Старая шутка про две беды России в Татарстане принимает несколько иную огранку. Когда едешь по дорогам других республик и областей, то понимаешь, какой же дорожный рай у нас. Трассы и магистрали становятся все ровнее, машины дороже, надежнее и быстрее, но все равно водители ездят по скоростным стандартам СССР. Превышение скорости — это одно из самых распространенных нарушений ПДД. Практически каждый автомобилист хотя бы раз в жизни получал штраф за это. Очень сложно держать на идеальной дороге стрелку спидометра на 40 км/ч, когда вокруг нет никаких помех.
Что нового?
ГИБДД Татарстана борется с нарушителями с особым рвением. Именно в республике появились первые камеры. Водители приспособились к ним не сразу. Помогали антирадары и другие гаджеты, но смысл всегда был один — притормозить в поле зрения «коробки» и нажать педаль в пол, как только проехал чуть дальше.
Раскусив эту простую схему, республиканская ГИБДД закупила комплексы «Автодория». Компьютеры уже засекают среднюю скорость на определенном отрезке пути. Как правило, он не превышает трех-пяти километров. Сейчас же техника пошла ещё дальше. ГИБДД называет это «Система непрерывного контроля установленной скорости движения».
Новшество вводится на трех автодорогах федерального значения: Москва — Уфа, Казань — Оренбург и Казань — Ульяновск. Скорость абсолютно всего транспорта будет фиксироваться беспрерывно.
— 100 приборов, работающих в автоматическом режиме, контролируют 290 участков автодорог общей протяженностью более 900 километров. Датчики объединены между собой и фиксируют как мгновенную скорость в месте установки, так и среднюю скорость между датчиками, образуя протяженные и непрерывные зоны контроля на всем протяжении маршрута движения, — говорится в заявлении ГИБДД Татарстана.
Из этого сообщения все равно не совсем понятно, как это будет работать на практике. Со стационарными камерами все ясно, а как высчитать среднюю скорость? Ведь лихач может гнать, а в какой-то момент просто остановиться на трассе — попить чай или сходить в туалет. Средняя скорость в таком случае заметно упадет. А если провернуть этот фокус несколько раз, то упадет в разы. Грубо говоря, этот опыт — та же самая «Автодория», только более растянутая. Инспекторы надеются на то, что постоянно разгоняться и тормозить — это довольно глупо. Лучше просто ехать с одной скоростью и не шарахаться.
— Система обеспечения непрерывного контроля такие «уловки» исключает и пресекает, — уверены в ГИБДД. — Это стимулирует к законопослушному поведению не эпизодически в конкретном месте, где установлен прибор, а на протяжении всего участка между комплексами фото- и видеофиксации.
Проблема не в скорости?
Но мы понимаем, что российские водители могут находить противодействие к любому действию. Для них это своего рода хобби, хотя сделано всё в первую очередь для безопасности. По данным ГИБДД республики, за шесть месяцев 2019 года на дорогах Татарстана произошло 1 915 ДТП, в которых 134 человека погибли и ещё 2 401 получил травмы различной степени тяжести.
До конца года системой обеспечения непрерывного контроля движения всех ТС планируется оборудовать автодороги регионального значения, проходящие по территории Республики Татарстан: Казань — Шемордан, Чистополь — Нижнекамск; Казань — Малмыж, Набережные Челны — Заинск — Альметьевск, Сорочьи Горы — Шали.
Александр, водитель с 14-летним стажем:
— Такое чувство, что все это сделано с одной целью — штрафы. Я аккуратный водитель. У меня было всего одно мелкое ДТП за все время за рулем. Вожу аккуратно, никогда не гоняю и всегда внимателен. При этом я два раза в месяц езжу в Лениногорск, Альметьевск или Бугульму. Как результат — стабильно привожу два-три штрафа, хотя еду не быстро. Они хотят, чтобы водители вообще четвертую передачу не включали?
Рамиль Хайруллин, представитель ФАР России в Татарстане:
— Видимо, это какие-то датчики, которые привяжут к «Автодории». ГИБДД Татарстана хочет исключить короткие участки. Назвать это ерундой нельзя, все-таки скоростной режим у нас соблюдается не очень хорошо. Но я бы не придавал особого значения только скоростному режиму. Основная масса смертельных аварий происходит из-за выезда на встречную полосу. Нужно разделять потоки. Если уж в Татарстане так увлекаются камерами, то нужно как-то ловить «встречников». В большинстве своем скорость стараются соблюдать. Это не самая острая проблема. Скорость превышают сильнее всего как раз тогда, когда идут на обгон по встречной полосе. Им бы придумать, как делать это в связке. Не увлекаться только одной темой. Ну снизим мы скорость, а по другим ситуациям аварий не меньше.