Татарское кино увидеть не хотите ли

Культура 14:21 / 24 августа
4
Татарское кино увидеть не хотите ли

В Казани стартовала Неделя татарстанских фильмов.

Фильмы на татарском языке в кинотеатре - реальность? Прямо сейчас убедиться в этом такая возможность есть. В кинотеатре «Мир» началась Неделя татарстанского кино. До 31 августа ежедневно зрителям будут представлять работы национальных режиссеров. За 9 дней зрителям представят 13 разножанровых картин. 

- Я с гордостью заявляю, что половина из них на татарском языке. Уверен, что это будет большой вклад в татарскую кинематографическую культуру, - добавил заместитель министра культуры Татарстана Дамир Натфуллин.

На церемонии открытия фестиваля присутствовали и некоторые из режиссёров, чьи фильмы вошли в список кинолент. Каждый из них при приветствии старался как можно интереснее представить свою форму.

Что посмотреть на Неделе Татарстанского кино?

24 августа

«Мулла» 18:00, 121 мин., 12+

Интерес к этой кинокартине в свое время был очень высок и на первый его показ в рамках мусульманского кинофестиваля пришло очень много зрителей. Настолько много, что они не уместились в один кинозал. Пришлось открывать второй и показывать там премьеру параллельно.

Режиссерам картины Амиру Галиаскарову и Рамилю Фазлиеву, последний, кстати,  исполнял главную роль, действильно было чем привлечь внимание. Во-первых, фильм был снят по одноименной пьесе известного татарского драматурга Туфана Миннулина. До премьеры картины, по этому произведению в театрах уже долгое время шли не менее популярные спектакли. А во-вторых, одну из ролей в фильме сыграл российский актер Марат Башаров. По этому поводу он отшучилвался, что его взяли на съемку по блату.

Фильм повествует историю молодого человека по имени Асфандияр. Взяв на себя чужую вину, он попадает в тюрьму, где обретает веру в Бога. К моменту выхода на свободу у парня не остается никого, кроме состоятельного дяди Самата. Тот предлагает Асфандияру стать муллой в родной деревне, где сам недавно построил мечеть. Так на плечи бывшего заключенного возлагается большая задача: возродить духовность и нравственность народа, который давно перестал верить в доброе.

25 августа

«И в шутку, и всерьез»11:00, 60 мин., 0+

Это целый цикл детских короткометражных фильмов от Фонда развития детского кино «Сотворение». Более 70 детей от 7 до 17 лет стали героями 18 минифильмов. 

В рамках проекта было отснято 18 короткометражных фильмов. Всего в съемках участвовало более 70 детей в возрасте от семи до 17 лет.

Сюжеты фильмов будут интересны самым младшим ценителям киноискусства – детям. Режиссер работ Эдуард Габидуллин сумел затронуть все важные для детей и подростков темы в одном месте. Здесь учеба, дружба, гаджеты, первой любовь, мечты.

25 августа

«Водяная»15:00, 85 мин., 12+ 

«Водяная» - это первая татарстанская картина, которой удалось пробиться в российский прокат, и за первый же уэикенд заработать больше миллиона рублей.

На вопрос в чем же секрет такого успеха, режиссер фильма Алексей Барыкин отвечал.

- Ну не хватает российскому прокату кино с детьми, семейного кино, а наш еще и смотреть легко.

Сюжет фэнтези по мотивам произведений Каюма Насыри и Габдуллы Тукая полон неожиданностей и татарского колорита. Для гостей города, кто хочет нестандартно познакомиться с национальной культурой, а времени в обрез – самое оно. Неплохо и для казанцев. Интересно взглянуть на столетние сказки под новым углом, так сказать, освежить себе память.

26 августа

«Инсаф»18:00, 72 мин., 6+

Фильм снятый по популярной пьесе татарского писателя Рабита Батуллы «Кичер мине, әнкәй», впервые представили на суд зрителя еще в декабре прошлого года.

По словам продюсера фильма Натальи Топал, работа велась за счет их личных денежных вложений. А актеры, зная это,  снимались и вовсе бесплатно

Оказалось, что режиссер картины Фарит Давлетшин уже не раз работал по пьесам писателя. А эту работу он назвал первой татарской семейной комедией.  Специально для нее был составлен новый сценарий и придумано новое название, не как у пьесы, дабы не повторяться. Хотя сам писатель такого решения оценил как не самое лучшее.

27 августа

«Остазбикә» 18:00, 26 мин., 12+

Первый национальный фильм, поднимающий такую острую тему, как многожёнство в мусульманстве. Режиссер Ренат Каримов оцифровал в киноленту одноименный рассказ великого татарского писателя Гаяза Исхаки 1915 годов.

В основе сюжета – переживания главной героини Сагиды, которая после 12 лет совместной жизни из-за своего бесплодия вынуждена сама предложить любимому мужу мулле Абдульвахиду взять вторую жену.

27 августа

«Нигез йорт» 19:05, 28 мин., 6+

Этот фильм татарского режиссера Насура Юрушбаева получил премию в номинации «Лучшая актерская работа» на Международном фестивале «Мы вместе-2018». А на показе во время Казанского кинофестиваля работа вызвала бурную реакцию зрителей, ведь тема драмы настолько животрепещуща.

Сания эби живет в башкирской деревне и ждет в гости из Владивостока дочь Энже с мужем и двумя детьми. Дети приезжают и уговаривают маму уехать жить к ним, так как не могут остаться в деревне. Мама отказывается: «Как я могу оставить отчий дом?». Тогда дети предлагают матери переехать в дом престарелых, и она из-за любви к единственной дочери соглашается. Эби соглашается, но сильно переживает. Днями сидит и смотрит в окно, через которое видно крышу дома. Внезапно к ней приезжает Джамиль бабай полным карманом денег.

28 августа

«Волчий яр» 18:00, 16 мин., 18+

Фильм  от создателей нашумевшего «Муллы» режиссера Амира Галиаскарова и продюсера Марата Ахметшина был снят на бюджетные деньги от Минкульта. Сами они оценивают свою работу как фильм о сложном человеческом выборе в вопросе жизни и смерти.

По сюжету короткометражки, два брата школьников ранним утром едут на рыбалку, и по пути видят перевернутую в овраге машину. Овраг называется Волчий Яр, отсюда и название фильма. По каким-то причинам один из братьев отказывается звонить в «Скорую помощь», хотя пострадавшие в аварии еще живы.

28 августа

«Жиде малай» 18:45, 30 мин., 12+

Комедийная история от режиссеров Рафиля Галимуллина и Марселя Махмутова точно не оставит равнодушным поклонников звезды татарской эстрады – Фирдуса Тямаева. Ведь он исполнитель главной роли в фильме – простого деревенского парня по имени Салават. Но Тямаев не просто приглашенная знаменитость для привлечения внимания зрителя. Фильм - это кинотрибьют его одноименной песне, сам певец - один из продюсеров картины.

По сюжету друзья Салавата помогают ему раздобрить отца  его возлюбленной. Отец - Союз Ханипович - против их отношений, так как считает, что дочь не должна отвлекаться от учебы. На что только не пойдешь из-за сильных чувств. В одной из главных сцен фильма Салават поднимается на минарет деревенской мечети и признается девушке в любви через громкоговоритель.

29 августа

«Байгал» 18:00, 81 мин., 12+

«Байгал» - это первый татарский фильм, в котором можно увидеть довольно откровенную эротическую сцену. И на первом же показе картины на встрече с его режиссером Ильдаром Ягафаровым зрители признались, что они правда ждали этого.

- Мы хотели сделать единственную эротическую сцену еще более эротичной. Там такой был шквал эмоций, - делился подробностями съёмочного процесса Ягафаров.

Но главная идея все же не в этом. Как сказал режиссер, это фильм о мужском публичном одиночестве.

Картина рассказывает историю старого рыбака Галимзяна, который пытается спасти от тюрьмы своего сына. Не последнюю роль в этом деле сыграет мифологическая рыба Байгал. По легенде, она помогает оказавшимся в беде людям.

30 августа

«La Primavera»18:00, 28 мин., 12+

Фильм, созданный к 30-летию известному в Татарстане камерному оркестру «La Primavera» и его бессменному руководителю Рустему Абязову представила в этом году режиссер Светлана Серова. Эта работа завоевала победу на Мусульманском кинофестивале 2019 в номинации  «Документальное кино». Ради получаса зрительского удовольствия Серова снимала жизнь оркестра целый год.

- Это история о том, что классическая музыка близка всем: не понимая ни одной ноты, можно плакать, - говорит в одном из интервью режиссер.

30 августа

«Сложный узор» 19:05, 23 мин., 6+

Ильшат Рахимбай посвятил свой фильм известной татарской певице Гульзаде Сафиуллиной. Отметив свой 70-летний юбилей, она до сих пор активно занимается творчеством, общественной деятельностью. А в фильме певица делает и вовсе уму непостижимые вещи – прыгает с парашютом.

Работа была высоко оценена на прошлом казанском кинофестивале и была удостоена награды в номинации «Национальный конкурс»

31 августа

«Әпипә»19:00, 95 мин, 12+

Этот фильм как вишенка на торте, станет заключительным на неделе татарстанского кино. Премьеру музыкальной комедии от амбициозного кинорежиссера Ильшата Рахимбая ждут уже немало. Интерес к картине обуславливают актеры, в качестве которых были выбраны популярные звезды татарской эстрады. Среди новоиспеченных звезд киноиндустрии – Элвин Грей, Алсу Абульханова, Алина Шарипжанова, трио «Зу-Ляй-Ля» и Фирдус Тямаев.

Сюжетной основой мюзикла стали гастроли музыкальной группы «Әпипә» и происходящие с ее участницами интересные случаи. Сценарий был написан на основе рассказов от  самих же снимающихся в фильме  артистов.

Увидеть мюзикл, только сошедший со сковородки, можно будет также, как и все остальные картины в кинотеатре «Мир».

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Много лет хотел рассказать историю Ходжи, но не мог придумать как»

Автор фото: Артем Дергунов/KazanFirst
Культура 14:58 / 18 августа
9
1
«Много лет хотел рассказать историю Ходжи, но не мог придумать как»

Тимур Бекмамбетов воплотил идею восточной сказки в Свияжске.

Завершается шестая театральная лаборатория «Свияжск АРТель». В один из последних дней эскизы зрителям продемонстрировали кинорежиссеры Игорь Волошин и Тимур Бекмамбетов. «Паука» мы ещё увидим, а Ходжу - неизвестно.

Коротко о Свияжск АРТели

В этом году театральная лаборатория проходит с 8 по 18 августа. Её формат следующий: режиссеры готовят эскизы спектаклей в сжатые сроки. Если учитывать, что последние два-три дня уходят на показы, то на подготовку остается в среднем восемь дней.

Все проекты АРТели относятся к сайт-специфическому театру, то есть приходится создавать постановки на привычных простому человеку локациях - улица, торговый центр, автобус или метро и находить реквизит, а не создавать его в мастерской. Таким образом декорациями на лаборатории выступают природа и архитектура Свияжска. Ещё одна особенность - погода. Спектакли показываются в основном под открытым небом, поэтому режиссеры должны быть готовы к любым погодным условиям.

Шестая лаборатория необычна тем, что эскизы ставят режиссеры кино, а не театра, а темой стала дорога. Так или иначе кинорежиссеры решили уйти в прошлое, но добавили нотки современности.

Паук

Игорь Волошин, режиссер, который известен как соавтор сериалов «Ольга» и «Физрук», поставил эскиз по собственному киносценарию под названием «Паук».

История разворачивается в конце 1940-ых годов, когда начинается очередная волна репрессий. В качестве локации Волошин выбрал двор Свияжского музея, где в те годы было отделение исправительно-трудовой колонии ГУЛАГа. Кинозвезда Ольга Х., которую играет актриса Ольга Симонова, попадает в одиночную камеру на Лубянке. Актрису принимают за британскую разведчицу. НКВДшник по кличке Грач, которого играет Роман Смирнов, пытается получить от неё признание, но Ольга не ест и не сознается, поэтому подвергается пыткам. Как отмечает Волошин, в процессе Грач мутирует в абсолютное зло.

В спокойное время актриса делит камеру с черным пауком, которого играет Павел Густов, актер казанского ТЮЗа. Во время постановки Паук рассказывает о том, что в закрытом пространстве и камерных условиях человек испытывает злость, появляются галлюцинации, путанные мысли и как итог - шизофрения. Ольга начинает сходить с ума.

В эскизе также участвуют актеры Елена Калаганова, Диана Сафарова, Анастасия Радвогина и Руслан Риманас.

«Это друг всех заключенных»

Идея поставить эскиз в трудный исторический период у режиссера возникла в процессе мыслей о глубоком.

- История появилась в связи с тем, что с возрастом ты все больше думаешь о важных и глубоких вещах, как свобода, неприкосновенность человеческой личности и ценность жизни, которая, к сожалению, в один момент может превратиться в ту гору мусора, полиэтилена, в который мы запутываем наших героев в виде образной паутины. Я выбрал конкретный период. У всех 1937 год на слуху, но в 1947 году была новая волна репрессий, о которой не все знают. Я перечитал много мемуаров советских актрис, которые в эти годы оказались в тюрьме и по 15 лет находились в лагерях и пересылках. Я отталкивался от этих документальных фактов, - рассказывает Волошин.

«Паук» - это будущий киносценарий. На АРТели режиссер показал свое видение современного театра.

- В самом киносценарии героиня будет иметь отношения прямо с пауком. Есть технологии, когда можно поснимать реального паука, а потом заставить его говорить. Хочется рисовать по минимуму. Я не очень люблю графику, потому что с ней пропадает правда, - говорит он. - Это сюрреалистическая платформа для искусства, это не совсем реальная история. Что удивительно, когда мы гуляли, Лена Калаганова рассказала о человеке, который родился в тюрьме и его спас НКВДшник. Здесь даже сняли фильм «Голубка». Меня потряс тот момент, что он общался с пауком. Эта субстанция является единственной частью жизни, пусть и не в лучшем проявлении. Паук - это друг всех заключенных.

Работать в условиях сайт-специфического театра Волошину было интересно, но со светом на площадке происходили странные вещи.

- Немножко было трудно технически, потому что мы, может, чуть-чуть выше задрали планку со светом. Здесь висит оборудование из маленького театра «Угол», где все минималистично. Мне чуть-чуть не хватило технического времени. Саму историю мы выстроили, но в процессе видишь, кто-то провалился в тень или ещё что-то. У нас свет два дня сходил с ума. Какая-то мистика. Каждый день мы приходили в 4 часа утра, настраивали свет заново, а во время спектакля приборы пытались найти, что светить. Сегодня было более менее. Но в целом мне повезло с труппой. Я всегда стараюсь говорить, что нам повезет, - заключил режиссер.

Ходжа Насреддин

Тимур Бекмамбетов, которого мы знаем по кинофраншизам «Дозор» и «Елки», решил поставить эскиз об известном мудреце и простаке Ходже Насреддине и его Ишаке.

- Много лет я хотел рассказать историю Ходжи, но не мог придумать как. Однажды понял, что нужно рассказывать историю не про Ходжу, а про Ишака, потому что мы больше похожи на ишаков, чем на наших учителей. Так появилась идея сделать спектакль об Ишаке и последнем пути Ходжи. Мы все знаем много анекдотов про него, но здесь в первый раз видим историю о том, как закончилась его физическая жизнь, ведь он продолжает жить среди нас в своих историях, - говорит Бекмамбетов.

Действие разворачивается на берегу Свияги ночью под естественным светом факелов. Ишак, которого играет актер казанского ТЮЗа Нияз Зиннатуллин, рассуждает о своей жизни, общается со зрителями - кстати, в течение всего эскиза актеры импровизировали и взаимодействовали со зрителями – и вдруг понимает, что становится свободен. Ходжа Насреддин, которого играет Эмиль Талипов, актер театра Камала, выкупил его у хозяина. Как выкупил, забрал бесплатно, да и ещё сверху получил 25 монет. Но осел не знал, что делать со своей свободой, поэтому остался с новым хозяином.

Ишак отправляется в путь с Ходжой за его женой Мэхэббэт к эмиру Тимуру, роль которого исполняет Искандер Хайруллин, актер театра Камала. В дороге Насреддин спасает утопающего, кормит своего осла - конечно же, хитрым путем - и говорит о любви. Ходжа уверен, что для того, чтобы любить, необязательно, чтобы человек был рядом. И тут он меняется в глазах Ишака.

Спасая свою деревню от пожара, Насреддин, как и обещал, уходит с эмиром Тимуром в мир «иной», оставляя Ишаку самое сокровенное, что у него есть - Коран. А осел отправляется в свой собственный путь со своей кобылицей, которую играет Юлия Маленкина, актриса иммерсивного спектакля «Анна Каренина».

Несмотря на короткие сроки, эскиз получился законченным. Восточные костюмы и реквизит организаторы позаимствовали у коллекционеров, на протяжении всей постановки играли музыканты Радик Салимов, Базарбай Бикчантаев, Альберт Сатрутдинов. Зрители даже отметили, что эта работа уже годится для кино. Но это был театр, в середине которого ждал антракт. Актеры накормили зрителей пловом, передохнули и отправились дальше.

«Важно в жизни хотя бы единожды прокукарекать три раза» 

Бекмамбетову также, как и Волошину, работать в непривычных условиях было комфортно. Сыграли свое дело команда и процесс подготовки сценария.

- Это замечательная возможность родить текст. Для меня текст рождается не на бумаге под пером автора, а когда есть коллектив и зритель. Так сразу все становится видно и понятно. Как форма - это удивительно правильный метод. Я надеюсь, мы её сможем продолжить, будем репетировать какие-нибудь спектакли «Аватар», - смеется Бекмамбетов.

Во время обсуждения эскиза со зрителями один мужчина заметил, что пару раз его слух резало слово «блин» из уст актеров. Как показалось журналисту KazanFirst, это приземляло героев и выстраивало более крепкую связь со зрителем.  

- Говоря про Ходжу Насреддина, важно помнить, что это были люди. Они, рассказывая подчас не очень неприличные истории, выступают зеркалом. Они показывают нам, какие мы. Это один из методов суфиев того, как учить нас быть лучше, - говорит Бекмамбетов, добавляя, что вставки актеров никак не отразились на всем замысле.

Олег Лоевский, театральный критик, куратор театральной лаборатории «Свияжск АРТель», также добавил, что сочетание русской и татарской речи получилось удивительным. Сразу возник и объем, и жизнь, и большое количество обертонов.

Мы поинтересовались у Бекмамбетова, что было самым трудным в процессе и почему в качестве площадки был выбран песок на берегу Свияги.

- Труднее всего то, что театральный процесс - это путь, как и тема самого спектакля, потому что наша жизнь - это путь. Здесь цель не так важна, как процесс. И мы прошли этот путь. Я думаю, все получилось. Смысл был в удовольствии от процесса, - говорит режиссер. - История про Ходжу - это Восток, песок, путь. Нам это дало возможность заставить зрителя ходить и выстроить дорогу.

Зрителям было интересно, стоит ли ждать на экране историю про Насреддина, но ответ оказался неоднозначным.

- Это последний спектакль. Вы были на уникальном представлении. Может, Ильгиз и Тимур будут думать, что дальше над этим делать, но эта островная жизнь имеет сроки и погодные условия, - ответил Лоевский.

По сценарию Ходжа отправлялся в путь как с Ишаком, так и с эмиром Тимуром, только после того, как те прокукарекают три раза. Перед своим отправлением Бекмамбетов добавил.

- В общем, важно в жизни хотя бы единожды прокукарекать три раза, потому что мы очень серьезные. Обычно самые плохие вещи делаются людьми с серьезным выражением лица, - заключил режиссер.

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх