Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

Ограждения всего и вся жители высмеивают. Власти не слышат недовольства.
Ограждения всего и вся жители высмеивают. Власти не слышат недовольства.

Жители Казани уже массово продолжают возмущаться повальной и бессмысленной установкой заборов по всему городу. Фотографиями «озаборенных» мест пользователи делятся в соцсетях. Число упоминаемых локаций уже перевалило за два десятка, а абсурдность некоторых ограждений превращает историю в мемы. 

Комментаторы начинают соревноваться в остроумии, привлекая к дискуссии новых сторонников и расширяя у проблемы заинтересованную аудиторию. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

Недовольство казанцев можно понять. Они чувствуют свою обделенность от принятия решения по благоустройству их города, района, квартала и даже улицы. Хотя именно этим Казань всегда хвалилась и федеральные власти ставили столицу в пример другим регионам. Повальную заборизацию власти объясняют заботой о безопасности самих жителей. 

Среди фотографий, публикуемых казанцами, есть, например, такие, на которых видно, что установленный забор перегородил пешеходный переход на перекрестке. А окруженные со всех сторон маленькие куски газона горожане называют «могилками здравому смыслу». 

А сколько шуток вызвала установка забора между трамвайными путями, которые и так уже огорожены с двух сторон заборами на улице Арбузова? 

— Чтобы трамвай на встречку не вылетел, очевидно же, — острят комментаторы в соцсетях. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

Жители Казани запечатлели, как заборы ограждают другие заборы, стоят одинокими, в одну-две секции, на оживленных перекрестках. Видимо, главная задача таких экземпляров — борьба с пешеходами, которые норовят переходить перекрестки по диагонали. 

Кто стоит за установкой заборов? 

В прошлом году ограждения в 10,2 км в Казани устанавливала только одна подрядная организация — «Волга-Автодор». Работу она выполнила в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». 

Тротуары компанией были ограждены на улицах Карла Маркса, Лобачевского, Павлюхина, Назарбаева, Парижской Коммуны, Пушкина, Галактионова, Московской, Чернышевского, Восстания, Королева, Клары Цеткин, Ибрагимова, Волгоградской, Копылова, Четаева, Беломорской, Фучика и так далее. Всего 50 участков от центра города до самых до окраин.

По данным базы юрлиц, директор компании «Волга-Автодор» Ильдар Робертович Фахрутдинов, учредитель — Андрей Черкасин. Фахрутдинов числится владельцем ещё нескольких компаний, связанных со строительством, сбором отходов и управлением эксплуатации нежилого фонда — ПКФ «Гранд-Казань», ООО «Гранд», ООО «Стимул» и ИП Фахрутдинов И. Р. 

В 2005 году компания показывала серьезные убытки по своим финансовым отчетам. Затем данных нет. Они появляются лишь по итогам 2017 года. Тогда чистая прибыль составила 8,7 млн рублей. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

В этом году по программе «Безопасные и качественные дороги» компания выиграла уже четыре тендера. А в прошлом году и вовсе участвовала в тендере по «выполнению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП в Казани», который явно подразумевает установку ограждений на дорогах. 

В июне 2017 года Комитет внешнего благоустройства исполкома Казани заключил контракт с «СК Казаньдорстрой». Ими озаборены были тротуары площади Вахитова и ещё 22 перекрестка с интенсивным трафиком.

Компанией «Казаньдорстрой» руководит Олег Петров. В прошлом году организация так же поучаствовала в тендере по «мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП». Комитет по благоустройству Казани частенько эту компанию привлекает на свои подряды, в том числе и при установке дорожных знаков и указателей.  

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

Судя по финансовой отчетности, дела у «Казаньдорстроя» год от года идут в гору. В 2017 году, например, выручка составила 1,1 млрд рублей, чистая прибыль — около 20 млн рублей. А прошлый год прогнозируется с результатами 1,6 млрд рублей и 30 млн рублей соответственно.  

При подготовке материала ни один из руководителей компаний на связь с изданием не вышел. 

Хозяин современного города — пешеход

— Пару недель назад был в Казани и оказался неприятно удивлен как раз огромным количеством неэстетичных заборов. Мы в шутку предложили сделать новую достопримечательность — отлить из этих ограждений огромный куб и установить на окраинной площади как знак градостроительных ошибок, — рассказывает урбанист и автор телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов

По его словам, после визита в столицу Татарстана нескольких федеральных урбанистов в городе началась волна выкапывания заборов и их покраски. Это показалось Гнилорыбову очень смешным и предельно бессмысленным. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

— Дело в том, что в ГИБДД очень часто вместо внедрения передовых технологий используют привычный опыт 1970-х годов — огородить и «не пущать». Можно построить сколько угодно набережных Кабана, но такие вот заборы будут портить все впечатление от прекрасного города, — сетует урбанист. 

Он задается вопросом: «Что делать?». И отвечает — убрать заборы, успокаивать трафик различными способами, делать больше островков безопасности, обустраивать хотя бы нерегулируемые переходы там, где народ массово перебегает широкие улицы.

— Хозяин современного города — пешеход, а не автомобилист, смею напомнить, так что можно даже осторожно внедрять программу «вижн зеро» — нулевой смертности, — утверждает Павел Гнилорыбов. 

Собеседник также объясняет, почему вдруг казанцы взбунтовались против заборов. 

— Видимо, текущие инструменты общения с чиновниками не устраивают городские массы, отгораживаться электронными инструментами уже не получается. Но тут есть и здравое зерно просвещения, стараний многих урбанистов и блогеров, которые уже несколько лет призывают эти заборы убирать, — говорит урбанист. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

По словам же блогера Аркадия Гершмана, сегодня власти используют заборы как показатель своей эффективной работы, задвигая назад реальные проблемы, связанные с дорогами. 

— На проблему аварийности дорог и улиц обращают внимание все, и она очень серьезная. Но никто не знает, как её решать. Старые методы не работают, а новые не разработаны. Поэтому заборы, подземные и надземные пешеходные переходы стали показателем эффективности работы. В прошлом году, нам говорят, поставили 50 заборов, а в следующем поставят 70 и так далее, — говорит он. 

Этот тезис подтверждается тем, что на недавнем совещании председатель Комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев отчитался, что в городе ещё не все заборы установлены. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

— В рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из подлежащих ремонту 67 дорог и 18 тротуаров в Казани на сегодня выполнен ремонт 14 и 6 объектов соответственно. Зато процент установки ограждений безопасности, светофоров, дорожных знаков, создания искусственных неровностей и шумовых полос приближается к 70%, — заявил чиновник с трибуны. 

Ограждения уродуют внешний вид Казани

Аркадий Гершман утверждает, что исследований, доказывающих безопасность установки заборов, нет. Ни ГИБДД, ни муниципалитеты не делают оценку эффективности установленных заборов. Он приводит в пример Лондон, где местные власти такую оценку делают и постепенно приходят к выводу, что от заборов больше вреда, чем пользы. 

— Заборы уродуют внешний вид города. Создают препятствия горожанам, если на тротуаре узкий проход. Заборы каждый год нужно красить, чинить и менять погнувшиеся. Заборы мешают уборке улиц от снега. От заборов никому не хорошо. Хорошо только производителю заборов, — рассуждает собеседник. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

Гершман советует рассерженным горожанам продолжать привлекать внимание к проблеме, дать сигнал политикам, что ограждения как решение проблемы безопасности их не устраивают. 

— Можно вспомнить недавнюю акцию в Санкт-Петербурге, где люди покрасили заборы в золотой цвет и повесили ценники секций. А каждая стоит по 5000 тысяч рублей без учета работы по монтажу, а в итоге только на одну улицу уходит по несколько миллионов рублей. Таким образом, горожане показали, что их деньги тратятся не на благоустройство, не на общественный транспорт, а на имитацию безопасности, — рассказывает собеседник. 

Он также вспоминает прецедент в Красноярске. Там после информации, что на главном проспекте города установят заборы, поднялось такое возмущение красноярцев, что мэру пришлось уйти в отставку. Пришедший на его место другой мэр, горожане и ГИБДД смогли между собой договориться, что не будут ставить забор на проспекте города. 

Аркадий Гершман раскрывает несколько нормативов, определяющих правило установок заборов. Но ими всё равно пренебрегают. 

Зазаборили: Казань показала России, что такое абсурд в городской среде

— Заборы перед перекрестками со светофорами и у детских учреждений обязательны. Но чаще всего проектировщики, чиновники и гаишники перестраховываются и устанавливают ограждения вдоль всей улицы. Хотя это не требуется никакими техническими нормами, — замечает эксперт.   

Кстати, жители, возмущенные «заборной эпидемией» в Казани, уже начали сплачиваться в отдельные группы. Например, в «Телеграме» появился канал, целиком посвященный лишь проблеме установок ограждающих конструкций, в нем насчитывается 178 подписчиков.     

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *