«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

Психолог рассказала, как оторвать ребенка от телефона и посадить за учебники.

В преддверии начала нового учебного года клинический психолог в области интернет-зависимости Мария Щевлягина дает школьникам и их родителям практические советы по подготовке к учебному процессу после трех месяцев ничегонеделания. Особенно остро, по мнению специалиста, стоит вопрос о том, как оторвать подростка от любимых гаджетов. 

- Как бы трудно ни пришлось, но все же сделать это необходимо, так как гаджеты способны затронуть широкий спектр познавательных функций человека. Уже известно, что использование гаджетов негативно влияет на креативность, приводит к снижению памяти, нарушению концентрации внимания, затруднениям в чтении, устном и письменном пересказе текста, - утверждает психолог. 

Чтобы избежать печальных последствий, Щевлягина делится рекомендациями от Всемирной организации здравоохранения. 


Сколько можно проводить времени за экраном без последствий? 

Детям от 7 до 10 лет - не более 30-50 минут в день. 

Детям от 11 до 18 лет - не более 3 часов. 


- И чем позже начнется электронная жизнь ребенка, тем лучше будет для его психического и физического благополучия. Конечно, в школьном возрасте электронной жизни уже не избежать, но можно её контролировать, - добавляет спикер. 

А для этого очень важно договориться с ребенком о том, какое место будут занимать электронные игрушки в его реальной жизни, наполненной интересными событиями, делами, общением. По-другому говоря, необходимы семейные правила. Их устанавливают родители, они же следят и за их выполнением. 

- Пусть, например, ребенок проводит за экраном по часу в день. В это время входит и просмотр телепередач, и общение в социальных сетях, и прослушивание музыки. Просто он сам будет решать, как ему этим временем распорядиться, - объясняет психолог. 


Что делать, чтобы гаджеты не снижали успеваемость и не нарушали здоровье? 

1. Планировать досуг, в том числе и с использованием мультимедиа. 

- Это не только планирование количества времени, проводимого за устройством, но и качество информации и место использования гаджета. То есть, например, запрет на просмотр телевизора и других устройств за едой или перед сном. У каждой семьи свои правила в этом вопросе, - говорит Мария Щевлягина. 

2. Соблюдать родительский контроль за использованием гаджета.

- Очень желательно, чтобы в комнате ребенка, особенно до 14 лет, не было телевизора и компьютера, чтобы родители имели возможность наблюдать за тем, чем он занимается в интернете, с кем он общается, знакомится, какие предпочитает игры, какую слушает музыку, - уверена специалист. 

В это же правило входит и то, что родители должны информировать ребенка о последствиях чрезмерного использования гаджетов. Учить его безопасности, что можно, а что нельзя делать в социальных сетях. Также рекомендовано проводить тщательный отбор контента, то есть развивающих продуктов, которые учат сопереживанию, терпимости, хорошим навыкам межличностного общения. 

- Тем более что именно дефицит навыков межличностного контакта часто является фактором развития зависимого поведения от виртуального общения, - говорит Щевлягина. 


Чтобы переход в рабочий режим происходил без спешки и стресса, все ограничения, связанные с социальными сетями и интернетом, по словам специалистов, следует вводить постепенно. Начинать необходимо примерно за две-три недели до начала учебного года, то есть уже сейчас.

- При этом следует аккуратно переключать внимание ребенка на другие виды деятельности. Какие-то интересы, повторение уже пройденного материала, совместные активности, прогулки, подкреплять его успехи в новых видах реальной деятельности. Важно составить те же самые правила пользования интернетом и социальными сетями. Они обязательно должны быть прописаны, а не просто проговорены устно, - подчеркнула психолог. 

Для достижения всего вышеперечисленного одним из главных факторов успеха являются, конечно же, сами родители. Если взрослые постоянно онлайн и не выпускают из рук смартфон, им трудно добиться от ребенка соблюдения этих правил. 

Кроме ограничения времени за гаджетами, для успешного начала учебного года без стресса специалисты Минздрава Татарстана рекомендуют родителям научить детей придерживаться правил ЗОЖа. Режим дня, питания, сна, физическая активность и позитивное мышление позволят подростку без стресса и в полном объеме освоить школьную программу. К этим нововведениям так же нужно готовиться постепенно, за пару недель до сентября. 

Как говорит заведующая детским кабинетом Республиканской клинической офтальмологической больницы Людмила Филиппова, несоблюдение режимных моментов зачастую приводит к серьезным нарушениям здоровья детей. 

- На первое место офтальмологических проблем выходит близорукость. Оказалось, человеческий глаз не приспособлен к работе с мониторами. Из-за этого  очень быстро вырабатывается патология, особенно если ребенок имеет предрасположенность, - говорит врач. 

Чем раньше начинает развиваться патология, тем она менее благоприятна по жизни в дальнейшем. В частности, у детей со средней или высокой степенью близорукости могут появиться различные виды осложнений.

- Инвалидизация по близорукости у взрослых доходит до 15-20%, - делится неутешительными данными Филиппова.

Руководитель центра здоровья ДРКБ Гузель Ярулина предлагает мыслить ещё шире и напоследок дает свою рекомендацию родителям. 

- При подготовке к школе очень важно и создание родителями позитивного образа школы. Взрослые должны дать понять ребенку, что в школе он получит много новых и полезных знаний. И на все вопросы «а почему», «а как» будет ответ. И потом, в школе у него появится много новых друзей и увлечений. Если ребенок будет помнить об этом, то и желание ходить в школу не пропадет, - заключает эксперт.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
16 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Асия
а если ребенок со смартфона книжки читает ему тоже нужно запретить им пользоваться по долгу???
0
0
Ответить

Оля
@Асия электронную книгу купите с жидкими чернилами
0
0
Ответить

Маршал
люди разучились быть внимательными. школа не учит созерцанию и умению концентрирвоаться. проблема не в телефонах, а в целом в системе образования от яслей до института
2
0
Ответить

Халик
Немного статистики. из 11 класса в России не выходит ни одного здорвого человека! ни одного! только вдумайтесь наши дети к 16-17 годам имеет приобретенные болезни серьезные и всякие разные патологии
0
0
Ответить

Родитель
Сказать это я и сам могу все. Ничего нового товарищ "психолог" не открыла. Попробуйте воплотить это в жизнь, когда и работа, и дом, и все в этом духе
1
0
Ответить

Алия
@Родитель Тоже об этом подумала
1
0
Ответить

Перспектива
Гаджеты зло, а результаты их воздействия негативного к сожалению проявляются не сразу, а в течение нескольких лет
0
0
Ответить

Игорь
я видел современную мамашу в автобусе. ребенок плакал и она взяла включила ему на телефоне какойто тырдыц пердыц ля-ля-ля, я краем глаза картинку увидел ужаснулся! там сс бешеной скоростью непонятно что происходило. ребенок конечно успокоился, но это же зомбирвание натуральное. че с мозгами происходит после просмотра такого я не представляю
0
0
Ответить

Женщина
У меня ребенок с помощью компьютера научился читать писать считать. не надо запрещать, надо просто учить умело этим всем пользоваться
0
0
Ответить

Злой
Сейчас каждый второй называет себя психологом. умные типа все стали, знают, как жить
0
0
Ответить

Зария
родители пашут ибо кушать что-то надо. в стране самые бедные - эт осемьи с детьми. 20-30% живут за чертой бедности люди как могут так и выкручиваются
0
0
Ответить

Ильнур
А чего близорукие уже инвалидами считаются? тогда давайте мне бесплатную парковку и льготы другие
0
0
Ответить

Наблюдатель
При современной школьной программе у детей не остается времени ни на физическую активность, ни на нормальный досуг. Уроки, уроки, уроки. плюс дополнительные всякие задания типа поделки надо сделать и другой бред
1
0
Ответить

Люся
@Наблюдатель Вот именно,при современной учебной программе...в этих учебниках в заданиях уже написано:"найди в интернете...,выпиши из интернета...,прочитай в интернете". По другому предмету задают зарегистрироваться на каком нибудь указанном учителем сайте и заниматься там подготовкой впр и др.контрольным. У нас однажды по погодным условиям кабель сетевой с улицы повредился и не могли выйти в инет несколько дней,так нам училка всю плеш проела,почему не бываете на сайте,проситесь к соседям.Как мы раньше без гаджетов учились?
1
0
Ответить

Школьник
А то от книжек зрение плохим не становилось? Почему ботаны в школах в основном в очках ходили? потому что у них образ такой что ли был??? потому что они много читали и зрение теряли на этом
0
0
Ответить

Старик
Как всегда правды в настоящем информационном поле не найдешь. Не знаешь, кому верить. Одни говорят, что гаджеты вредные, другие - что полезные. вы там между собой сначала разберитесь и придите к общему мнению прежде чем на публику что-то заявлять
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite