«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

Психолог рассказала
Психолог рассказала, как оторвать ребенка от телефона и посадить за учебники.

В преддверии начала нового учебного года клинический психолог в области интернет-зависимости Мария Щевлягина дает школьникам и их родителям практические советы по подготовке к учебному процессу после трех месяцев ничегонеделания. Особенно остро, по мнению специалиста, стоит вопрос о том, как оторвать подростка от любимых гаджетов. 

— Как бы трудно ни пришлось, но все же сделать это необходимо, так как гаджеты способны затронуть широкий спектр познавательных функций человека. Уже известно, что использование гаджетов негативно влияет на креативность, приводит к снижению памяти, нарушению концентрации внимания, затруднениям в чтении, устном и письменном пересказе текста, — утверждает психолог. 

Чтобы избежать печальных последствий, Щевлягина делится рекомендациями от Всемирной организации здравоохранения. 

«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

Сколько можно проводить времени за экраном без последствий? 

Детям от 7 до 10 лет — не более 30-50 минут в день. 

Детям от 11 до 18 лет — не более 3 часов. 


— И чем позже начнется электронная жизнь ребенка, тем лучше будет для его психического и физического благополучия. Конечно, в школьном возрасте электронной жизни уже не избежать, но можно её контролировать, — добавляет спикер. 

А для этого очень важно договориться с ребенком о том, какое место будут занимать электронные игрушки в его реальной жизни, наполненной интересными событиями, делами, общением. По-другому говоря, необходимы семейные правила. Их устанавливают родители, они же следят и за их выполнением. 

— Пусть, например, ребенок проводит за экраном по часу в день. В это время входит и просмотр телепередач, и общение в социальных сетях, и прослушивание музыки. Просто он сам будет решать, как ему этим временем распорядиться, — объясняет психолог. 

«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

Что делать, чтобы гаджеты не снижали успеваемость и не нарушали здоровье? 

1. Планировать досуг, в том числе и с использованием мультимедиа. 

— Это не только планирование количества времени, проводимого за устройством, но и качество информации и место использования гаджета. То есть, например, запрет на просмотр телевизора и других устройств за едой или перед сном. У каждой семьи свои правила в этом вопросе, — говорит Мария Щевлягина. 

2. Соблюдать родительский контроль за использованием гаджета.

— Очень желательно, чтобы в комнате ребенка, особенно до 14 лет, не было телевизора и компьютера, чтобы родители имели возможность наблюдать за тем, чем он занимается в интернете, с кем он общается, знакомится, какие предпочитает игры, какую слушает музыку, — уверена специалист. 

В это же правило входит и то, что родители должны информировать ребенка о последствиях чрезмерного использования гаджетов. Учить его безопасности, что можно, а что нельзя делать в социальных сетях. Также рекомендовано проводить тщательный отбор контента, то есть развивающих продуктов, которые учат сопереживанию, терпимости, хорошим навыкам межличностного общения. 

— Тем более что именно дефицит навыков межличностного контакта часто является фактором развития зависимого поведения от виртуального общения, — говорит Щевлягина. 


Чтобы переход в рабочий режим происходил без спешки и стресса, все ограничения, связанные с социальными сетями и интернетом, по словам специалистов, следует вводить постепенно. Начинать необходимо примерно за две-три недели до начала учебного года, то есть уже сейчас.

«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

— При этом следует аккуратно переключать внимание ребенка на другие виды деятельности. Какие-то интересы, повторение уже пройденного материала, совместные активности, прогулки, подкреплять его успехи в новых видах реальной деятельности. Важно составить те же самые правила пользования интернетом и социальными сетями. Они обязательно должны быть прописаны, а не просто проговорены устно, — подчеркнула психолог. 

Для достижения всего вышеперечисленного одним из главных факторов успеха являются, конечно же, сами родители. Если взрослые постоянно онлайн и не выпускают из рук смартфон, им трудно добиться от ребенка соблюдения этих правил. 

Кроме ограничения времени за гаджетами, для успешного начала учебного года без стресса специалисты Минздрава Татарстана рекомендуют родителям научить детей придерживаться правил ЗОЖа. Режим дня, питания, сна, физическая активность и позитивное мышление позволят подростку без стресса и в полном объеме освоить школьную программу. К этим нововведениям так же нужно готовиться постепенно, за пару недель до сентября. 

Как говорит заведующая детским кабинетом Республиканской клинической офтальмологической больницы Людмила Филиппова, несоблюдение режимных моментов зачастую приводит к серьезным нарушениям здоровья детей. 

«Гаджеты негативно влияют на креативность детей»

— На первое место офтальмологических проблем выходит близорукость. Оказалось, человеческий глаз не приспособлен к работе с мониторами. Из-за этого  очень быстро вырабатывается патология, особенно если ребенок имеет предрасположенность, — говорит врач. 

Чем раньше начинает развиваться патология, тем она менее благоприятна по жизни в дальнейшем. В частности, у детей со средней или высокой степенью близорукости могут появиться различные виды осложнений.

— Инвалидизация по близорукости у взрослых доходит до 15-20%, — делится неутешительными данными Филиппова.

Руководитель центра здоровья ДРКБ Гузель Ярулина предлагает мыслить ещё шире и напоследок дает свою рекомендацию родителям. 

— При подготовке к школе очень важно и создание родителями позитивного образа школы. Взрослые должны дать понять ребенку, что в школе он получит много новых и полезных знаний. И на все вопросы «а почему», «а как» будет ответ. И потом, в школе у него появится много новых друзей и увлечений. Если ребенок будет помнить об этом, то и желание ходить в школу не пропадет, — заключает эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: