Электросамокатам пропишут правила движения

В ГАИ обсуждают идею приравнять транспорт на электротяге к мопедам.
В ГАИ обсуждают идею приравнять транспорт на электротяге к мопедам.

Электросамокаты в последние год-два стали очень популярны. Не исключение и Казань, где разъезжающие на самокатах — уже привычный пейзаж городских улиц.

О том, что явление новое, говорит тот факт, что в русском языке пока нет определения, как называть человека, управляющего самокатом. В словарях обозначения, связанные лишь с армейской тематикой: военнослужащие самокатных (велосипедных) подразделений и формирований различных вооруженных сил мира. 

Журналист KazanFirst поговорил с замначальника ОГИБДД УМВД России по Казани Ильназом Валиевым, чтобы узнать, как сегодня ПДД трактуют новое средство передвижения. Оказалось, что пока никак. Инспекторы разъезжающих на самокатах людей приравнивают к пешеходам, а сами самокаты — к «иным транспортным средствам». В ГИБДД обсуждается предложение приравнять самокаты к мопедам. Но люди с этим не согласны. 

Для удобства общения KazanFirst предложил собеседнику владельцев самокатов называть самокатчиками. Здесь все согласились единогласно. 

— Сегодня самокаты приобретают большую популярность. Как правила дорожного движения трактуют это средство передвижения? 

— Для Казани эта популярность самокатов очень характерна. Если вы обратили внимание, то сегодня не только молодежь, но уже и взрослые люди катаются на них. Причем делают это не только в каких-то специально для этого отведенных местах. Бывает, самокатчики иногда выезжают на дороги общего пользования. Но обычно ездят по пешеходной дороге. Самокат трактуется как пешеход. Потому что он маломощное транспортное средство. 

Электросамокатам пропишут правила движения

— Что имеется в виду под маломощным транспортным средством? 

— Мы их делим на несколько категорий по мощности двигателей. Если у человека транспортное средство, например, мопед с двигателем до 50 куб. см, то он должен владеть правами категории «М». От 50 до 150 куб. см — категория «А1». Более 150 кубов — категория «А». Здесь уже полноценные права для мотоциклистов нужны. А вот у электросамокатов не установлены единицы лошадиных сил. 

— Сейчас некоторые электросамокаты могут достигать и 30 км/ч, и 40 км/ч и даже 50 км/ч. И люди с такой скоростью имеют право нестись по пешеходным дорогам?

— Мопед с двигателем до 50 кубов тоже может разогнаться до 50-60 км/ч. Но мы не можем самокат отнести к транспортному средству. Человек на нем приравнивается к пешеходу. Поэтому мы и вынуждены разрешить самокатчикам передвижение по тротуарам и частично — проезд по проезжей части дороги по мере необходимости. 

По ПДД пешеходы, самокатчики и велосипедисты не имеют права ездить по проезжей части дороги. Они должны переходить проезжую часть, взяв, например, самокат в руки, то есть спешившись. 

Нарушения правил движения самокатчиками мы трактуем как «Нарушение ПДД лицами, управляющими иными транспортными средствами», а в нашем случае — самокатом. 

Мы ещё принимаем в расчет такую опасность, что на самокате могут разъезжать люди в состоянии алкогольного опьянения. Такой самокатчик на пешеходной части дороги представляет реальную и явную угрозу людям, не говоря о случае, если он выедет на проезжую часть. Там уже под угрозой будут его здоровье и жизнь. 

Электросамокатам пропишут правила движения

— В соцсетях уже стали появляться фото с людьми, которые разъезжают на электросамокатах по проезжей части. Какую они несут ответственность?

— В правилах дорожного движения определение электросамоката отсутствует. Это нарушение правил дорожного движения статья №12-29, части 2-я и 3-я, совершено ими как пешеходами. Пока электросамокат относят к категории «иные транспортные средства», где штраф — 500 рублей. 

Опять же, самокат не является определенным транспортным средством, мы не можем составить материал о неправильном управлении транспортным средством на специально отведенном для автобусного движения участке дороги. Поэтому у нас по закону получается, что правило нарушает пешеход. 

Если на улице произойдет столкновение между самокатчиком и, например, велосипедистом, то это не будет дорожно-транспортным происшествием. О ДТП с участием самокатчика можно говорить только в том случае, если он ударил автомобиль или другой подобный транспорт. А если самокатчик сбил/сшиб пешехода или он столкнулся с велосипедистом, то это уже простой несчастный случай. 

— Какие есть требования к мерам защиты у самокатчиков? Должны ли они носить для безопасности шлем?     

— Мы рекомендуем только. Заставлять не можем. Наша рекомендация — надевать средства защиты, в частности шлем. Если мы относим самокатчиков к пешеходам, то в случае их выезда к краю проезжей части в темное время суток на них и на их средстве передвижения должны быть световозвращающие элементы.   

В целом в ГАИ уже обсуждается вопрос, чтобы электросамокаты внесли в категорию, например, «М». Да, нужно признать, что опасность для пешеходов и других участников дорожного движения самокаты могут представлять. 

Электросамокатам пропишут правила движения

Мы в целом не рекомендуем родителям покупать электросамокаты детям. Это же может стать опасной игрушкой. Да даже дети, управляющие простыми самокатами, могут случайно выехать на проезжую часть, я уж не говорю об опасностях с более мощными электросамокатами. Родителям нужно задуматься над тем, чтобы их подарок ребенку не привел к трагедии.       

— Какие требования могут появиться у самокатчиков, если их средства передвижения попадут в категорию «М»?

— Обязательно носить шлем, будет определен разрешенный возраст для вождения самоката. Если маленький ребенок поедет на таком транспортном средстве, то появляется возможность привлечь к ответственности его родителей. Но привлекать будем не мы, а комиссии по делам несовершеннолетних, которые находятся при исполкомах городов и администрациях районов. 

Напомню, что по категории «М» мопедом можно управлять с 16 лет. Всё регулируется федзаконом №196, статья 26. На мопеде можно ездить только по правому краю проезжей части в один ряд либо ехать по полосе для велосипедистов. Допускается для водителей мопедов движение по обочине, если это не создает помеху для пешеходов. А по пешеходным дорогам водитель мопеда ездить не может. Вот такое возможно будущее у самокатчиков. 

Электросамокатам пропишут правила движения

— У вас были зафиксированы случаи ДТП с самокатчиками?

— В этом году был только один случай. Человек, управляющий электросамокатом, совершил наезд на автомобиль. Просто автомобилист остановился, открыл дверь, а в это время в него въехал самокатчик. Тут, конечно, и водитель должен был убедиться в зеркале заднего вида, что никто не едет, прежде чем открывать дверь. Закон это ДТП трактует как нарушение со стороны водителя автомобиля, так как он не посмотрел в зеркало. 


Мнение

KazanFirst обратился за комментарием к владельцам электросамокатов. У предложения приравнять самокаты к мопеду, оказывается, не всё так просто. 

Дмитрий Флакс, владелец электросамоката, депутат Мамадышского района РТ: 

— Если приравнять самокатчиков к мопедам, то появится большая проблема. Тогда им запретят передвигаться по тротуару. Будет разрешение только ехать по проезжей части. Людей с мощными самокатами на проезжей части могут сшибать автомобили, появится такой риск. 

Считаю, что законодателям нужно определить предел мощности самокатов. Но и тут может быть проблема. На сегодня 99% самокатов делают в Китае. И их производителям как бы всё равно, что там напишут российские законодатели. Пока ещё для самокатов никаких документов и паспортов, где были бы прописаны их мощности, нет. 

Электросамокатам пропишут правила движения

На мой взгляд, лучше уж электросамокаты выделить в отдельную категорию типа «персональный электротранспорт» или что-то в этом роде. 

В принципе самокаты можно приравнять к велосипедам. В ПДД есть указание, что для велосипедистов при затрудненном передвижении по дорогам общего пользования можно ехать и по тротуару. Такое решение на самом деле самое простое — приравнять к велосипедам и не заморачиваться.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *