Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

Бизнесмены пытаются через суд взыскать компенсацию за пожар.
Бизнесмены пытаются через суд взыскать компенсацию за пожар.

Арбитражный суд Татарстана даже после четырех предварительных слушаний не смог начать рассмотрение дела по существу в отношении предпринимателей, бизнес которых в прямом смысле слова сгорел 5 июня прошлого года во время крупного пожара в блоке «Б» торгового центра «Порт». Тушили пожар около семи часов. Тогда общая площадь возгорания составила более 2 500 «квадратов». На месте был развёрнут оперативный штаб, а вся информация о ликвидации происшествия докладывалась президенту Татарстана Рустаму Минниханову

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

21 июля казанцев уже пригласили на открытие обновленного комплекса. За полтора месяца администрация торгового центра нашла силы и средства, чтобы полностью восстановить ТЦ. За всё это время каких-либо жалоб и претензий от арендаторов не поступало. Причем после пожара в «Порт» вернулись более 95% арендаторов, все они по сей день продолжают работать в комплексе. Сегодня в числе наших арендаторов находятся следующие федеральные бренды: Ашан, АГАТ, МЕГАХЕНД, Детский мир, М.Видео, Юничел, Велоград, Мебельная фабрика «Победа».

Странно, что спустя год кто-то из предпринимателей пытается взыскать с администрации «Порта» ущерб, который, по их мнению, им был нанесен в результате пожара. Пока, конечно, до сути претензий сторонам дойти так и не получилось: то документы бизнесменов составлены не так, то свидетели, которых готовы привлекать стороны, «не те». 

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

Истцом по делу значится предприниматель Нели Старикова, которая продавала в ТЦ тюль, портьеры и прочую фурнитуру для дома. Она требует от «Центра торговли Вазиф» (управляющая компания блока «Б». — Ред.) возместить 5,7 млн рублей, из которых 3,5 миллиона реального ущерба и 2,1 — упущенная выгода. При этом представитель ответчика указывал, что ТЦ «Вазифа» не несёт ответственности за ущерб, причиненный пожаром имуществу истца. Это подтверждает и первое решение по аналогичному делу. Старикова вторая, кто подал в суд на бывшего арендодателя, первый — ИП «Власов», владевший точкой «Кроха», — суд проиграл. 

— На прошлом заседании встал вопрос о соотношении документации с конкретными позициями, — пояснила судье Людмиле Андрияновой представитель Стариковой. —  Мы все написали, обобщили и просим его приложить. По упущенной выгоде мы отправили письмо-поручение, где ссылаемся на первичную документацию.

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

После этого сторона заявила ходатайство о разрешении журналистам вести фото- и видеосъемку. Несмотря на то, что ответчики, представлявшие интересы ТЦ «Порт», были против и заверяли суд в «отсутствии общественного интереса и резонанса к этому делу», Андриянова ходатайство удовлетворила. 

Интересы ответчика представляет доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса КФУ, а также член Республиканского фонда поддержки Марат Фетюхин.

Он подтвердил получение документов, о которых заявляет истец, но это более 50 листов пояснительных записок и ещё порядка 500 листов приложений. И всё бы ничего, если бы не одно но — истец предоставляет бумаги, по которым понять, что именно, в каком количестве и во сколько оценивается, невозможно. 

— Чтобы только оценить довод истца, нужно взять страницы приложений и методично соотносить с пояснениями. Истцу ничего не мешало сделать пятую колонку, где выразить, сколько стоит товар, но он этого не сделал, — заявляет Фетюхин.

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

Выяснение того, как должны были правильно оформить документы предприниматели, заняло у сторон порядка получаса. Поняв, что в разных документах не сходятся не только позиции, но и цены, а количество товара не указано в принципе, адвокаты решили собрать вече, куда привлекли третьих лиц, не подававших самостоятельные иски. Из-за этого ответчик не может представить контррасчет. 

На этом моменте Андриянова объявила пятиминутный перерыв, во время которого два адвоката, сама потерпевшая и ещё несколько человек, в том числе эксперт, так и не смогли до конца разобраться в том, почему в одном документе под пунктом №18 указана «ткань», в другом «тюль готовый», а в третьем — вообще другой товар. 

В итоге истец признал ошибку, а участники процесса утвердили форму, по которой одна сторона наглядно и понятно демонстрирует размер реального ущерба и упущенной выгоды, а ответчик предоставляет контррасчет. 

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

Следующий час стороны решали, нужно ли вызывать свидетелей, которые ранее проходили по уже закрытому уголовному делу (речь идет о деле в отношении ТЦ «Порт» по статье «Уничтожение чужого имущества по неосторожности». — Ред.). Дело закрыли из-за того, что следствие не нашло лиц, ответственных за пожар. К консенсусу стороны вновь шли долго и мучительно, в конечном итоге сошлись на нескольких кандидатурах — главном энергетике ТЦ, руководителе службы безопасности объекта и руководителе службы сервиса пожаротушения. 

К этому моменту заседание, начавшееся в 15:00, шло уже второй час. Стрелки на часах показывали 17:00 — время окончания работы суда. Андриянова уточнила, готовы ли стороны продолжить рассмотрение или заседание стоит перенести. Участники процесса высказались за продолжение слушания.

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

Свидетель — Ираида Крылова — арендатор, торговавшая «военкой и лесками». Она рассказала, что в день пожара сработала голосовая система пожарного оповещения, но никто этому значения не придал — учебные тревоги были рядовым событием в ТЦ «Порт». Когда стало понятно, что это не шутка, Ираида побежала к выходу, по пути помогая другим продавцам. 

— Тут же выключился свет, вода сверху начала брызгать, может, полторы минуты. Пока я добежала до входа, она уже кончилась. Очень быстро было, — рассказала Крылова. 

Также из показаний становится понятно, что с водой в тот день в ТЦ были сложности. Пожарные экстренно искали источники последней, а в трубах, к которым можно подключить шланги, воды не было. «Они не вибрировали, как должны. Воды в ТЦ не было», — заявила свидетель.

Тут стоит напомнить позицию ГУ МЧС России по РТ в дни пожара, которые тогда рассказывали, что объект проверялся в марте 2018 года. Найденные нарушения тогда были устранены в оперативном порядке. Они не являлись критичными, чтобы каким-то образом повлиять на работу системы пожарной безопасности. Об этом говорили в региональном МЧС. Сомнений в том, что системы дымоудаления работали у спасателей нет. А что касается воды, то район сам по себе безводный, потому подъезжали цистерны коммунальных служб, чтобы подразделения пожарной охраны могли бороться с огнём. 

Арендаторы ТЦ «Порт» запутались в расчетах ущерба

На вопрос Фетюхина, были ли у неё на «точке» так называемые нештатные электрические приборы — чайники, зарядки или что-то еще, Крылова ответила утвердительно, а следом уточнила — за два года работы в ТЦ она пользовалась ими единожды в обед.   

После завершения допроса свидетеля судья Андриянова заявила о перерыве и переносе слушания на 4 сентября. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *