«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

Челнинцы вернулись с автопробега
Челнинцы вернулись с автопробега, посвященного 75-летию Победы в ВОВ.

Стартовавший 29 июня в Набережных Челнах автопробег, посвященный 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, финишировал у Вечного огня в автограде. Этот автопробег вызвал ажиотаж среди жителей. 

— В Союзе ветеранов республики когда узнали о нашем автопробеге, говорили: «А мы уже готовимся по вашему сценарию в другую поездку». В нашем городе в каждом уголке начали говорить: «Вот, они съездили в Белоруссию, а нам, что, слабо!?», — рассказал на митинге, посвященном завершению автопробега, его участник подполковник милиции в отставке Николай Новиков

«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

Здесь же на митинге возникла идея развернуть маршрут с Запада на Восток.

— Сегодня главный котел (военной угрозы. — Ред.) варится на Востоке. Вы все это понимаете. А то, что в 1945 году за три недели миллионную армию мощнейшую (Квантунскую армию Японии. — Ред.) советские войска поставили на колени, мы почему-то забываем. И точку во Второй мировой войне 2 сентября поставили там, — обратил внимание полковник в отставке Имайкин, который два года назад, просто поделившись с друзьями мечтой съездить в Брест, и натолкнул их на мысль организовать автопробег.

— Теперь надо проехать по маршруту Набережные Челны — Иркутск — Владивосток, — офицеры-участники уже обсуждают новую идею. 

Так автопробег, организованный энтузиастами на свои деньги, доказывает жизнеспособность. Это путешествие по местам боев — новый, очень интересный и очень эффективный способ погружения в правду о войне. 

«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

В Городской историко-краеведческий музей Челнов участники автопробега передадут редчайший по ценности экспонат. С виду это обычный старый кирпич. Но он из стены Брестской крепости. Из той самой, которая в числе многих других была разрушена во время войны. Брестская крепость — это фортификационное сооружение длиной 60 километров. Её строили с 1920 по 1931 год, на каждом кирпиче ставили клеймо о том, что он для Брестской крепости. Такие кирпичи в Бресте дарят только в Музеи и очень дорогим гостям. Участники автопробега привезли с собой и новые для себя знания и уникальные впечатления.

— В Белоруссии мы были на так называемой линии Сталина (оборонительное фортификационное сооружение вдоль западной границы СССР. — Ред.). Но в 1939 году был заключен договор с Германией, Западная Украина вошла в состав СССР и линия Сталина оказалась как бы в тылу. Взамен неё стали строить линию Молотова. И получилось так, что одну линию не достроили, а другую стали строить, когда началась война. Так что едва ли генерал Павлов (командующий Западным фронтом, расстрелянный в начале июля 1941 года. — Ред.) был виноват в поражениях в начале войны, — говорит один из взрослых участников автопробега.

— А нам запомнился военный парад в Минске, Брестская крепость, Хатынь и мемориал в Смоленске, — вспоминают кадеты. 

«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

Их шестеро. Это Александр Петухов, Ярослав Чеботарев, Герман Головков, Никита Новиков и Самир Галимов. Им по 10-12 лет. В автопробег они ездили вместе с отцами и дедами.

— И показали себя с самой лучшей стороны. За все восемь дней ни одного нарекания. Утром на построении всегда первые. Деды еще «ползут», а они уже построились, — так охарактеризовал кадетов руководитель отряда подполковник автомобильных войск в отставке Анатолий Лапуть

Особо проявил себя Герман Головков. В соревнованиях на полосе препятствий он повредил ногу. Наложили повязку. Два дня товарищи носили Германа на палатке. А на третий день он сам снял повязку и сказал: «Хватит! Сам буду ходить!».

— Мы же были в местах боев. Не захотелось мне там «инвалидом» быть, — говорит Герман. 

Каждый из кадетов привез свои уникальные знания из похода.

— Я про Хатынь слышал, но мало. А там узнал, что немцы в сарай загнали и подожгли 140 человек. Люди выбили дверь сарая, но он рухнул. А тех, кто выбежал, фашисты стали расстреливать. Один мальчик спасся потому, что его сильно ранили в ногу и он упал, а фашисты приняли за мертвого. Второго мальчика его мама, раненная в живот, закрыла своим телом. Он тоже спасся. Спаслись всего три человека. Очень было жалко там людей, — рассказал Герман Головков.

«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

— Мне Хатынь тоже запомнилась. И Брестская крепость. Там в одном из зданий есть фотографии, как немецкие танки въезжают. Фашисты фотографировали. Ещё есть снимки вида крепости сверху. Это довоенная советская фотография. Нам рассказывали, что фашисты хотели захватить крепость за сутки, а она 31 день сопротивлялась. Некоторые наши пленные не выдержали и рассказали фашистам все об обороне. Потому они её и заняли через 31 день, — делится знаниями Ярослав Чеботарев.

Весь материал, который привезли с собой участники похода, будет передан в Торгово-промышленную палату по Челнам и Закамью, то есть одному из организаторов автопробега. Там в течение месяца сведения обобщат и проанализируют. 

«Фашисты хотели захватить крепость за сутки, а люди 31 день сопротивлялись»

Кстати, участников похода поразило то, как тепло встречали их в Белоруссии. Руководитель автопробега Лапуть получил там от правительства медаль «75 лет независимости Белоруссии», а от Союза белорусских воинов-ветеранов Афганистана — медаль «За заслуги». Это потому, что за сам автопробег награды ещё не предусмотрены.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: