Site icon KazanFirst

Электросамокатам пропишут правила движения

В ГАИ обсуждают идею приравнять транспорт на электротяге к мопедам.
В ГАИ обсуждают идею приравнять транспорт на электротяге к мопедам.

Электросамокаты в последние год-два стали очень популярны. Не исключение и Казань, где разъезжающие на самокатах — уже привычный пейзаж городских улиц.

О том, что явление новое, говорит тот факт, что в русском языке пока нет определения, как называть человека, управляющего самокатом. В словарях обозначения, связанные лишь с армейской тематикой: военнослужащие самокатных (велосипедных) подразделений и формирований различных вооруженных сил мира. 

Журналист KazanFirst поговорил с замначальника ОГИБДД УМВД России по Казани Ильназом Валиевым, чтобы узнать, как сегодня ПДД трактуют новое средство передвижения. Оказалось, что пока никак. Инспекторы разъезжающих на самокатах людей приравнивают к пешеходам, а сами самокаты — к «иным транспортным средствам». В ГИБДД обсуждается предложение приравнять самокаты к мопедам. Но люди с этим не согласны. 

Для удобства общения KazanFirst предложил собеседнику владельцев самокатов называть самокатчиками. Здесь все согласились единогласно. 

— Сегодня самокаты приобретают большую популярность. Как правила дорожного движения трактуют это средство передвижения? 

— Для Казани эта популярность самокатов очень характерна. Если вы обратили внимание, то сегодня не только молодежь, но уже и взрослые люди катаются на них. Причем делают это не только в каких-то специально для этого отведенных местах. Бывает, самокатчики иногда выезжают на дороги общего пользования. Но обычно ездят по пешеходной дороге. Самокат трактуется как пешеход. Потому что он маломощное транспортное средство. 

— Что имеется в виду под маломощным транспортным средством? 

— Мы их делим на несколько категорий по мощности двигателей. Если у человека транспортное средство, например, мопед с двигателем до 50 куб. см, то он должен владеть правами категории «М». От 50 до 150 куб. см — категория «А1». Более 150 кубов — категория «А». Здесь уже полноценные права для мотоциклистов нужны. А вот у электросамокатов не установлены единицы лошадиных сил. 

— Сейчас некоторые электросамокаты могут достигать и 30 км/ч, и 40 км/ч и даже 50 км/ч. И люди с такой скоростью имеют право нестись по пешеходным дорогам?

— Мопед с двигателем до 50 кубов тоже может разогнаться до 50-60 км/ч. Но мы не можем самокат отнести к транспортному средству. Человек на нем приравнивается к пешеходу. Поэтому мы и вынуждены разрешить самокатчикам передвижение по тротуарам и частично — проезд по проезжей части дороги по мере необходимости. 

По ПДД пешеходы, самокатчики и велосипедисты не имеют права ездить по проезжей части дороги. Они должны переходить проезжую часть, взяв, например, самокат в руки, то есть спешившись. 

Нарушения правил движения самокатчиками мы трактуем как «Нарушение ПДД лицами, управляющими иными транспортными средствами», а в нашем случае — самокатом. 

Мы ещё принимаем в расчет такую опасность, что на самокате могут разъезжать люди в состоянии алкогольного опьянения. Такой самокатчик на пешеходной части дороги представляет реальную и явную угрозу людям, не говоря о случае, если он выедет на проезжую часть. Там уже под угрозой будут его здоровье и жизнь. 

— В соцсетях уже стали появляться фото с людьми, которые разъезжают на электросамокатах по проезжей части. Какую они несут ответственность?

— В правилах дорожного движения определение электросамоката отсутствует. Это нарушение правил дорожного движения статья №12-29, части 2-я и 3-я, совершено ими как пешеходами. Пока электросамокат относят к категории «иные транспортные средства», где штраф — 500 рублей. 

Опять же, самокат не является определенным транспортным средством, мы не можем составить материал о неправильном управлении транспортным средством на специально отведенном для автобусного движения участке дороги. Поэтому у нас по закону получается, что правило нарушает пешеход. 

Если на улице произойдет столкновение между самокатчиком и, например, велосипедистом, то это не будет дорожно-транспортным происшествием. О ДТП с участием самокатчика можно говорить только в том случае, если он ударил автомобиль или другой подобный транспорт. А если самокатчик сбил/сшиб пешехода или он столкнулся с велосипедистом, то это уже простой несчастный случай. 

— Какие есть требования к мерам защиты у самокатчиков? Должны ли они носить для безопасности шлем?     

— Мы рекомендуем только. Заставлять не можем. Наша рекомендация — надевать средства защиты, в частности шлем. Если мы относим самокатчиков к пешеходам, то в случае их выезда к краю проезжей части в темное время суток на них и на их средстве передвижения должны быть световозвращающие элементы.   

В целом в ГАИ уже обсуждается вопрос, чтобы электросамокаты внесли в категорию, например, «М». Да, нужно признать, что опасность для пешеходов и других участников дорожного движения самокаты могут представлять. 

Мы в целом не рекомендуем родителям покупать электросамокаты детям. Это же может стать опасной игрушкой. Да даже дети, управляющие простыми самокатами, могут случайно выехать на проезжую часть, я уж не говорю об опасностях с более мощными электросамокатами. Родителям нужно задуматься над тем, чтобы их подарок ребенку не привел к трагедии.       

— Какие требования могут появиться у самокатчиков, если их средства передвижения попадут в категорию «М»?

— Обязательно носить шлем, будет определен разрешенный возраст для вождения самоката. Если маленький ребенок поедет на таком транспортном средстве, то появляется возможность привлечь к ответственности его родителей. Но привлекать будем не мы, а комиссии по делам несовершеннолетних, которые находятся при исполкомах городов и администрациях районов. 

Напомню, что по категории «М» мопедом можно управлять с 16 лет. Всё регулируется федзаконом №196, статья 26. На мопеде можно ездить только по правому краю проезжей части в один ряд либо ехать по полосе для велосипедистов. Допускается для водителей мопедов движение по обочине, если это не создает помеху для пешеходов. А по пешеходным дорогам водитель мопеда ездить не может. Вот такое возможно будущее у самокатчиков. 

— У вас были зафиксированы случаи ДТП с самокатчиками?

— В этом году был только один случай. Человек, управляющий электросамокатом, совершил наезд на автомобиль. Просто автомобилист остановился, открыл дверь, а в это время в него въехал самокатчик. Тут, конечно, и водитель должен был убедиться в зеркале заднего вида, что никто не едет, прежде чем открывать дверь. Закон это ДТП трактует как нарушение со стороны водителя автомобиля, так как он не посмотрел в зеркало. 


Мнение

KazanFirst обратился за комментарием к владельцам электросамокатов. У предложения приравнять самокаты к мопеду, оказывается, не всё так просто. 

Дмитрий Флакс, владелец электросамоката, депутат Мамадышского района РТ: 

— Если приравнять самокатчиков к мопедам, то появится большая проблема. Тогда им запретят передвигаться по тротуару. Будет разрешение только ехать по проезжей части. Людей с мощными самокатами на проезжей части могут сшибать автомобили, появится такой риск. 

Считаю, что законодателям нужно определить предел мощности самокатов. Но и тут может быть проблема. На сегодня 99% самокатов делают в Китае. И их производителям как бы всё равно, что там напишут российские законодатели. Пока ещё для самокатов никаких документов и паспортов, где были бы прописаны их мощности, нет. 

На мой взгляд, лучше уж электросамокаты выделить в отдельную категорию типа «персональный электротранспорт» или что-то в этом роде. 

В принципе самокаты можно приравнять к велосипедам. В ПДД есть указание, что для велосипедистов при затрудненном передвижении по дорогам общего пользования можно ехать и по тротуару. Такое решение на самом деле самое простое — приравнять к велосипедам и не заморачиваться.


Exit mobile version