кому история сейчас нужна. только разобщать народы. над всем на английскй язык переходить и забыть прошлое, там одни войны были и другой лютый трындец
1
ОТВЕТИТЬ
Ингвар
Кучка бездельников собралась. ещё и за гсоударственный счет живут. всех разогнать нафиг по заводам!
4
ОТВЕТИТЬ
Игорь
Историки все могут. и хорошо писать популярные книжки, просто стимуа нет это во-первых, а во-вторых коллеги могут засмеять
0
ОТВЕТИТЬ
Карамаз
не золотая орда, а Чингисхан. Китаец и монгол. Причем тут тартария
0
ОТВЕТИТЬ
вадим
а что татаро монгольского иго не було что ли)))
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх