«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Национальная самобытность в республике сменяется объединением народов.
Национальная самобытность в республике сменяется объединением народов.

Участники Конгресса антропологов и этнологов России обсудили тему религиозных и межконфессиональных отношений. У каждого региона, страны есть собственный опыт сохранения мира между народами, но при этом существуют болевые точки, которые мешают это делать. Вот на них во время дискуссии ученые и заострили внимание.    

Татарстан размышляет над идеей объединения народов 

В то время как одни долго и беспрестанно обсуждают мысль о создании некой национальной идеи, объединяющей все народности, другие уже почти придумали её. Казанский социолог Аида Нуртдинова  (доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ. — Ред.) давно наблюдает за возрождением интереса людей к традициям. Причем она отмечает, что русские интересуются татарской культурой, а татары — русской. 

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

— Происходит некоторое сращивание этнических традиций татар и русских. Стираются четкие грани, что это исключительно татарское, а это русское, — рассказывает Нуртдинова.  

Теперь считающиеся когда-то чисто этническими праздники вроде Пасхи или Сабантуя воспринимаются людьми как общенародные. 

— Мы проводили анализ медийного дискурса Сабантуя. Большая часть относится к нему исключительно как к татарскому национальному празднику. Другая — как к некоему народному празднику, который отмечают разные этнические группы. На наш взгляд, вопрос в дискуссии ведется относительно того, какая может быть национальная идея, которая могла бы каким-то образом объединить людей, — делится результатами работы социолог. 

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Нуртдинова уверена, что изучаемые ею этнические праздники, которые переходят в статус общенародных, могли бы быть включены в национальную идею, которая так и не дает покоя современникам.  

Новые религиозные движения опасны 

Судя по речи следующего докладчика из Кыргызстана Байболота Абытова (доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ. — Ред.), в республике ближнего зарубежья о общенациональной идее пока не задумываются. Тут проблемы несколько другие. Ученых очень волнует религиозный вопрос. А именно то, что в Кыргызстане за первые 15 лет суверенитета после распада СССР резко возросло количество неофициальных религий. 

— До 1990 года в Кыргызстане существовало всего лишь две традиционные конфессии: суннитский ислам и православное христианство. Среди официально зарегистрированных были еще «Свидетели Иеговы» и католики. Остальные — строго запрещены. А в постсоветское время активизировались те движения, о которых мы даже не догадывались. К 2005 году их стало более 60, — приводит точные данные профессор.

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

Вместе с тем в республике стали строиться новые молельные дома, храмы, старообрядческие церкви и даже женский монастырь. 

— Это же так чуждо для нас, — добавляет ученый.

Самый волнующий момент для Абытова во всем этом — все богослужения происходят на кыргызском языке. 

— Они переводят всю свою литературу на наш язык, ходят по нашим аилам, иногда встречаются их миссионеры. В Бишкеке десятки молельных домов, в которых обряды проходят на кыргызском языке. Это, конечно, беспокоит нашу республику, — рассказывает Абытов. 

К 2015 году, по данным государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызстана, было 2 475 религиозных организаций, а на сегодняшний день их более 3 тысяч, сообщает исследователь. Из них 2 881 придерживается исламского направления, 313 — протестантского, 20 — лютеранского, пятидесятников — 56, аметистов — 50, «Свидетелей Иеговы» — 36. Кроме того, появились еще десятки нетрадиционных конфессий внутри официально признанных. Большинство из них включены в список запрещенных. 

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

— Все это говорит о том, что, желая или не желая того, Кыргызская Республика стала государством нетрадиционных конфессий. Просим власть обратить внимание на этот вопрос, — заключил доктор наук. 

Существует скрытое противостояние 

«В Хакасии уживаются более 100 этнических сообществ», — заявляет кандидат исторических наук Татьяна Кискидосова. Но большая часть населения, по её словам, идентифицирует себя православными. 

— По данным 2015 года, в республике зарегистрировано 117 религиозных учреждений. Самих же неофициальных и официальных организаций более 200, — говорит спикер. 

Особенное внимание исследователь обращает на исламские. Довольно долгое время их было всего две, а в 2019-м стало четыре. Их членами являются выходцы из Татарстана, Азербайджана, Северного Кавказа. Мусульман в республике становится с каждым годом всё больше в связи с ростом трудовой миграции из Средней Азии. Однако условий для их богословской деятельности в Хакасии нет, а их созданию всячески противостоят.

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

— В 2009 году мусульманская община Абакана зарегистрировала земельный участок под строительство мечети. Её до сих пор не построили. Это связано не столько с техническими проблемами проекта, сколько с протестами жителей ближайших районов города. Существуют препятствия и со стороны городской администрации. Хотя Верховный суд Хакасии постоянно поддерживает строительство мечети, — рассказала Кискидосова. 

Кроме православных и мусульман заметное место занимает община протестантов. Однако есть проблема и здесь. Слабая погруженность коренного населения в вопросы религии приводит к тому, что в его сознании нет различий между протестантизмом и христианством. 

С 1953 года в Хакасии стала развиваться община пятидесятников. На какое-то время она была запрещена, но в 90-е вернулась к активности. Две трети верующих составляют женщины. Кискидосова добавляет, что в Хакасии полноценно функционирует синагога, проявляют себя буддисты, в числе которых в основном буряты, калмыки и тувинцы. 

«У татарстанцев происходит сращивание этнических традиций»

А в последние годы в республике отмечается подъем интереса к древним традиционным религиям для установления культовой практики, восстановления социальных институтов. 

— Это проявляется в том, что местные коренные жители пытаются защитить места силы, традиционных поклонений небу, земле, воде, предкам. Все это поспособствовало активизации исследований хакасских народных праздников, — говорит исследователь. 

Жители Хакасии считают, что в их республике сложилась стабильная религиозная ситуация, и 89% уверены, что открытых конфликтов между разными конфессиями у них нет. 

— Наличие большого количества различных религиозных организаций свидетельствует о продолжении поиска идентификации духовной жизни. Это нормальное явление, когда люди самоидентифицируют к тому или иному вероисповеданию. В то же время в республике существует скрытая межконфессиональная напряженность, причиной которой является меняющаяся миграционная ситуация, — заключила хакасский ученый.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *