«В России нет единой системы исламского образования»

Существующие стандарты для подготовки богословов слишком гибкие.
Существующие стандарты для подготовки богословов слишком гибкие.

В этом году конкурс на место в академии довольно высок, заявляет ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов. На одно место в магистратуру конкурс по 3, а в докторантуру по 3,5 человека. У приемной комиссии вуза есть уже 180 заявлений, а кампания ещё не завершилась. План в цифрах намного скромнее. В ряды студентов могут принять всего лишь 35 человек. Из них 25 пойдут осваивать магистерскую программу, а остальные 10 — докторскую.  

— Интерес к академии в мире возрастает. Нас узнают всё больше. Свидетельством этому является расширенная география абитуриентов. Есть желающие учиться у нас из более чем 13 регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, — сообщил Абдрахманов.  

«В России нет единой системы исламского образования»

Напряженности конкурсу добавляет и то, что возросло количество абитуриентов с высоким уровнем владения арабским языком и тех, кто уже завершил одно из духовных образовательных учреждений Казани, Уфы и Дагестана. К слову, последние считаются основными поставщиками абитуриентов.

Один из факторов, который привлекает молодых богословов в академию, — бесплатное обучение за счет федерального финансирования и благотворителей. Каждому студенту предоставляется одноместная комната и четырехразовое питание.

Что касается уровня знаний поступающих, то он сильно разнится. Ректор рассказывает, что попытка принять единый образец подготовки богословов была предпринята два года назад. Но каждый вуз вносит свои изменения в рабочую и учебную программу. 

— Приходится лишь констатировать, что в рамках одного предмета один студент уже проходил это, а другой, возможно, впервые слышит. Это все потому, что в России нет единого стандарта системы исламского образования, которого придерживались бы все учебные организации, — заявил спикер.

«В России нет единой системы исламского образования»

Сейчас Абдрахманов считает необходимым выстроить систему образования, при которой проведенная работа в рамках примечетских курсов подхватывалась бы на уровне среднего образования — медресе. А затем абитуриент со всеми полученными знаниями поступал бы в вуз.  

— Было бы здорово, если бы, поступая в вуз другого региона, человек не имел проблем перехода в плане количества часов и знаний. Дальше эта система переходит в магистратуру, докторантуру. Чтобы к нам поступали подготовленные абитуриенты, нужно помочь высшим и средним учебным заведениям выстроить одинаковую учебную программу, — отмечает спикер.  

В настоящее время в академии обучается 108 студентов. По итогам приемной кампании зачислят ещё 35 человек. Актуальный вопрос для каждого из этого числа: где они будут работать? Конечно, есть доля тех, кто уже трудится в духовных и религиозных структурах. Например, всех шестерых выпускников этого года уже ждут на своих рабочих местах. 

«В России нет единой системы исламского образования»

— Мы должны понимать, что воспитываем не просто имамов, которые разъедутся отсюда по окончании учебы, а богословов. Поэтому надеемся, что наши выпускники будут развиваться и дальше. Нынешних магистров мы ждем в докторантуре. Их немного — 10 человек на всю страну. Надеемся, что централизованные религиозные организации будут формировать запросы на них. Предполагается, что все начнется с прохождения практики в других регионах. Возможно, там они закрепятся, — добавляет Абдрахманов. 

В академии не забывают и о подготовке кадров для себя. Со следующего года выпускников докторантуры начнут привлекать в деятельность вуза как научных руководителей студентов.  

Помимо подготовки религиозных деятелей в академии активно взаимодействуют с зарубежными представителями исламского богословия. В учебный процесс то и дело привлекаются именитые ученые из Сирии, Палестины, Иордании и других стран, где исламское образование традиционно на высоте. 

«В России нет единой системы исламского образования»

А месяц назад академия заключила свой первый в истории договор сотрудничества с университетом Королевства Марокко Абдуль Малика Аль-Саади. Пригласили одного из преподавателей на месяц в академию для курса арабского языка. А в сентябре этого года татарстанский вуз планирует войти в федерацию университетов исламского мира и заключить соглашения с образовательными учреждениями Египта, Иордании, ОАЭ, Малайзии и Узбекистана. 

Два других новых направления, которые предстоит осваивать студентам Болгарской академии, — освоение книг на старотатарском языке, а также изучение актуальных проблем ислама в научных исследованиях и диссертациях. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *